• Авторизация


Встреча с художниками М.Цэруш и Л.Астрейн 07-02-2011 16:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


5 февраля в арт-кафе Бродячая собака, что на площади Искусств, открылась выставка наших друзей Михаила Георгиевича Цэруша и Ларисы Аркадьевны Астрейн. Мы с ними знакомы уже более 15 лет, и с тех пор следим за их творчеством.

Миша подарил нам две своих картины. Они нам очень нравятся.

[700x515]

Эту картину Миша назвал просто - поселок "Динамо"

[700x554]

Это работа Михаила Цэруш называется "На море"

Лариса Астрейн недавно тоже подарила нам свою работу

[509x484]

работа Ларисы Астрейн называется "Девушка"

 

[показать]Михаил Цэруш родился 10 декабря 1049 года в селе Синешть (уезд Унгень, Р. Молдова) в семье Георгия и Анны .
1964 - Окончил детскую художественную школу им. А.В.Щусева в Кишинэу,
1968 - Окончил Республиканское художественное училище им. А.Плэмэдялэ в Кишинэу,
1971 - Начал посещать мастерскую петербургского художника Владимира Васильевича Стерлигова (1904-1973), ученика К.Малевича, где велись неофициальные занятия по освоению пластических средств импрессионизма - дополнительность цвета и осветление палитры, П. Сезанн - геометризация; кубизм - явление беспредметности. К. Малевич - супрематизм, распределение веса в системе безвесия, состояние супрематического напряжения; М.Матюшин - ЗОРВЕД, формообразующие свойства цвета; В.Стерлигов - чаше-купол, сферическое пространство, мебиустичность и окружающая геометрия.
1975 Окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств, факультет живописи.
Исследуя поведение цвета во взаимоотношении с объемом, пришел к заключению, что яркие цвета, например, красный, зеленый, оранжевый, фиолетовый, неблагоприятно влияют на восприятие объемов, а светло-желтый и ахромы: белый, серый, черный, благоприятствуют проявлению объемов через цвет.
1980 - Занимался проблемами техники. Техника как одна из художественных возможностей: кистевой мазок - единица действия, организующая структуру холста; мастехинный мазок - более прямое активное действие. Материал, жест влияют активно на форму. Михаил ЦЭРУШ в основном разрабатывает "цветовые уроки" Стерлигова. "Главное – изображение пространства цветом".

Он выставлялся во многих галлереях мира и получил признание.

1999 Присвоено звание «Maestru în artă»  Республики Молдова
2001   Премия Союза Художников Румынии
2002   Стипендия Фонда Сорос-Молдова
2003   Премия Муниципалитета г. Бакэу, Румыния
2004   Премия Союза художников Молдовы
2005   Присвоена серебреная медаль Академии Художеств России
2009   Присвоена золотая медаль выставки Cannes Azur, M. C. A Канн, Франция
2010   Присвоена Большая золотая медаль, Канн Азюр, М.К.А. Франция 


В 1980 году Михаил Цэруш встретил художницу Ларису Астрейн, установился постоянный творческий контакт, который длится до сих пор.

[показать]
Лариса Астрейн родилась  в г. Кызыларбат (Ашхабатская обл. Туркменской ССР). С 1954 г. переехала в Ленинград. Занималась в изостудии Дворца пионеров у М. Гороховой. В 1966 г. закончила факультет внутренней отделки зданий Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. Работала в институте металлургии и сварки художником-архитектором, затем в Комбинате живописно-оформительского искусства. Занималась гобеленом, керамикой.

С 1982 г. занималась по системе В. Стерлигова. Склонна к теории, к аналитическому способу постижения пластических, цветовых знаков. Сосредоточена на проблемах «школы Стерлигова»: деление обобщенных, геометризированных форм, их проникновение друг в друга, взаимовлияние цвета и формы. Живопись преимущественно мерцающая: на поверхности одного цвета - паутина штрихов, мелких мазков или пятен другого.

 У Ларисы Астрейн заметен интерес к цветооптическим задачам. Ее работы представляют собой некую единую цветовоздушную среду, в которой растворяются формообразующие элементы.

 Лариса и Миша как бы взаимно дополняют друг друга и растворяются в творчестве друг друга, оставаясь самобытными художниками.

 В 2010   на выставке в Каннах  Лариса Астрейн была награждена Серебрянной медалью за вклад в искусство, Канн Азюр, М.К.А. Франция

Одна из первых выставок Миши и Ларисы, которую мы увидели была открыта 19 мая 2005 года в Центральном выставочном зале "Манеж" "От предмета к беспредметности",

[700x467]

Лариса Астрейн на выставке в Манеже

От этой выставки я и стал копаться глубже в творчестве Казимира Малевича, "Черный квадрат" которого я всегда воспринимал, как насмешку художника над обществом так называемых интеллектуалов.

