• Авторизация


СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ 11-12-2010 15:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Это мой подарок Вам к Рождеству Христову.

Послушайте Арию "Аве Мария" Джулио Каччини (1546-1615)  - итальянского певца и композитора. Каччини считается одним из основателей сольного пения, облеченного в художественную форму, а следовательно и оперы, как таковой.

И под эту божественную музыку почитайте мои заметки. Я писал их для Вас.

Прослушать запись Скачать файл

Приближается Рождество Христово. И каждый раз я, преклоняясь перед памятью предков, пытаюсь понять сущность религии и этих праздников. Мы поговорим и о язычестве, и о христианстве, и об Исламе, об иудаизме, о синтоизме и о буддизме. Но всему свое время.

Рождество Христово, которое мы сегодня празднуем с такой легкостью сердца, с такой благодарностью и радостью, заслуживает внимания не только нас, людей, но и всей твари, потому что это Рождество Христово, воплощение Слова Божия, принесло нам небывалую, непостижимую, новую весть как о Боге, так и о человеке и обо всей твари.

Так начинают проповеди свои католические пастыри

[показать]Хорошо о смысле Рождества проповедывал митрополит Антоний Сурожский, который умер в 2003 году. Он говорил: " Бог, во Христе, явился нам небывалым и непостижимым образом. Языческие народы могли себе представить Бога великого, Бога небесного, как бы воплощающего все великое, величественное, дивное, о чем человек может мечтать на земле. Но только Бог мог открыться человеку, каким Он открылся в Рождестве Христовом: Бог стал одним из нас. Но не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие. В эту первую ночь, когда Бог стал человеком, когда Самый Живой Бог обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой обездоленности. Никто не принял Его Мать под кров свой; все сочли Его чужим, все отослали Его на далекий, бесконечный путь, который простирался перед странниками без крова и без привета. И они пошли – и в эту первую ночь Христос приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно, и духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключенными из человеческого общества. А таких людей через историю человечества - несметное количество. И по сей день - увы! - в больших городах и в просторах земных сколько таких людей, которым некуда пойти, которых никто не ждет, о которых никто не воздыхает, которым никто не готов открыть свой дом, потому что они чужие, или потому что страшно приобщиться судьбе людей, обездоленных не только несчастьем, но человеческой злобой; ставших чужими, потому что люди, другие люди из своего сердца и из своей судьбы их исключили. Одиночество - страшное, жгучее, убийственное одиночество, которое снедает сердца стольких людей, было долей Пречистой Девы Богородицы, Иосифа Обручника и только что родившегося Христа. Он был чужой, никем не желанный, исключенный и выброшенный. Это - начало Его пути; и на этом пути Он приобщился, как я сказал, всем кто так живет и в наше время, чужими среди людей, которые должны бы быть для них братьями; презренны они, побеждены - подлостью, трусостью и злобой человеческой. Уязвимы они по хрупкости своей, по беззащитности своей. Наше дело, христиан, увидеть в них образ Того Бога, Которого мы благоговейно сегодня чтим, и так их принять, как мы приняли бы теперь Христа, если бы Он явился перед нами обездоленным, уязвимым, беспомощным, презренным, ненавидимым, гонимым... "


В Иудейском городе Вифлееме (Бэйт Лэхем на иврите означает Дом Хлеба),  родился Царь Давид, а много веков спустя Иисус (Иешуа),  Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился в пещере, вертепе, на окраине города Вифлеем, у Девы Марии, которую с тех пор называют Богородицей.

