• Авторизация


АКВИТАНСКАЯ ЛЬВИЦА 23-02-2011 09:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


25.02.2011 / 19:00  Выборгский дворец культуры, Санкт-Петербург

[212x300]АКВИТАНСКАЯ ЛЬВИЦА

Московский Государственный театр «Ленком»
по мотивам пьесы Л.Голдмена "Лев зимой"

Режиссер: Г.Панфилов
Автор: Л.Голдмен, Г.Панфилов

Актеры: И.Чурикова, Д.Певцов, С.Пиотровский, Д.Гизбрехт, И.Коняхин, А.Юганова, А.Сорокин, К.Петухов,
              
Е.Мигицко, К.Петров и др.

 В Ленкоме премьера этого спектакля состоялась в конце 2010 года.
 
События в пьесе происходят в замке Шенон при дворе английского короля Генриха II в ХII веке. Она повествует о сложных взаимоотношениях между родителями короля Ричарда Львиное Сердце Генрихом II и Алиенорой Аквитанской, властной и влиятельной женщиной. Властители государств, вершители чужих судеб, они оказываются не в состоянии разобраться в собственной жизни.

Чурикова считает, что ей очень повезло с ролью "Аквитанской львицы". "Алиенора - удивительная интереснейшая женщина, перед которой стоят те же проблемы, что и сегодня перед нами: семья, дети, родители и их взаимоотношения", - пояснила она.

1186 год. Перед Рождеством король Англии Генрих II, чья жизнь уже "клонится к закату", должен назвать имя наследника трона. На это торжественное событие прибывают жена Генриха II Элинор Аквитанская, которая провела десять лет в тюрьме за участие в заговоре против мужа; любовница короля, тщеславная принцесса Алэ; ее коварный брат, король Франции Филипп; и трое сыновей Генриха II — Ричард Львиное Сердце, Джеффри и Джон. Все члены семьи люто ненавидят друг друга. Их объединяет лишь одно — непомерная жажда власти и готовность пойти на любое предательство ради обладания ей. И у всей королевской семьи есть достойный пример для подражания — сам жестокий и властолюбивый Генрих II...

Элиенора Аквитанская, любит его, Генриха Второго, даже вопреки тому, что по его воле сидит в тюрьме, встречаясь с сыновьями только раз в год - в Рождество.

Посмотрите анонс этого спектакля.


 

Инна Чурикова: "Это было такое смятение чувств. Она увидела такого мужчину: с умом Аристотеля и телом, подобным смертному греху. И все святые заповеди они сразу же разнесли в клочья".

В данном случае, речь о Генрихе. Хотя, похоже, такие чувства рождены в душе и на сцене Глебом Панфиловым - режиссером и супругом актрисы. К теме Средневековья они обращаются не в первый раз.

Нет, сегодня на сцене не героическая девушка, готовая умереть за родину. Сегодня та, которая, возможно и послужила причиной последующей Столетней войны между Англией и Францией.

Инна Чурикова: "Я уже не знаю, как в актерском плане, но я просто подросла, действительно, для этой роли".

В Алиеноре - 60, ее муж Генрих - на 11 лет младше. Они оба - исчадье ада. Но Глеб Панфилов обожает этих героев и хочет донести до зрителя не хитросплетения их борьбы за власть, а именно ту любовь, которая двигала мир вперед.

Глеб Панфилов, режиссер: "Она, на мой взгляд, превосходный воспитатель. Она не учит детей. Она, как человек умный, пытается их видеть и принимать такими, какие они есть. Это урок".

Кому из сыновей достанется корона на этот раз решает Дмитрий Певцов. Его Генрих Второй - это король с мозолями на руках. Он спит на открытом воздухе, ходит в одежде из шкур, и не боится никого, кроме своей жены, которую и заточает в замок.

Со своей супругой, признается актер, в жизни бы так не поступил. Хотя она значит для него не меньше, чем Алиенора для Генриха.

Дмитрий Певцов: "Без семьи, без детей, все мои подвиги были бы мне не нужны".

А ради чего совершают подвиги короли, сегодня станет понятно на сцене Ленкома, которая превратилась в эти минуты в замок-хлев. С рыцарскими мрачноватыми танцами, необычной музыкой - три барабана и три флейты - и метущейся хищницей-королевой, вошедшей в историю "Аквитанской львицей".

Вот такой спектакль мы идем смотреть!

 

Что можно сказать? Такого восторга и потрясения , какие мы испытали много лет назад после спектакля Ленкома "Юнона и Авось" мы не испытали, но спектакль интересный.

