Прогулки по Вене - 3.
[198x241]
Йозеф Гайдн также у меня всегда ассоциировался с Веной. Здесь он прожил большую часть своей жизни. Его учеником был юный Бетховен. 45 лет он, как и Леопольд Моцарт служил Эстергази придворным композитором. Творческое наследие его включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, оперы.
Гайдна называют «отцом» симфонии и квартета. Немало написано и сонат, и симфоний, и квартетов и до Гайдна. Но только в творчестве Гайдна данные жанры стали классическими. В своей музыке Гайдн достаточно широко использовал народные мелодии. Его произведения отличает стройность и уравновешенность формы, светлый жизнеутверждающий характер. Именно поэтому музыку Гайдна называют классической. А так как жизнь Гайдна прошла в близи Вены и в Вене, то Гайдна называют еще и венским классиком. Это же высокое право называться венскими классиками получили еще два великих младших современника Гайдна – Моцарт и Бетховен.
В своей музыке Гайдн передал чувства, мысли и настроения своего времени. Музыку Гайдна любили и тепло принимали его современники. «Отдохновение и бодрость», которые так хотел доставить композитор людям, музыка Гайдна приносит и нам, спустя много десятилетий.
Еще одно направление в музыке - это серенады. Зародилась серенада на юге Европы, под теплым синим небом Италии и Испании. Там она была непременной частью жизни города. То с одной, то с другой улицы почти всегда доносились звуки музыки - чаще всего звон лютни или гитары, пение. Недаром опера Россини «Севильский цирюльник», с таким блеском воплотившая сцены испанской жизни, начинается именно серенадой. Серенадой графа Альмавивы, который поет, в сопровождении наемных музыкантов, под окном очаровательной Розины.
От Севильи до Гренады
В тихом сумраке ночей
Раздаются серенады
Раздается стук мечей.
Эти строки поэта А. К. Толстого, положенные на музыку, и есть серенада. Наверное, вы ее не раз слышали. Серенадами назывались произведения, исполнявшиеся вечером или ночью на улице (итальянское выражение «al sereno» означает «на открытом воздухе») перед домом того, кому серенада посвящалась. Чаще всего - перед балконом прекрасной дамы.
В XVII - XVIII веках серенадами назывались и сюиты для небольшого оркестра, исполнявшиеся также на открытом воздухе. Как правило, композиторы сочиняли их по заказу знатных лиц. Такие серенады писали Гайдн, Моцарт. В XIX веке оркестровых серенад почти не появлялось.
Послушайте серенаду Гайдна
И еще интересная история о "Прощальной" симфонии Гайдна. Гайдн написал эту симфонию в качестве тонкого намека своему хозяину, князю Эстергази, на то, что его музыкантам не платят жалование. Этот намек содержится в финале, когда исполнители один за другим покидают сцену, пока не остается только первый скрипач.
В полузабытой книге одного итальянского музыканта, Джакомо Феррари, "Приятные и интересны анекдоты", изданной в Лондоне в 1830 году на итальянском языке. Феррари, лично знавший Гайдна, рассказывает историю "Прощальной" симфонии "Однажды князь Эстергази был недоволен музыкантами своего оркестра и приказал Гайдну всех их распустить, за исключением первого скрипача и клавесиниста. Гайдн был вынужден подчиниться, но был очень расстроен тем, что лишал многих людей средств к существованию, а также тем, что сам терял опытных музыкантов. Он решил сочинить инструментальную фугу и пригласил князя Эстергази послушать ее исполнение в воскресенье после Мессы. Князь согласился. После оркестрового раздела, который исполнили вместе все оркестранты, как того требует форма фуги, искусный маэстро ввел своего рода коду с последовательностью пауз, распределенных таким образом, что один инструмент за другим перестают играть. Фуга завершалась одним звуком, исполнявшимся в унисон скрипкой и клавесином. Князю Эстергази так понравилась эта шутка композитора, что он разрешил оставить всех музыкантов на службе".