Произошло это событие в захваченной римлянами Иудее, во время переписи населения. По традиции все калена Израиля должны были пройти перепись в их родных городах. Дева Мария и Иосиф жили в городе Назарете в Галилее. Оба они происходили из рода и дома Давида из калена Иуды, и направлялись в Вифлееме. Город в котором родился царь Давид - Вифлееме,  поэтому Иосиф и Мария направлялись в Вифлеем.
Свободных мест в гостиницах города и на постоялых дворах не было. Поэтому им пришлось разместится на окраине города в пещере, в которой пастухи держали животных. После рождения, Иисус был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

[700x525]

В соборе Санта Мария Маджоре в Риме
в этой золотой корзине хранятся доски от тех яслей, в которых родился Иисус Христос

Очень любопытно, что за 3000 лет до Рождества Христова тоже 25 декабря был рожден Гор (Horus) - бог, которого почитали, как бога Ра - бога Солнца. У него было 12 учеников, он исцелял больных, ходил по воде. Он также, как Христос был предан близким учеником, распя, похоронен на 3 дня, а потом воскрес. Посмотрите этот клип, узнаете много любопытного

 


 

Для каждого человека среди всех вопросов всегда остается главным вопрос о смысле жизни. Не каждый может ответить на него. Даже решив этот вопрос для себя, не каждый может достаточно аргументировано обосновать его. Однако, в каждом человеке неистребима потребность найти этот смысл и разумно оправдать его.

Хотя религия и присуща людям на протяжении всей доступной исследователям истории, и охватывает большинство населения земного шара, тем не менее, оказывается значительной тайной даже для большинства исповедующих ту или иную веру. Причина этого кроется в том обстоятельстве, что, как правило, каждую религию оценивают и описывают по внешним признакам, по видимым проявлениям в частной и общественной жизни, даже по извращениям, но не по существу.

Что же такое РЕЛИГИЯ и ВЕРА?

Слово «религия» имеет латинское происхождение. В культуру оно вводится в период крушения Римской империи – первоначально Цицероном, знаменитым философом и ритором, а несколько позднее апологетом христианства Лактандием. Цицерон выводил данный термин из глагола relegere, что в дословном переводе означало идти, возвращаться, обдумывать, снова читать, собирать, созерцать, бояться. Ключевым для Цицерона было слово «бояться». Поэтому его трактовка религии сводилась к богобоязни, страху и преодолению этого состояния продуманной системой почитания. Лактанций считал, что религия как термин берет свое начало в глаголе religare связывать, оковывать. С его точки зрения, религия – это связь человека с Богом, повиновение и служение Ему особым образом. Это понимание религии впоследствии перешло в христианство.

 В культурах Востока смысл термина «религия» связан со словами: din, dharma, chiao:

 din – слово, переводимое с аравийского как власть. Отсюда рождение власти Аллаха в исламе;

 dharma – слово из древнеиндийского языка (санскрита), переводимое как учение, добродетель, долг, справедливость, закон, истина. Все это нашло отражение в буддизме;

 chiao – китайской слово, обозначающее учение.

 Причиной такого множества толкований термина «религия» является многообразие форм религиозных верований. Одно из наиболее признанных определений религии принадлежит Джонстоуну: «Религия – система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным».

«Человек — это его вера»,— писал И. В. Киреевский, Выбором веры человек свидетельствует о себе, к чему он свободно стремится и, следовательно, кто он есть и кем хочет стать.

Главенствующее место у религиозного философа 19 века Киреевского,который жил в Оптиной пустыни, занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире.

С.Булгаков писал, что религия есть «непосредственное познание Божества и живой связи с Ним». Кстати, у Сергея Булгакова, который творил на рубеже 20 века, есть интересная статья, которая называется "Карл Маркс, как религиозный тип", в которой он пишет :

По моему убеждению, определяющей силой в духовной жизни человека является его религия,— не только в узком, но и в широком смысле слова, т. е. те высшие и последние ценности, которые признает человек над собою и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям. Определить действительный религиозный центр в человеке, найти его подлинную душевную сердцевину — это значит узнать о нем самое интимное и важное, после чего будет понятно все внешнее и производное.

Вот и будем понемножку разбираться во всем этом.