«Аквитанская львица» начинается с постельной сцены. Французская принцесса (Алла Юганова), молодая возлюбленная Генриха II Плантагенета, короля Англии (Дмитрий Певцов), выбравшись из объятий любимого, оказывается в изящном телесного цвета трико, зато актер убегает в тылы сцены и обливается там водою в чем мать родила. Смысла в этом действии я большого не увидел На главную мысль не работает, а тогда, как говорится, – зачем? Но можно отметить, что эта сцена сделана весьма деликатно и не раздражает (особенно, когда сидишь далеко)

О чем получился спектакль? О главной проблеме всемирной истории — бесконечном переделе собственности и борьбе за власть и, конечно, за любовь.  Глеб Панфилов предложил зрителям свою версию удивительной и противоречивой истории борьбы за власть и за господство в любви. Она, Алиенора, любит своего мужа и спустя сорок лет: терпеливо выносит его очередных любовниц, если они входят в сплетение ее коварных замыслов, или растаптывает их, словно насекомых, если в будущем эти «красотки» ей не пригодятся. Она, Алиенора Аквитанская, любит его, Генриха II, даже вопреки тому, что по его воле сидит в тюрьме, встречаясь с сыновьями только раз в год — в Рождество.

Дмитрий Певцов хорошо сыграл Генриха. В одном из своих интервью артист сказал:. "Понимаю, что эта роль «на вырост». Хотя по возрасту с моим героем мы одинаковые, но по событиям, испытаниям, чувствам он прожил и познал гораздо больше меня. Генрих опытнее, старше меня и по годам, и по эмоциям, и по действиям, и мне это очень интересно играть. А у сыновей Генриха роли неплохие, но без диких переломов в судьбе, в характере. В течение двух суток у моего Генриха проходит и меняется вся его жизнь – от бравого оптимизма до полного слома. "

[700x467]

Сыновья сыграны одним штрихом - без проработки деталей характера, поэтому без запоминающихся черт. А возможностей по ходу пьесы было достаточно. Но... Режисер не ставил им этой задачи. Я бы сказал, что они о себе рассказывают, из их игры характер не вырастает. Хотелось бы каждого из них увидеть более яркой личностью. Хотя в общем ансамбле  они смотрятся, но больше фоном, чем индивидуальностью. К сожалению, трое сыновей, вышедших из нежного возраста, в исполнении Сергея Пиотровского, Дмитрия Гизбрехта и Игоря Коняхина всего лишь фигуранты, действующие лица запутанной интриги, но никак не характеры с точно выверенными мотивами поведения.  В каждом из них проявляются черты их родителей: Роберт, выращенный матерью, всю жизнь мечтал об отце, всегда хотел быть похожим на него, стремился доказать отцу, что он его достоин и лучше. За это его Алиенора и любит больше других. В среднем Джеффи соединились все черты коварства и беспринципности его родителей - за это они его и  не любят. Пожалуй,Дмитрию Гизбрехту лучше других удалось это показать.  Младшенький Джон - последняя надежда отца - избалованный, себялюбивый юнец, не способный к самостоятельным действиям. Генрих, выращивая его в обожании и вседозволенности, жаждал от него только ответной любви, такой же как у него самого, которой ему не хватало по жизни после потери любви Алиеноры. Дети не могут любить также всепоглощающе как родители, а Джон в особенности. Джон на сцене старается это показать, но чего-то не хватает.

Но почему спектакль выгядит добротным, но не захватывает полностью? Нет какого-то нерва спектакля. Посмотрев спектакль, пережив сутки впечатления от него, можно представить, что он должен бы идти по нарастающей от первой сцены до последней: в первой сцене встречаются политические враги, изощренные интриганты, добивающиеся своей политической цели и в то же время жаждущие победы друг над другом, а в конце оказывается, что движущим мотивом этих действий оказывается жгучая, разрушаюшая и созидающая любовь друг к другу. Алиенора заполучила своего Генриха, добившись этого сломав его. Но он ей и таким нужен.

Про Чурикову можно сказать, что не оправдала ожиданий (наших, другим может быть и достаточно). Она играет профессионально правильно и от  неё не отвлекаешься, но наблюдаешь за ней холодно, со стороны.  Мы не поняли и не поверили, что она год вынашивала планы коронации любимого  сына Ричарда, в голове прокручивала все возможные повороты интриг. Нет жадности взгляда, когда мать вглядывается в каждого сына, чтобы понять, что произошло за время разлуки. Нет в её игре жажды наглядеться и прикоснуться взглядом и телом к Генриху. Единство и борьба двух сильных людей. Борьба есть, единства нет. И, если Генрих не догадывается про самого себя, что ему до сих пор нужна именно Алиенора, то она-то, прожив в заточении годы, всё про себя знает, у неё было время, чтобы понять. Можно поверить в ум этой Алиеноры, но невозможно – ни в ее любовь к мужу, ни в ее привязанность к сыновьям, ни в ее заботу о благе страны. Той самой страны, о судьбе которой так неистово печется Генрих II. Актеры не заставили это почувствовать, но, может, они видели свою задачу иначе. Все эти размышления - скорее желание увидеть решение сверхзадачи нашего понимания пьесы. 