«Итак, если есть у тебя разум, учись чему-нибудь,
ибо разум без умения - тело без платья или человек без лица,
ведь сказали: образование - лицо разума.»

Унсур Аль-маали (Кей Кабус)

Одним из ведущих создателей беспредметного искусства считается Казимир Малевич. Неизменным сущностным ядром и содержанием любого настоящего искусства он считал неутилитарную самоценную красоту, которая возникала на основе гармонии всех элементов, часто контрастирующих друг с другом. Истинным «содержанием» искусства является оно «само как таковое», его «строй формовых элементов». В частности, для живописи — это сама живопись — соотношение цветовых масс и форм, живописная фактура, реальная жизнь и развитие цветовых пятен, их «энергийная» сила и динамика; «чистый элемент живописный» и т. п. Живописцу каждый предмет предстает «беспредметной комбинацией цветов», или «цветописью». «Чистый беспредметный контакт» с таким, то есть истинным искусством доставляет зрителю «приятные эмоциональные переживания».

В этом собственно и состоит художественно — эстетическое кредо Mалевича, на основе которого он и пришел к супрематизму. Основу его составляет понятие «беспредметности». Малевич употребляет его в нескольких взаимопересекающихся смыслах, восходящих к его философско — эстетическим представлениям. Согласно им, весь «мир как факт суждения» является «предметным» миром, а «мир как факт вне суждения» — беспредметным. Суждение же у Малевича в данном случае тождественно осознанию, мышлению, разуму. Таким образом, неосознаваемый мир, мир вне познающего разума и является миром беспредметным:

К возможностям же разума и сознания Малевич относился скептически, как художник хорошо ощущая их принципиальную ограниченность, а отсюда беспредметность выступает у него практически онтологическим основанием бытия. Мир, по Малевичу, в сущности своей беспредметен, то есть пребывает вне сферы действия разума, и только внеутилитарное искусство, основывающееся на эстетических, внеразумных, принципах, то есть тоже беспредметное в своей основе, в состоянии «познать» его. При этом беспредметность или сущность искусства осмысливается основателем супрематизма как высшая ступень разумной деятельности человека:

.Искусство «по существу беспредметно, безобразно, вне идей целевых» — не устает повторять русский авангардист. «Беспредметники», хотят освободить искусство от всего внехудожественного, «строить мир по чувству приятных восприятий»; они "созерцают мир явлений, и образ их творится внутри созерцающего — отсюда, если возникает новая реальность, то только реальность как «мир в себе». Беспредметное искусство — это «чистое искусство»; оно обязательно содержит в себе «чистое выражение ощущений» и некий «абсолютный неизменный элемент» искусства, благодаря которому искусство обладает вечной ценностью и именно ради него хранится в музеях. В самом общем плане под беспредметностью в искусстве Малевич понимал его художественность, его эстетическую ценность вне связи с какими-либо иными внехудожественными, преходящими функциями. Ею обладает любое настоящее искусство, но только со времени импрессионистов художники осознали, что искусство можно и нужно освободить от внехудожественного, внеживописного — для живописи, балласта. И Малевич делает следующий и последний шаг — супрематизм.

 Откуда идет супрематизм Малевича? Я думаю, что очень многое он взял от буддизмма. В буддизме центральным является понятие пустоты. В буддизме существует много школ и направлений, но идея пустотности всех явлений образует лицо буддизма и главное его отличие от других религиозных учений.

Учение буддизма говорит: форма есть пустота. Все, что имеет имя и форму, на самом деле пустотно, лишено самости, не может сказать о себе "я". Познание реальности любого явления означает познание пустоты - нуля.  Малевич познавал пустоту. Он писал: " В точке нечего видеть, кроме точки, поэтому появляется в супрематизме точка в виде квадрата или круга, вызывающая сильнейшее негодование всего общества." 

[417x550]
Вот и появился "Черный квадрат" "Малевича

В 1913, или 1914, или 1915 году, в какой именно день — неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом. Эту несложную операцию мог бы выполнить любой ребенок — правда, детям не хватило бы терпения закрасить такую большую площадь одним цветом. Такая работа под силу любому чертежнику, — а Малевич в молодости работал чертежником, — но чертежникам не интересны столь простые геометрические формы. Подобную картину мог бы нарисовать душевнобольной — да вот не нарисовал, а если бы нарисовал, вряд ли у нее были бы малейшие шансы попасть на выставку в нужное время и в нужном месте.

Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете — «Черного квадрата». Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Нуль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие — одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования.

На главной картине Малевича "Черный квадрат" не видно его подписи. Это дань признания той истине, что "Я" не существует, что в основе всего - нуль. Сама картина "Черный квадрат" - это изображение нуля, только не привычного, не овального и не круглого, но необычного, квадратного.

