Все религии — это попытки человека познать истину Бога
В основе христианства, ислама и иудаизма в основе всего лежала огромная часть Священного Писания — Ветхий Завет. На Ветхом Завете было построено христианство, явление Христа произошло в рамках Ветхого Завета, потом вскоре же образовался иудаизм, и через несколько столетий возник ислам. Все эти три религии называются монотеистическими, то есть исповедующими веру в единого Бога, в единого Творца.
Бог единый, подходы к Нему различны.
Звезда Давида - это не только символ иудаизма. Она изображена также и на входе в Троице-Сергиеву Лавру. Дело в том, что только невежественные люди считают ее исключительно знаком иудаизма. Шестиконечная звезда была и древним христианским символом, на протяжении всего средневековья широко применялась в храмах, и на половине священных сосудов в церквах у нас имеется эта звезда. Иудаизм долго искал свой знак, и знаков таких было много, но в XVIII–XIX веке остановились на этой звезде. Звезда Давида означает Мессию — Спасителя. Если для иудаизма это Спаситель грядущий, то для нас это Спаситель пришедший. И звезда Давида воссияла в Вифлееме, над городом, и привела волхвов. Это была звезда Мессии. Так что этот знак мы толкуем с иудаистами по-разному, но обозначает он Спасителя мира.
Звезду Давида можно увидеть и католическом соборе Рима Санта Мария Маджоре
В "Краткой еврейской энциклопедии", изданной в Иерусалиме, сказано, что эмблемой иудаизма служит шестиконечная звезда – гексаграмма, составленная из двух равносторонних треугольников. У этих треугольников, ориентированных противоположно друг другу, есть общий центр. Один треугольник является знаком огня, восходящим; другой – знаком воды, нисходящим. При пересечении двух этих фигур, как пишет исследователь символов Р.Кох, "природа их фундаментально меняется и практически уничтожается. Получается сложная и цельная симметричная форма с новыми частями и соотношениями, в которых 6 маленьких отдельных треугольников группируются вокруг большого центрального шестиугольника. Появляется прекрасная звезда, в которой и первоначальные треугольники сохранили свою индивидуальность".
Эта шестиконечная звезда именуется "звездой Давида" или "щитом Давида". Ее часто помещают на зданиях синагог и на священных предметах, однако о ней знали еще задолго до того, как она стала эмблемой иудаизма. Шестиконечная звезда была известна уже в бронзовом веке (конец IV – начало I тысячелетия до нашей эры), когда она использовалась в декоративных, а возможно, и магических целях у многих народов, причем весьма удаленных друг от друга – например, как семиты Месопотамии и кельты Британии.
Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями. На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Но на другой вопрос, когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному.
Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.
Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения иудаизма.
По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве (“Сущий”, “Существующий”). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.
В международном справочнике “Религии мира” указано, что в 1993 году в мире было 20 млн. иудеев. Однако эта цифра, видимо, недостоверна, ибо в ряде других источников указывается, что в 1995 - 1996 годах в мире проживало не более 14 млн. евреев. Естественно, не все евреи были иудеями. 70 процентов всех иудеев проживает в двух странах мира: в США 40 процентов, в Израиле 30. Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция и Россия - по 4,5 процента, пятое и шестое Англия и Канада - по 2 процента. Всего в этих шести странах мира проживает 83 процента иудеев.
В иудаизме существуют четыре конфессии. Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм. Он ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового.
Караимство возникло в Ираке в VIII в.н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово “караим” означает “чтец”, “читающий”. Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда.
Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово “хасид” означает “благочестивый”, “примерный”, “образцовый”. Хасиды требуют от своих приверженцев “горячей молитвы”, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах.
Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах, где есть евреи. Главное в нём - обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины (так называют служителей культа) во время богослужения надевают особые культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье. Если в ортодоксальном иудаизме раввины произносят богослужебные молитвы на иврите (так называют еврейский язык), то в реформированном иудаизме на языке тех стран, в которых живут евреи: в США - на английском, в Германии - на немецком, в России - на русском. Если в ортодоксальном иудаизме женщины молятся отдельно от мужчин (или за перегородкой, или на балконе), то в реформированном иудаизме женщины молятся в одном помещении с мужчинами. Если в ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, то в реформированном иудаизме раввинами могут быть также и женщины.