Я впервые задумался о Боге и о вере в 10 лет, когда мы с мамой отдыхали в Одессе. Она повела меня в Успенский монастырь, где проходило пострижение в монахи. И богослужение, и песнопения на меня произвели неизгладимое впечатление на всю жизнь. Именно тогда я поверил в Бога. Нет, не в Христа, а в Бога.

Свято-успенский монастырь в Одессе построили на Фонтанном мысу, на берегу Черного моря.

Глубоко в море выдается мыс Большой Фонтан. А на мысу стоит обитель- прекрасное место для молитв и созерцания.Когда-то здесь было имение дворянина Александра Теутула, который переселился в Одессу из Молдавии в 1805 году.По указу Екатерины иностранцам здесь предоставлялись особые льготы, а молдавские поселенцы отличались высоким уровнем земледельческой культуры и хозяйствования.

1 июня 1824 г. Фонтанское архиерейское подворье в Одессе было обращено в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Главный престол собора, освящение которого состоялось в 1825 г., был посвящен Успению Пресвятой Богородицы.

[480x700]

 

[480x640]

Это было первое святое место, которое я посетил в своей жизни.

 


Бог был чем-то непонятным для меня. Особенно, когда я узнал, что есть еще мусульмане, иудеи, а в Японии и в Китае буддисты. Пробовал я читать Библию, но язык и нравоучения мне были непонятны. Я в 17 лет прочел Сенеку и Конфуция, но большого понимания тоже не получилось. В университете начал серьезно заниматься философией. Поразил меня Людвиг Фейербах. Начало положила брошюра Ф.Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии".

Я выделил для себя главную мысль, которую озвучил Фейербах: "Религия умирает, ее место в культуре освобождается, и занять это место должна философия." Фейербах называет новую "философию-религию" антропологией, "философией будущего", Фейербах предложил программу "философии Человека". Человек — высшее в ценностном отношении, абсолютная ценность.

Отдельный человек вовсе не есть вместилище всех человеческих достоинств, — но Человек как таковой бесконечно добр, мудр, всемогущ. Его свойства — это он сам, а без них, т.е. без моральных качеств доброты, мудрости, могущества Человека вовсе нет. В человеке — все ценно. Его физическая, эмоциональная, психологическая жизнь нисколько не менее важны, чем разум. Очень важно, далее, что человек живет в естественном контакте с природой. Природа внешняя близка природе самого человека, она ему соответствует. Сущность человеческая вполне гармонично являет себя в человеческом существовании. Тут нет конфликта — жизнь природы, условия бытия не чужды человеческой сущности, между ними — глубокое единство.

Вот, что я писал в своих конспектах. Вот чему учила нас доцент Татьяна Витальевна Холостова. Я слушал ее лекции с удовольствием. Созранились и мои конспекты по истмату.

На лекциях Т.В. говорила, что духовности без образованности не бывает, духовная личность – это человек мыслящий, знающий, интеллектуал... Духовность - это качество личности, точнее, ориентации ее сознания, осуществляющее изнутри мотивированное включение личности в общественную жизнь.

Если кому интересно, можете посмотреть мой университетский конспект работы Фейербаха о сущности религии (это я готовился к семинару по истмату, который вела у нас Тамара Витальевна Холостова). 

Людвиг Фейербах в 1845 году написал замечательную статью О сущности религии.

Сначала были язычники-греки. На смену им пришли христиане Христиане, подобно язычникам, радуются  жизни, но свои благодарственные молитвы  за блага  жизни они возносят к  небесному  отцу; именно  потому они упрекают язычников в идолопоклонстве, что те в своей благодарности,  в своем культе ограничиваются тварями  и не возвышаются до первопричины, единственноподлинной причины всех благодеяний. Но ведь не Адаму же, первому человеку, я обязан своим существованием? Почитаю ли я его за своего отца?

Итак, мое порождение не так же ли своеобразно и индивидуально, какбезусловно индивидуальна моя жизнь? Должен ли я свое почитание простирать до Адама? Нет!  Я  с полным правом останавливаюсь в своем религиозном почитании на  ближайших  ко  мне существах,  на моих действительных родителях,  как на виновниках моего существования. 