 

 

 

Белый фон на этой картине представляет собой некое обрамление и описывает форму квадратного нуля. Черный квадрат в этом белом обрамлении обозначает глубочайшую бесконечную пустоту внутри нуля. Если кто-либо что-либо действительно познал, он познал нуль. "Если искусство познало красоту, познало нуль". Картина "Черный квадрат" выражает эту философскую истину пустоты.

Необходимо заметить, что пустота, понимаемая в буддизме, не есть нечто бессознательное и плохое. Пустота есть высокая реальность, полная истины и сознания, чудесный источник всех вещей и достоинств. Постижение пустоты приносит ясное понимание, освобождение от проблем и конечное спасение.

Картина "Черный квадрат" Малевича - это знак чудесного источника всех вещей и достоинств. Если кто-либо познал "Черный квадрат", он познал нуль, который обращает в ничто все страдания и приносит полное освобождение от всех оков.

Миша Цэруш, прочитав про учителя его учителя, заметил, что было несколько квадратов, приписываемых кисти Малевича. Состояние напряжения двух начал - белого и черного создают форму. Без этого ощущения квадрат не сделать. Возникло новое направление в искусстве - супрематизм. Термином «супрематизм» (от лат. supremus, «высочайший, или преодолевающий») Малевич называет высший и последний этап искусства, суть которого заключается в выходе за традиционные рамки, за пределы видимого, умопостигаемого мира, в Ничто, в Абсолют. Именно так, по мнению Малевича, и можно спасти мир, потерявший целостность и находящийся на грани гибели.

И последнее мое замечание по поводу Черного квадрата.

Интересные факты

  • В настоящее время в России находятся четыре «Чёрных квадрата»: в Москве и Санкт-Петербурге по два «Квадрата»: два в Третьяковке, один в Русском музее и один в Эрмитаже. Одна из работ принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который его приобрёл у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США (30 миллионов рублей) и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж этот первый из существующих вариантов холста с изображением «Чёрного квадрата»
  • Малевич – сам того не зная – прозрел появление Пиксела, ввергающего человечество в виртуальное начало компьютерных и телевизионных технологий подчинения массового сознания бездуховности и мерзости запустения. Его ЧК обернулся мириадами пикселов миллиардов телевизионных и компьютерных экранов, которые сверкают разноцветными огнями в домах миллиардов людей по всей Земле. Итак, ЧК=Пиксел. Дать явлению (феномену) точное имя, понять его сущность – значит преодолеть его, стать выше его, сделать возможным подчинить его своей воле.
  • Загадки «Черного квадрата» более не существует. Фетиш разоблачен. Не надо ломать голову. Это был всего лишь Пиксел! Всего лишь Пиксел…

Время Малевича было очень напряженное. Тьма поглотила Россию! Если интересен Малевич, то посмотрите великолепный сайт о нем.

У Малевича было много учеников. Одним из них был Владимир Васильевич Стерлигов (1904-1973)

 

Новая система, предложенная Стерлиговым, позволила передать в живописи иное понимание пространства: его криволинейность, многомерность, возможность сосуществования миров и антимиров. Возможно, что самый главный урок, который давала и дает школа Стерлигова, это — возможность обрести творческую свободу.  Соединение импрессионистической цветности с геометризацией — одна из многих поднятых Стерлиговым проблем. Это все надо иметь ввиду, если пытаться понять творчество  Михаила Цэруша и Ларисы Астрейн.

С творчеством Стерлигова вы можете познакомиться здесь.

Миша Цэруш и Лариса Астрейн были учениками Стерлигова.


  [191x206]

Новую выставку, которую мы посетили, Михаил и Лариса назвали "Окно в другой мир". Окно в другой мир - это Зеркало. Зеркала поражают своей непостижимой двойственностью мира. С одной стороны - это материальный предмет, а с другой - неосязаемое отражение, фантом.

Вот и побывали мы в Зазеркалье, в гостях у Миши Цэруша и Ларисы Астрейн. Очень интересно.  

 

   [показать]     [219x165]

Выше я показал картины Ларисы Астрейн, а ниже - картины Миши Цэруша

[700x300]

[655x600]

[304x378]


[378x373]

 

[500x414]

Я специально не привел названия картин. Назовите их сами. Это старые картины. А на выставке нас поразили новые картины М.Цэруша из серии Цветовая геометрия и Музыка.

[604x453]

Потом мы посидели у нас и выпили с Мишей замечательный молдавский коньяк "Квинт" за милых женщин и за творчество, которое двигает мир вперед. Главное - бороться и  искать, найти и не сдаваться!

 


Сегодня 15 ноября. Мы с Мишей уже давно не виделись.