В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений. Это учения:
В целом иудаизм относится к христианству как своему «производному», но считает что Христианство является «заблуждением», что, однако, не мешает ему нести базовые элементы иудаизма народам мира
Тора - основа еврейского мировоззрения является частью Ветхого Завета и читается у нас в православных христианских храмах за каждым праздничным богослужением. Это является основой и христианства, в том числе нашего православия и любых других видов христианства, в какой-то степени ислама, потому что ислам основывается на Библии. Мухаммед опирался на библейскую традицию. Поэтому Тора — это священная книга. Тора — по-русски значит «учение». Мы называем эту книгу по греческой традиции: Пятикнижие. Это первые пять книг Моисея, с которых начинается Библия. Любое издание Библии начинается с Торы.
Иудаизмом мы называем религию, которая возникла после христианства, но очень скоро после него. Была единственная основа для трех главных монотеистических религий: эта основа называется Ветхий Завет, созданная в рамках и в лоне древнеизраильской культуры. На этой базе сначала возникает позднее иудейство, в лоне которого рождается Христос и проповедуют апостолы. К концу I столетия возникает религия, которая называется иудаизм. Что у нас, у христиан, общего с этой религией? И они, и мы признаем Ветхий Завет, только для нас это часть Библии, для них — вся Библия. У нас есть свои уставные книги, которые определяют церковную и богослужебную жизнь. Это типиконы, новоканоны, церковные уставы и так далее. Иудаизм развивал аналогичные, но уже свои каноны. В чем-то они совпадают с нашими, в чем-то отделяются.
Ветхозаветная религия древнего Израиля продолжилась в христианстве и, по-своему, в исламе. А иудаизм перестал быть мировой религией, стал религией национальной. Это главное его отличие. Кроме того, поскольку он вне Христа, то он остался на уровне дохристианского сознания.
Есть два главных отличия иудаизма от христианства. Первое: христианство стоит на том, что Бог открылся через Иисуса Христа, что было и остается единственным и уникальным спасительным актом соприкосновения между Небом и землей. Для иудаизма Иисус Христос был в лучшем случае великим учителем морали и веры, последним из библейских пророков. Второе отличие: иудаизм, родившись из ветхозаветной религии, почти уже универсальной, превратился в религию национальную, то есть был отброшен в одну из древних фаз религиозного развития.
Синагога - это еврейский храм. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат — «малое святилище». Синаго́га (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת, бейт кне́сет — «дом собрания»; идиш -שול, шул — «школа»),
Синагога в Будапеште является самой большой действующей в Европе и второй в мире после Синагоги Эммануэля в Нью-Йорке. Она вмещает около 3 000 человек и была построена в 1859 году в мавританском стиле. Во дворе синагоги находится Еврейский музей.
Во дворе синагоги Будапешта стоит металлическое дерево жизни. Мелаллические листочки символизируют миллионы евреев, погибших во время холакоста
А еще несколько слов о главной святыне еврейского народа - о стене плача.
Стена Плача или Западная Стена (ивр. הכותל המערבי, хаКотель хаМаарави) — сохранившаяся в Иерусалиме, на Храмовой горе, внешняя стена Второго храма, священное место для иудеев. Была построена Иродом в I веке до н. э. Освобождена Израилем на третий день Шестидневной войны.
Второй Иудейский храм был построен в 516 г. до н. э. По роскоши Второй Храм не мог сравниться с Первым, построенным царем Соломоном в 1007 г. до н. э.
Ирод, за 20 лет до н. э. перестроил Второй Храм коренным образом. Храм Ирода был роскошней и крупней храма до него. Ирод возвёл стену вокруг Храма, единственным остатком которой и является Стена Плача.
Император Тит разрушил храм в 70 г. н. э., при взятии Иерусалима, оставив от Храма лишь одну внешнею стену.
Это была всего лишь оборонительная стена вокруг Храмовой горы. Позже царь Ирод камень за камнем превратил ее в мощную крепостную стену, надежную опору Храмовой горы. Судьба творения царя Ирода превзошла самые смелые его ожидания. Сегодня, две тысячи, лет спустя, стена, возведенная по его приказу слезами и потом людей, продолжает оставаться символом надежды и возрождения. Воплощение мечты народа, который видит в этой стене свое прошлое, настоящее и будущее...