8 м
арта утром я был уже у домика Гайдна. В 1793 году в пригороде Вены Йозеф Гайдн купил этот дом, в ту пору под номером 73 по улице Кляйне Штайнгассе, а ныне 19 по улице Гайднгассе. Композитор его перестроил и надстроил верхний этаж. Именно здесь Гайдн сочинил большую часть своих поздних произведений и прожил 12 лет до самой смерти.
Жил Гайдн очень скромно.
Выставлена в музее и одна из знаменитых визитных карточек старого Гайдна. Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и очень редко появлялся на людях, он велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": "Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн.
Гайдн довольно поздно познакомился с интимной стороной жизни. Хотя почти до 30-летнего возраста музыкант жил в окружении венской богемы, он, вероятно, не имел никаких отношений с женщинами на протяжении всего этого периода.
Невинность молодого композитора проявилась, когда на одном из уроков музыки, которые он давал молодой графине, она, желая получше рассмотреть ноты, сильно наклонилась вперед, и Гайдн увидел ее грудь. "Впервые в жизни я увидел такое! - воскликнул потом Гайдн, рассказывая об этом случае своему другу. - Я очень смутился и перестал играть".
Застенчивый и неуверенный в себе, Гайдн осознал, что и внешность его не особенно привлекала женщин: невысокого роста, лицо покрыто пятнышками от оспы, а большой нос слегка деформирован. Гайдн считал себя уродом и как-то заметил, что женщин привлекала "уж никак не моя красота".

Когда Гайдн, наконец, влюбился, его избранницей оказалась дочь мастера по изготовлению париков, которая к тому времени уже твердо решила стать монахиней. Отец девушки успокоил растерянного музыканта и уговорил его жениться на ее сестре. Этот брак оказался исключительно неудачным.
Анна Мария Келлер, жена Гайдна, показывала свое полное неуважение к профессии своего мужа, например, тем, что использовала его рукописи в качестве папильоток для своих волос. У них не было детей, что тоже сказалось на отношениях между супругами. Гайдн объяснил свое последующее поведение так: "Моя жена не могла иметь детей, и я поэтому был уже не столь равнодушен к тем удовольствиям, которые мог получить в постели другой женщины".
Долгое время после женитьбы Гайдн был практически "женатым холостяком". Он, тем не менее, почти двадцать лет был верен своей жене.
Затем внезапно влюбился в 19-летнюю Луиджию Ползелли, итальянскую оперную певицу, которая тоже состояла в неудачном браке. Внешность и фигура Луиджии были, вне всякого сомнения, гораздо лучше, чем ее голос, и Гайдн любил ее на протяжении нескольких лет и даже пообещал жениться на ней, если они оба вдруг окажутся свободными. К тому времени, однако, когда вначале умер муж Луиджии, а затем скончалась и Анна Мария, любовь Гайдна поостыла. На это повлияло сразу несколько факторов. Во-первых, Луиджия стала все активнее требовать у Гайдна денег, а во-вторых, во время своей поездки в Англию он познакомился там с несколькими женщинами, которые показались ему гораздо более приятными и культурными, чем его итальянская любовница. Гайдн, тем не менее, продолжал аккуратно посылать Луиджии деньги до конца своей жизни. Утверждают, что отцом второго ее ребенка был Гайдн, хотя он сам никогда не признавал это отцовство.
Когда его жена была еще жива, Гайдн познакомился и подружился с англичанкой Ребеккой Шретер, вдовой, которой было уже за 60. Композитор позже написал: "Если бы я был свободным тогда, я бы точно на ней женился". До сих пор неизвестно, почему они внезапно прекратили переписку.
Гайдн часто потом флиртовал с женщинами, но предпочитал держать их на пьедестале. Сердечные дела играли незначительную роль в его жизни, и некоторые утверждают, что оперы Гайдн стал писать именно потому, что в его жизни не случилось страстной и долгой любви.
Ну и снова о музыке.
Йозеф Гайдн написал множество концертов для разных солирующих инструментов, но их ждала довольно странная судьба. Многие произведения утеряны (в их числе концерты для баритона (виолы ди бардоне), для фагота, для контрабаса, для валторны и дуэта валторн, для скрипки, для флейты, для виолончели...) Но при этом до наших дней дошло немалое число концертов, которые исполняются как гайдновские, хотя их авторство весьма сомнительно...Сохранилось три концерта для виолончели и оркестра. Концерт №1(до мажор), обнаруженный около полувека назад, несомненно принадлежит Гайдну. Мстислав Ростропович очень любил виолончельные концерты Гайдна. Послушайте 3 часть ре-мажорного концерта в его исполнении.