Природа  -  не  только  первый,  основной  предмет религии,  она  также неизменно наличная  основа, постоянный, хотя и скрытый, фон религии. Вера  вто, что бог, если даже он мыслится как отличное  от  природы, сверхприродноесущество,  есть  объективная  сущность,  существующая  помимо  человека,  повыражению философов, вера эта коренится лишь в том,  что существующее помимочеловека объективное существо -  вселенная, природа, прежде  всего сама естьбог.  Существование   природы  не  опирается  согласно  взглядам  теизма  насуществование  бога. Нет! Наоборот: существование  бога или, вернее, вера  вего  существование опирается лишь на существующую природу. Ты  только потомупринужден  мыслить  бога  как  реальное  существо, что ты понуждаешься самой природой предпослать своему  существованию  и своему сознанию бытие природы;основное  понятие бога сводится  к тому, что  он  есть бытие, предшествующеетвоему  существованию. Другими словами:  в вере,  что бог существует  помимо человеческого сердца и разума, что он существует безусловно, вне зависимостиот того,  существует ли  человек или  нет,  мыслит ли  человек  бога или  немыслит, хочет ли он его или не хочет, - в этой вере, или, скорее, в предметеэтой веры, никакая другая сущность не маячит  в твоей голове, кроме природы,бытие которой  не  опирается на  существование  человека,  не говоря  уже обобосновании со стороны человеческого ума  и  сердца.Предпосылка  религии заключается  в противоположности или  противоречиимежду  хотением и умением, между желанием и  исполнением, между намерением аосуществлением,  между представлением и действительностью, между мышлением и бытием. В хотении,  желании, представлении  человек не ограничен,  свободен,всесилен,  он  -  бог,  а  в  умении, осуществлении,  в  действительности онобусловлен,  зависим, ограничен,  он - человек, человек  в смысле конечного,противоположного богу существа. "Человек предполагает,  а бог  располагает","У человека свои планы, Зевс же  делает  по-своему".  Мышление, хотение -  в моей  власти, но то, чего я домогаюсь и что я мыслю, принадлежит не мне; это-  вне меня, это  зависит не от меня. Религия стремится  и ставит себе целью устранить  это  противоречие  или  эту  противоположность;  божественное  же существо  и  есть  то  существо,  где  это   противоречие  разрешается,  где оказывается  возможным  или,  вернее,  действительным  все  то, что возможносогласно моим  желаниям  и  представлениям, но невозможно  для меня  по моим силам.

Единственной  задачей и целью религии (во всяком случае в первую голову и  по  отношению  к природе) является  превращение  неизвестного  и  жуткого существа природы в  знакомое, близкое существо, размягчение в пламени сердца неумолимой самой по себе,  твердой, как железо, природы на пользу человека -словом,  религия ставит себе такую же цель, как просвещение или культура; их стремление  сводится к тому, чтобы сделать природу в теоретическом отношении понятной,   в   практическом   отношении   -   податливой,   соответствующей человеческим потребностям, однако с  тем  различием, что  культура достигаетсвоей  цели с  помощью средств, а  именно с помощью  заимствованных из самой природы  средств,  религия  же  -  без  средств,  иначе  говоря,  с  помощью сверхъестественных  средств -  молитвы, веры, таинств,  волшебства.  Поэтому все, что при развитии культуры  человеческого рода стало  делом образования, самодеятельности,  антропологии, то  было  первоначально  делом религии  илитеологии;  таковы,  например,  право (испытания  кровью,  судебные оракулы  германцев), политика (оракулы греков),  врачевание, которое еще  внаши дни у  некультурных народов является  функцией религии. Поэтому религия является  средством  просвещения человечества в суровые  времена и для диких народов, но в эпоху просвещения религия потакает дикости, архаичности; она -враг просвещения. Правда, культура всегда отстает  от пожеланий религии; онане  может уничтожить ограниченность  человека,  коренящуюся в  его существе.Так,  например, культура дает нам указания  на средства долгой жизни,  но не доставляет нам  бессмертия. Последнее остается безграничным,  неосуществимым желанием религии.