Со временем святость этого места все больше укреплялась. Поколения сменяли друг друга, а стена, сооруженная некогда для зашиты от врагов, стала духовным символом еврейского народа. Еще не так давно Стена плача была лишь частью одной из городских улиц, вдоль которой стояли лавки и дома. Никто не молился около нее. Даже после разрушения Второго храма верующие предпочитали собираться у более пышных стен восточной и южной части города.
И только в XVI веке, когда город оказался под властью Османской империи, святость Стены для еврейского народа получила всеобщее признание. С тех пор началась новая эра в истории этого места. Стена стала объектом паломничества для евреев, которые в соответствии с религиозной традицией должны трижды в год приходить к Иерусалимскому храму.
Население Старого города росло, строились новые дома, и улица подле Стены превратилась в узкий темный проулок, куда в праздничные дни на молитву могли попасть лишь немногие счастливчики.
Наряду с еврейской традицией развивалась и мусульманская, согласно которой именно с этого места пророк Магомет был вознесен на небо. В результате возникли серьезные разногласия по вопросу о контроле и уходе за этим историческим местом. Во время Войны за независимость 1948 г. Стена попала в руки Иорданского легиона. По условиям перемирия 1949 г. за евреями сохранялось право посещать ее, однако это соглашение никогда не соблюдалось. В ходе Шестидневной войны 1967 г. израильские парашютисты освободили город, а вместе с ним и Стену плача.
[668x436]
Стена Плача является самым святым для евреев местом: религиозные евреи мира молятся в сторону Израиля, евреи в Израиле молятся в сторону Иерусалима, а евреи в Иерусалиме молятся в сторону Стены Плача.
Евреи со всего мира прибывают в Иерусалим для того что бы увидеть Стену Плача, и для того что бы оставить записку с просьбой с Всевышнему между камней стены.
А это хасиды около Стены плача.
Кто такие хасиды? Согласно учению хасидов, Бог по своей природе добрый, а не карающий. Человек является центром творения.
Хасидизм создал новую модель набожного еврея, в которой эмоции и религиозный восторг преобладали над логикой и ритуалами, а религиозная экзальтация над учёностью. Одна из главных особенностей хасидизма — вера в особую мистическую связь между хасидами и их духовным лидером, ребе, должность и титул которого передаются по наследству. Хасидизм исповедует принцип, что ребе является посредником между Богом и верующими.
Хасиды традиционно одеваются в чёрный шёлковый (кто не может позволить себе, тот в сатиновый или полиэстерный) кафтан (бекише, капоте, халат на идише) и белую рубашку. Некоторые носят светло-серые или белые кафтаны и другие вариации. Некоторые хасидские группы носят тёмные панталоны до колен и белые или чёрные чулки разной длины.
Одной из отличительных черт хасидского наряда — штраймл, меховая шапка, надеваемая в субботу и праздники. В Иерусалиме некоторые нехасидские евреи тоже их надевают. Другие виды шапок и шляп: сподик (штраймл с высоким верхом), шойбл (редко), кашкет, колпак, кичмe (кушма) и просто шляпкe. Хасиды носят черные фетровые шляпы фасона 1940—1950 годов.
Не правда ли, очень похожи головные уборы у хасидов и идолов с острова Писхи?
Многие хасиды-мужчины не работают, а отдают всё время изучению Торы. Издавна в традиционной еврейской семье работала женщина. Многие общины в Израиле и США занимаются политическим лоббировнием с целью получения общественных средств для существования своих членов.
Вместе с тем хасидские общины создали для своих членов широкую сеть общественного призрения и взаимопомощи, помогающую в решении проблем повседневной жизни — беспроцентные ссуды, помощь в получении жилья, бесплатные столовые, распределение пищи для нуждающихся, помощь приданым бедным невестам, юридическая защита и многое другое.
Среди хасидов ощутима прослойка парнасов — состоятельных людей, содержащих общину. Традиционные занятия хасидов — бизнес недвижимости и строительные подряды, бриллиантовый бизнес, торговля, посредничество, финансовый рынок.
В августе 1991 г. во время ельцинского путча против правительства СССР на "баррикадах" у "Белого дома", разумеется, реял флаг с шестиконечной звездой, поднятый бейтаровцами. Группа евреев во главе с Еленой Боннер приветствовала разрушение «государства, которое раньше называлось Российской империей». Все они знали, что революция дает им невиданные возможности.