Какой-то смысловой вектор из ее игры вычленить сложно. В спектакле отношения супругов отступают на второй план. Борьба за власть,  корону - главное. Любит Алиенора Чуриковой своего Генриха, презирает его, жалеет, жаждет его перерождения, сказать невозможно. Ни  во что целостное новая роль великой актрисы пока не сложилась.

Если что и заставляет отнестись к спектаклю Панфилова всерьез, так это игра Дмитрия Певцова. Фактурный и технически оснащенный артист не просто не проигрывает на сцене своей партнерше. Он едва ли не впервые в жизни пытается сыграть роль почти трагическую. И, надо сказать, несколько раз в течение спектакля он в этой роли очень убедителен. Он верно расслышал в образе Генриха мотив шекспировского короля Лира, у которого вместо трех дочерей - три предавших его сына. И сыграл, как его герою - монарху, политику, воину и интригану - перед лицом предательства близких людей вдруг открывается тщета бесконечной борьбы всех со всеми. Финальная сцена, где постаревший на глазах Генрих не может казнить готовившего покушение на него сына Ричарда, сыграна убедительно и сильно. И сопереживаешь в этом спектакле не Аквитанской львице, а именно льву, вдруг осознавшим себя простым человеком, сокрушенном отцом.

Главной пружиной действия является Генрих II в исполнении Дмитрия Певцова. Это он сталкивает лбами своих сыновей, претендующих на его престол. Это он мечтает развестись с опальной королевой и жениться на молоденькой любовнице, чтобы она родила новых детей. Это он завоевывает страны и думает, что луна принадлежит ему, а солнце всходит и заходит по его расписанию. Сама же королева, не утратившая женских чар к 60 годам, по-прежнему любит Генриха и хочет вернуть в свою постель. Это своего рода вывернутая наизнанку любовь-ненависть, извращенная властью. В чем они оба сходятся, так это в оценке своих сыновей. Каждый из них знает им цену и думают они о них одинаково.

[530x235]

Самое интересное в спектакле – наблюдать за поединком двух равновеликих соперников, имеющих общих детей. Что связывает и в то же время разъединяет, потому что у каждого из них свои любимчики. В наше время подобного рода семейных драм – пруд пруди, здесь же речь идет о вершителях человеческих судеб, от настроения которых зависит мир на земле. Казалось бы, коронованная особа не имеет права на обычные человеческие слабости, но весь парадокс заключается в том, что королевское величество сделано из того же «теста», что и простой смертный. Значит, сколько ни прикрывайся властью, дарованной от Бога, а личная харизма сыграет свою роль в истории, как, впрочем, и секс. Не случайно Инна Чурикова (Алиеонора), обнимая трех сыновей и обращаясь к залу, гордо заявляет: «Вот какую роль в истории играет секс».

Что касается Эллис -молодой любовницы короля Генриха, принцессы французской, то Алла Юганова сыграла как надо, но тоже одним мазком. В сцене, когда её чуть не выдали замуж за Ричарда, она грозится, что покажет себя, что она не вещь, но этого не увидели. В этой хорошо сыгранной сцене появляется надежда увидеть её королевское начало, но дальше мы видим наивную простушку, не отличающуюся от прежней любовницы - крестьянки Розалинды.

Короля французского Филиппа просто не заметили в спектакле, не было его королевского, волевого начала.

[551x550]

В общем - спектакль хороший! Не такой потрясающий как "Юнона и Авось", но хороший, добротный театральный спектакль. У него есть будущее, а у актеров, и главное - у режиссера, большие возможности для совершенствования.

Спасибо Ленкому за этот спектакль!    (Несмотря на безобразно высокие цены на билеты).

[348x484]

Вот такие впечатления! Пожелаем Глебу Панфилову довести Льва и Львицу до уровня Ленкома! Не бросайте этот спектакль, здесь ест ьполе для творческого развития!

 Здесь вы можете скачать пьесу Голдмана "Лев зимой" и почитать.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
23-03-2011-11:07 удалить
Читал что они в Киев приедут с этим спектаклем www.biletclassic.com.ua/afisha/328


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник АКВИТАНСКАЯ ЛЬВИЦА | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»