Прогулки по Вене - 7.
Вена для многих может показаться скучным городом. Но я бы сравнил ее с бутылкой хорошего вина. Этикетка провоцирует предвкушение. Слова Кьянти, Карвуазье, Божоле, Кальвадос, Текила вызывают те же ощущения, что и слово Вена. Нельзя познать вкус вина не попрововав его. Когда бутылка уже откупорена, то ее вкус и аромат еще долго будоражит ваши воспоминания. Так и Вена. Она будоражит воспоминания.
Для многих слово Хундертвассерт лишено какого-то смысла. Но тот, кто однажды прикоснулся к его творчеству, будет помнить свои ощущения всегда. Давайте знакомиться с ним.
Что это?
Итак, в Вене садитесь на U-bahn (метро) - U4 (зеленая ветка) или U6 (коричневая) и едете до станции Spitelau. Там просто выходите наверх - не промахнетесь. Вы увидите мусоросжигающий завод. Мусоросжигающий завод в центре Вены! Автор этого проекта - Хундертвассер.
Выйдя из метро вы увидите это чудо!
Фриденсрайх Хундертвассер (настоящее имя - Фридрих Стовассер) называл себя доктором архитектуры - то есть врачом, лечащим больное зодчество.
Однозначной оценки творчества этого талантливого художника и архитектора нет до сих пор. Вся жизнь его была связана с философским переосмыслением и преобразованием среды обитания человека и архитектурного сооружения как основного элемента этой среды. Он не придавал большое значение каркасу и стенам здания, считая основным его элементом окно: "Здание состоит из окон, оно скомпоновано из них. Если окна правильные, то правильно все здание. Когда строишь дом, начинай с окон, ибо они есть мост между внутренним и наружным пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья - окнами". Второй кожей человека он считал одежду.
Во главу угла Хундертвассер ставил землю и все на ней произрастающее: траву, цветы, деревья. Поэтому он считал, что человек, как порождение земли, должен жить в гармонии с природой, а не находиться в вечной конфронтации с ней. У природы нет прямых линий и углов. Поэтому признанных мэтров архитектуры (Ле Корбюзье, Гропиуса, ван дер Роэ) он признавал врагами гуманизма и восхищался барселонским отшельником Антонио Гауди.
Все началось полвека назад, когда двадцатилетний юноша из еврейской семьи, от которой после 1943 г. почти ничего не осталось, путешествуя по Италии, сменил собственное имя Фридерик Стовассер на более интернациональное и эстетичное - Фриденсрайх Хундертвассер. Он успел проучиться всего три месяца в венской Академии изящных искусств у профессора с символическим именем Робин Христиан Андерсен, испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле и укатил в долгое путешествие. Сменяли друг друга города северной Италии, Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия, Флоренция. В Париже он поступил в Школу изящных искусств, но после первого же дня бросил занятия.
Он создал собственный оригинальный графический стиль, похожий на безумные воронки "Звездной ночи" ван Гога и рушащиеся церкви Аристарха Лентулова. Спираль, изобретенная Хундертвассером в молодости, стала на всю жизнь его любимой темой, формой и содержанием. Он рисовал эти бурные, красочные водовороты со страстью и упоением. Сейчас, кстати, графические работы Хундертвассера занимают почетный этаж в KunstHaus. Он увлекался теорией трансавтоматизма, был немного сюрреалистом, немного абстракционистом, не избежал влияния орнаментов и извивов архитектуры Гауди, но главное - в лучшем виде усвоил все открытия русского авангарда 20-х годов от Филонова до конструктивистов. Хотя, когда видишь золотой купол над Домом или глазурованные разноцветные колонны у входа, почему-то вспоминается собор Василия Блаженного.
В любви в те далекие годы был несчастлив. Дважды женился - один раз в Гибралтаре, другой - в Японии. Первый брак продержался два года, второй - пять. Зато теперь известный на весь мир семидесятилетний художник неизменно появляется всюду в сопровождении юных девушек. Подруги часто меняются, что вызывает зависть и любопытство коллег и деловых партнеров. Хундертвассер всегда носит разные носки. Об этом вам расскажет каждый житель Вены - с восторгом или с презрением.
Он долгие годы эпатировал культурную общественность экстравагантными выходками. Вместе с художниками Эрнстом Фукстом и Арнульфом Райнером основал универсальную академию всех творческих сфер "Пинторариум"; читая лекции в гамбургской Академии изящных искусств, упорно рисовал вместе с Базоном Броком и Хербертом Шульцем "Бесконечную линию" - в результате курс лекций закончился скандалом. Сочинил манифест "Право на третью кожу", который обнаженным прочитал в 1967 г. в Мюнхене изумленной публике. Второе "голое" выступление с манифестом-бойкотом называлось "Loose from Loos". Кажется, в третий раз он устраивал мужской стриптиз перед тогдашним мэром Вены во время борьбы за проект своего Дома. Если учесть, что мэром была женщина, это уже смахивает на легенду. Хотя чем Хундертвассер не шутит.
Речь в обнаженном виде за право на третью кожу по случаю акции Pintorarium
в Галерее Рихарда П. Гартмана. Мюнхен, 1967
Речь в обнаженном виде за право на третью кожу, вы можете прочитать здесь
В свое время Хундертвассер вывел теорию диктатуры окон и их права на самоопределение. Он говорил о том, что дома с упорядоченными линиями фасадов подобны концлагерю, что каждое окно-индивидуум имеет право на свою собственную жизнь. Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон. В своем манифесте от 1990 года он писал " Если мы разрешим окнам танцевать, проектируя их в различном стиле, если мы разрешим проявление большего числа неправильностей, как на фасадах, так и в интерьераХ, дома поправятся, дома начнут жить, каждый дом, каким бы безобразным или больным он ни являлся, может быть исцелен"
Все свои лукавые декларации художник честно воплотил в жизнь. Он построил здания, свободные от общепринятых норм и клише, где природа и человек встретились не на почве борьбы и самоутверждения, а на основе творчества.