Гайдн умер 31 мая 1809 года. В те трагические дни на подступах к Вене стояли войска Наполеона. Воздух сотрясался от пушечных залпов, вокруг рассыпались осколки снарядов. Недолго сопротивляясь, Вена капитулировала. Вслед за этим, около дома Гайдна Наполеон лично приказал выставить караул для охраны, чтобы никто не мог потревожить уже не встающего с постели композитора.Йозеф Гайдн умер знаменитым и окружённым многими поклонниками.
Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий. Гайдн открыл новые пути в инструментовке, никто до него не понимал так тонко оркестровый колорит. В симфониях и квартетах он с удивительным мастерством разрабатывал свои мысли, простые и своеобразные. Образцами, имеющими большое воспитательное значение для музыканта, считаются в особенности лондонские симфонии и квартеты.
Оперы Гайдна отличаются прекрасной фактурой, однако драматический стиль был ему чужд. Несмотря на чрезвычайную религиозность, в своих церковных произведениях он редко доходил до настоящего церковного стиля. Его мессы носят светский характер. Более доступны дарованию Гайдна opaтории, в которых встречаются страницы чудной красоты.
Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью.Последними произведениями Гайдна три квартета для струнных инструментов.
Йозеф Гайдн, создатель струнного квартета, изначально определил жанр как «беседу четырёх старых добрых друзей, умудрённых опытом, пониманием жизни». С тех самых пор квартет и наиболее интеллектуальный, и исповедальный жанр. Послушаем квартет №103 - это одно из последних произведений Йозефа Гайдна.
И еще одной тайной для меня было создание Гайдном сочинения, известного под названием "Семь Последних Слов нашего Спасителя на Кресте".
Об истории его создания сам композитор написал так: В Кадисе подошел ко мне священник и сказал: "Я устал от традиций. Не могли бы Вы написать сочинение, посвященное Семи Словам нашего Господа? Если Вы не против, я предложил бы Вам следующую программу: в начале священник молится, став на колени. Затем он произносит первые слова Спасителя (Лк. 23:33-34), акцентируя слова Иисуса: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают", и произносит проповедь на эту тему. После этого - Ваша музыка, положенная на латинский текст. Следующая, вторая фраза (священник, как и все остальные тексты, произносит ее, стоя на коленях) - Лк. 23.42-43: "…Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю". Снова проповедь, и - Ваша музыка. Затем третья фраза: Ин.19.25-27 ("Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!". Проповедь - и Ваша музыка. Следующая тема - Мф.27:46 "… Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?". Проповедь, и - музыка. Затем - Ин.19:28. "Жажду". Проповедь - музыка. Шестая фраза: Ин.19:30 - "Свершилось!". Проповедь - музыка. Последняя фраза - Лк. 23:46: "Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух". И - последняя проповедь с эффектной музыкальной концовкой. Все исполнители должны быть одеты в черное."
Согласитесь, для настоятеля католической церкви в провинциальном испанском городке Кадис, да еще в 18-м веке - идея более чем смелая. Неудивительно, что никто из профессиональных церковных композиторов того времени не откликнулся на предложение "прогрессивно настроенного" священника. Никто - за исключением Гайдна.
Гайдн создал цикл для оркестра из семи медленных частей (композитор именует их "сонатами") с интродукцией и эпилогом "II Terremoto" ("Землетрясение"), живописующим бурю, разразившуюся после смерти Христа. Как предполагают, сочинение впервые было исполнено на Страстной неделе 1786 года в Кадисе в церкви Санта-Куэва и опубликовано в 1787 году.
Вскоре оно приобрело широчайшую известность, и Гайдн, в целях дальнейшей популяризации цикла, сделал его переложение для струнного квартета, также изданное в 1787 году, тогда же вышло и переложение для фортепиано, просмотренное Гайдном.