Уже при Ельцине хасиды посредством щедрых взяток отстроили в РФ обширные структуры, проникнув во все уровни власти, контролируя СМИ, важнейшие сферы экономики и финансы. Э. Ходос, тогдашний председатель харьковской еврейской общины, приглашенный перед разрушением СССР в 1991 г. в Нью-Йорк к Шнеерсону на "благословение", вспоминает:
«Задачи, которые поставил перед каждым из нас Любавичский Ребе, были жестко сформулированы: ... всячески способствовать созданию местного еврейского капитала и на данном историческом этапе максимально внедриться в политические институты страны (будущих стран [СНГ]), в том числе используя для этого скрытый захват средств массовой информации... Будучи полукровкой, имея в паспорте славянскую национальность второго родителя, можно было продвинуться очень высоко. В сложившейся ситуации определяющей для Хабада задачей было "прихватить" полукровок, работающих в структурах реальной власти, то есть завлечь и сделать своими горячими сторонниками, всячески способствуя их продвижению»
Еврейский публицист Л. Радзиховский написал об этом знаменитую статью "Еврейское счастье". О том, что в России в 1990-е годы произошла «революция демократически-капиталистическая. Еврейская и околоеврейская интеллигенция являлась в России одним из главных носителей западно-либеральной идеологии, стала идеологом этой революции». Поэтому «евреи имеют больший удельный вес в русской политике и бизнесе, чем в политике и бизнесе любой другой христианской страны»
В 2002 г. тот же Радзиховский, ставший хасидским активистом, продолжил тему в статье "Еврейская революция":
«Евреями на 100% (но гораздо чаще на 50 %) являются: глава Администрации президента, секретарь Совбеза, пять министров, лидеры трех думских фракций, первый вице-премьер правительства Москвы и прочая и прочая и прочая. Больше ни одна национальность (кроме русских, конечно!) так обильно во власти не представлена. Что касается большого бизнеса, то здесь еще круче... от 30 до 40% долларовых миллиардеров в России – евреи. [Заметим, что первый в этом списке, Р. Абрамович, входит в попечительский совет общины Б. Лазара. – М.Н.] Такого, наверное, нет больше нигде в мире, не считая, конечно, Израиля... На поверхности телевизора картина ясная – евреев "слишком много" (непропорционально много) в бизнесе, политике и масс-медиа... Почему в России эти позиции [в процентном отношении] сильнее, чем, скажем, в США? Да потому, что здесь все началось стремительно, с ровного места, не было конкуренции с русской буржуазией...»
Так это или нет, но огромную помощь хасидам в осуществлении поставленных целей под руководством раввина Берла Лазара оказал именно Путин сразу после занятия президентского поста. В 2000 г. в нарушение закона он даровал посланнику "мессии из Бруклина" российское гражданство (при том, что Лазар оставил за собой еще три: итальянское, американское и израильское) и назначил его "главным раввином России", грубо задвинув на второй план прежнего "главного раввина" ортодоксальных евреев А. Шаевича.
Раввин Берл Лазар (полное имя Шломо Дов-Бер Пи́нхос) - председатель Раввинского Совета религиозной организации "Федерация еврейскиз общин России и главный раввин России
Д.А. Медведев с главным раввином России.
В результате созданная Лазаром параллельная еврейская структура – "Федерация еврейских общин России" (ФЕОР) – подмяла под себя бoльшую часть российского еврейства и начала агрессивное расширение во всех регионах – получая недвижимость и средства из государственного, региональных, муниципальных бюджетов.
О масштабе своей деятельности сам Лазар заявил в Нью-Йорке на банкете ежегодного съезда Хабада: «Немало революций знала Россия, но самая мирная, самая тихая и эффективная – это революция, которую сотворили посланники ХАБАДа. Невзирая на тяжелые условия, на зачастую враждебное отношение окружающих, шлухим [посланники Хабада] своей безграничной самоотверженностью и преданностью учениям Ребе зажгли искорку еврейской жизни в тысячах сердец»[37].
Видимо, за эту революцию власти РФ и удостоили главного хасида четырех наград (медаль "60 лет Победы" – «за активное участие в патриотическом воспитании граждан», три ордена: "Дружбы народов", "Петра Великого", "Минина и Пожарского" – «за большой личный вклад в укрепление Российского государства, единение нации и возрождение духовной силы Отечества»), ввели в состав президентской Общественной палаты ("совести нации").