Он работал много в Молдавии  и поделился со мной новыми работами.

[700x510]

Pleasure principle(J.M.Jarre)

Так назвал свою композицию М.Церуш.

Принцип удовольствия - это композиция французского композитора Жан-Мише́ль Андре Жарр ( Jean-Michel André Jarre), одного из пионеров электронной музыки. Начиная с 1979 года он провел десятки музыкально-световых представлений во всех уголках планеты.

Послушайте эту композицию

Прослушать запись Скачать файл

 

Принцип удовольствия — один из четырёх принципов работы психического аппарата в теории Зигмунда Фрейда, наряду с принципом постоянства, принципом нирваны и принципом навязчивого повторения.

Принцип удовольствия описывает стремление психики к понижению напряжения до минимального уровня. Поэтому в работе 1920 года «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд делает парадоксальный вывод, говоря о том, что «принцип удовольствия находится в подчинении у влечения к смерти — и тот, и другой стремятся привести организм к уровню минимальной — в идеале нулевой — психической нагрузки. Удовольствие иногда сопоставляют с завистью, какими бы противоположными они ни казались: «…удовольствие связано не с праздностью, а именно с завистью или эрекцией желания»

А этот клип дает возможность познакомиться со светомузыкальным шоу Жарра.


[656x700]

Доминанта красного.

Мне встретилось стихотворение великого кинорежессера Михаила Рома. На мой взгляд, оно созвучно картине Михаила.

Стихи о красном цвете

Откуда столько красного вокруг?
В природе красный цвет, скорее, редкость.
Хотя закат... И всё же, это трюк.
Когда удастся навести на резкость
Одну звезду, которая горит
Поярче Солнца, белыми хвостами,
То светом озарённый лабиринт
Евразии покажется листами
Одной лишь книги, чей урочный час
Ворвался в двери разом, не стучась.

Пришла пора. Двадцатый век созрел.
Все сорок лет блуждания, мытарства
Без церемоний он вершил расстрел,
И в щепки разлетались государства,
И так, и сяк по линиям границ
Перерезая собственные вены...
Коль жизнь - игра, то непременно блиц
Под роковою маской Мельпомены.
Но книга недоступна для неё,
Поскольку правда в ней, а не враньё,

Поскольку книга зрела сорок лет,
Пока не отразилась на бумаге...
И книга знала, что не тёплый плед
Согреет нас, а только спирт из фляги.
Она несла в себе язык такой,
Что гласный не потворствовал согласным.
...Звезда соседство с лунною дугой
Могла бы посчитать огнеопасным,
Ещё бы! Раскалившись до бела,
Она уже не красною была.

Где языками рукопись горит,
Горенье языка не иссякает,
Роман один, но сколько маргарит,
Которых проведенье опекает
И к Мастеру ведёт, мол, не скучай,
Даруя вечность тихую обоим...
Закат роняет, как бы невзначай,
На белый плащ кровавые подбои.
А утром Солнце пятится на юг...
Откуда столько красного вокруг?

2 июня 2001 года

Или стихи С.Есенина (1916)

               О красном вечере задумалась дорога,
               Кусты рябин туманней глубины.
               Изба-старуха челюстью порога
               Жует пахучий мякиш тишины.

"Призвание художника - посылать свет в глубины человеческого сердца", говорит Шуман.

Ему вторит Вачилий Кандинский

"Цвет - это клавиша; глаз - молоточек; душа - многострунный рояль.
Художник есть рука, которая посредством той или иной клавиши целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу.

Таким образом ясно, что гармония красок может основываться только на принципе целесообразного затрагивания человеческой души."

[700x365]

Эту композицию Миша назвал "Прелюдия форм"

В музыке прелюдия -  короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

С.В.Рахманинов писал, что "... Прелюдия по своей природе абсолютная музыка. первичная функция — доставлять интеллектуальное удовольствие красотой и разнообразием своей формы. Это и было целью, к которой стремился Бах в своём удивительном цикле прелюдий, являющихся источником бесконечного наслаждения для музыкально развитого слушателя. Их несравненная красота будет утрачена, если мы попытаемся искать в них отражения настроений композитора."


Колокольное эхо октав
Прорастает над лесом, над сушей
И, аккордам все силы отдав,
Призывает: «послушай, послушай,

Не спеши уходить, подожди!
Есть мгновенья, которых не будет
Без внимания к стуку в груди
В мельтешеньи предпраздничных буден.

Оглянись, затаенно дыша.
И, возможно, увидишь ты сверху –
Где-то рядом чужая душа…
Оказалась твоей на поверку.

Сохрани, хоть на час сохрани
Для себя этот миг потрясенный.
И очищенный чуткостью мир
На ладонях своих понесем мы"

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Встреча с художниками М.Цэруш и Л.Астрейн | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»