Дом Хундертвассера, строившийся с 1977 по 1986 г., стал первым свободным Домом и реализацией мечты художника. В бесконтрольной неправильности его линий ощущалась страсть к приключениям, принадлежность к волшебной стране, где соблюдаются права окон и деревьев, где полы не дают соскучиться в своей неровности, а крыши зарастают буйной растительностью. Где красота в широком смысле не имеет препятствий.
Жизнь аристократической Вены, презрев веками сложившиеся традиции, "взорвал" художник и архитектор Фриденсрайх Хундертвассер, настоящий ниспровергатель общепринятых ценностей и устоев. Изящная пощечина буржуазному вкусу - архитектура Фриденсрайха Хундертвассера. Не барокко и не модерн показывают венцы своим гостям, а знаменитый сюрреалистический Дом Хундертвассера. Дом Хундертвассера в Вене (он так официально и называется в путеводителях) - зрелище невиданное.
Даже не дом, а спектакль, какой-то средневековый миракль и мейерхольдовское ревю в одном флаконе. Расчерченный асимметричными четырехугольниками фасад, керамическая плитка как главный элемент декора, нет двух окон одинаковой формы и размера, неровныестены, полы, напоминающие лесную тропинку. И все это в обрамлении безумно-буйной растительности всех оттенков зелени. В Хундертвассерхаусе шумят водопады, квакают лягушки в пруду, на крыше растут деревья, а в квартирах живут люди. Над окошками маленькие короны - в своем жилье каждый - маленький король. Плюс правило длины руки. Каждый собственник квартиры имеет право перекрасить свою часть фасада, но только насколько сможет достать вытянутой рукой. Это муниципальное жилье - одно из самых дорогих в австрийской столице, но когда Дом закончили в 1986 году, от желающих поселиться в нем отбою не было.
Хотя, говорят, не все жильцы выдерживают долго. Во-первых, постоянно видят под окнами пялящихся туристов, во-вторых, устают, наверное, от неровных полов, особенно с похмелья. Все зависит от того, кто побеждает в душе квартиросъемщика - эстет или обыватель. Вот он, дом Хундертвассера - жемчужина Вены.
Это дом, который не соответствует никаким стереотипам и нормам. Это дом был задуман, спроектирован и оформлен художником как путешествие в неизведанную страну, где окна имеют свои права, где деревья на крыше, где природа и человек встречаются для создания первого свободного дома. Мастер мечтает о домах и прекрасной архитектуре. И мечта становится реальностью. Вот как описывает архитектурный ансамбль сам архитектор: “Это велико и мало одновременно, упорядоченно и беспорядочно, сохраняет черты венского стиля и в то же время далеко от него. Человека здесь встречают вода, деревья, краски, жизнь …” - таков замысел Хундертвассера.
Даже эти фотографии не передают сказочного ощущения от дома Хундетвассера.
Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина негодует, считая, что, если дали бы автору волю, он порушил старую имперскую архитектуру, извел на корню знаменитый стиль бидермайер и застроил элегантную Вену своими разноцветными пряничными домиками, смахивающими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер - это кич!" - кричат ненавистники. "Хундертвассер - гений!" - спорят поклонники. Эксцентричный, на все руки мастер, провокатор, фанатик, космополит в творчестве и по жизни, бродяга и артист. И не по чуть-чуть, а на полную катушку. В общем, человек-оркестр.
Наиболее полное представление о творчестве Хундервассерта дает этот сайт,
И в заключение я дарю Вам маленький венский вальс на стихи Ф.Гарсии Лорки
МАЛЕНЬКИЙ ВЕНСКИЙ ВАЛЬС
Десять девушек едут Веной. Плачет смерть на груди гуляки. Есть там лес голубиных чучел и заря в антикварном мраке. Есть там залы, где сотни окон и за ними деревьев купы... О, возьми этот вальс, этот вальс, закусивший губы. Этот вальс, этот вальс, полный смерти, мольбы и вина, где шелками играет волна. Я люблю, я люблю, я люблю, я люблю тебя там, на луне, и с увядшею книгой в окне, и в укромном гнезде маргаритки, и в том танце, что снится улитке... Так порадуй теплом этот вальс с перебитым крылом. Есть три зеркала в венском зале, где губам твоим вторят дали. Смерть играет на клавесине, и танцующих красят синим, и на слезы наводит глянец... А над городом - тени пьяниц... О, возьми этот вальс, на руках умирающий танец. Я люблю, я люблю, мое чудо, Я люблю тебя вечно и всюду, и на крыше, где детство мне снится, и когда ты поднимешь ресницы, а за ними, в серебряной стуже, - старой Венгрии звезды пастушьи, и ягнята, и лилии льда... О возьми этот вальс, этот вальс "Я люблю навсегда". Я с тобой танцевать буду в Вене в карнавальном наряде реки, в домино из воды и тени. Как темны мои тростники!.. А потом прощальной данью я оставлю эхо дыханья в фотографиях и флюгерах, поцелуи сложу перед дверью - и волнам твоей поступи вверю ленты вальса, скрипку и прах.