Чего только не найдешь в Интернете? Можно читать и при этом неплохо подумать над прочитанным!
[227x151]
"При освящении оскверненного Храма надо было зажечь храмовый семисвечник — менору"
Вопросы, вопросы, вопросы!
А в заключение послушайте популярную еврейскую песню «Хава нагила». Название буквально означает «Давайте радоваться».
| Транскрипция | Иврит | Перевод |
| хава нагила | הבה נגילה | Давайте радоваться |
| хава нагила | הבה נגילה | Давайте радоваться |
| хава нагила вэнисмэха | הבה נגילה ונשמחה | Давайте радоваться и ликовать |
|
(повторить куплет два раза) |
||
| хава нэранэна | הבה נרננה | Давайте петь |
| хава нэранэна | הבה נרננה | Давайте петь |
| хава нэранэна вэнисмэха | הבה נרננה ונשמחה | Давайте петь и ликовать |
|
(повторить куплет два раза) |
||
| Уру, уру ахим! | !עורו, עורו אחים | Пробудитесь, пробудитесь, братья! |
| Уру ахим бэлев самэах | עורו אחים בלב שמח | Пробудитесь братья с радостным сердцем |
|
(повторить четыре раза) |
||
| Уру ахим, уру ахим! | !עורו אחים, עורו אחים | Пробудитесь, братья, пробудитесь, братья! |
| Бэлев самэах | בלב שמח | С радостным сердцем |
[225x293]
Говорят, что эту песню написал Авраам Цви Идельсон, который жил в начале 20 века в Латвии. Был молодым кантором, пел в синагоге. Затем что-то ему в голову стукнуло, и он отправился бродить по миру, собирать и записывать еврейский фольклор, (тем более, что ему в этом нехило помогала Австрийская Академия Наук), мотался по Европе, Ближнему Востоку, забирался аж в Южную Африку, в конце концов естественным образом осел в Иерусалиме.
Там ему попались особые хасиды, именующие себя садигурскими - по имени местечка Садигура на Украине, откуда они приехали в Святую Землю. Идельсон старательно записывал их фольклор - в основном это были напевы без слов, как это у хасидов часто бывает.
Там-то ему и попалась эта мелодия в 1915 году. Не исключено, что сами хасиды её и написали - не зная нотной грамоты, они были и собирателями, и хранителями, и сочинителями. Но ныне принята теория, что мелодия эта была создана неизвестным клезмером (бродячим еврейским музыкантом) где-то в Восточной Европе не раньше середины XIX века. Непредставимыми путями мелодия добралась до хасидов, а те её с удовольствием подобрали, поскольку высоко ценили такие вещи.
Надо сказать, что это была пока ещё не совсем та мелодия, которая известна нам сейчас. У неё был немного другой ритм, плавнее и медленнее. Скорее даже в чём-то медитативный (хасиды, они такие, любят всё медитативное :)
Затем грянула Первая Мировая. Идельсон собрал манатки и отправился на войну в составе турецкой армии - ибо именно Турция владела Святой Землёй в то время - руководил полковым оркестром. Через три года война окончилась, Идельсон вернулся домой в Иерусалим, где всё приятным образом изменилось. Турки оставили Палестину британцам, была создана и обнародована Бальфурская Декларация - о праве Ишува (еврейского поселения) на самоопределение. По этим поводам в Иерусалиме готовился небывалый праздничный концерт - и в честь конца войны, и в честь таких славных еврейских придумок. Идельсон же, как главный по нотам, возился с этим концертом по полной - руководил хором, составлял программу, репетировал допоздна. И вот в какой-то момент он столкнулся с проблемой - что нет хорошего финала для этого концерта. Песенка нужна, какая-нибудь новая и яркая, чтоб запомнилась.
Начал Идельсон копаться в своих фольклорных довоенных бумагах - и нарыл этот безымянный хасидский напев. Ужасно обрадовался он и сел кропать правки прямо в черновиках.
Первым делом он разделил мотив на четыре части. Написал аранжировку для хора, для оркестра... Затем поскрёб недолго в затылке и набросал по-быстрому слова - какие в голову пришли. Чтоб было непритязательно, весело и вкусно.