Греческий комик Анаксандрит, по  Атенею, сказал египтянам следующее: "Я не гожусь  для  вашего  общества, наши нравы  и  законы  не  одинаковы:  выпоклоняетесь быку, которого  я приношу  в  жертву  богам;  для  вас  угорь -великое божество, для меня это лакомое блюдо; вы избегаете свинины - я ем еес аппетитом; у вас в почете собака-я бью ее,  если она у меня  стянет кусок;вы в  ужасе, если чего недостает кошке, - я же с удовольствием  снимаю с нее шкуру;  вы  придаете  значение  землеройке - для меня  она  ничто". Эта речьпрекрасно    характеризует  противоположность    между    несвободным    исамостоятельным, то  есть между  религиозным  и  антирелигиозным,  свободнымчеловеческим взглядом на природу.  Там природа - предмет почитания, здесь  -наслаждения; там - человек для природы, здесь - природа  для человека; там -она цель,  здесь  - средство;  там она  стоит над человеком,  здесь  она емуподчинена.  В  настоящих  строках  я  отождествляю  точку  зрения  греков  иизраильтян, тогда как в "Сущности христианства" я их противопоставляю. Какоепротиворечие! Ничуть; вещи различные, если их сравнивать между собой, в своюочередь совпадают, будучи  противопоставлены  чему-то третьему.  Впрочем,  кнаслаждению   природой    прежде   всего   относится   также   эстетическое,теоретическое наслаждение. Поэтому там человек эксцентричен,  он выходит  засвои пределы, он вне своей определенной сферы,  указывающей ему лишь на негосамого;  здесь  он, наоборот,  рассудителен, спокоен, у себя дома,  в полномсамосознании. Там вполне последовательно человек для  доказательства  своегоестественно-религиозного  смирения  снижается до  совокупления  с  животнымиГеродот);  здесь, наоборот,  человек возвышается  в  упоении  своей  силы идостоинства  до смешения  с  богами.  Это должно удостоверить,  что  даже  внебесных божествах  течет  только человеческая кровь, что особенная, эфирная кровь   богов   -  лишь  поэтический  образ,  не   выдерживающий  критики  вдействительности, в практике.

Религиозный энтузиазм перед  божественной мудростью в природе есть лишь момент восторга; он направлен лишь на средства, но потухает в размышлениях оцелях природы. Вера  в  бога есть  либо вера  в  природу  (объективную сущность),  как человеческое (субъективное) существо, либо вера в  человеческое существо как сущность  природы.  Первая  вера  -  религия  природы,  политеизм, вторая  -духовно-человеческая религия, монотеизм.

Ты  найдешь  бога  только  в вере,  только  вспособности воображения, только в человеческом сердце, ибо  он  есть не  что иное,   как  сущность  фантазии   или   способности  воображения,   сущность человеческого сердца. "Каково твое сердце, таков и твой бог".  Каковы желания людей, таковы иих  боги.  Боги  греков  были ограниченными;  это значит,  их  желания  были ограниченны.  Греки не желали  жить  вечно, они  только  не хотели стареть иумирать, но боялись они не того, что смерть неминуема, а боялись умереть вотсейчас, - неприятное всегда приходит к человеку преждевременно; греки тольконе  хотели умирать в цвете лет, хотели избегнуть насильственной, мучительнойсмерти;  они стремились не к блаженству, они стремились лишь к счастью,они хотели только  жить  покойной,  легкой  жизнью;  они  не  вздыхали,  подобнохристианам,   по  поводу  того,  что  над  ними  тяготеют  законы   природы,потребности полового чувства,  сна, еды и питья;  в своих  желаниях  они невыходили из круга человеческой природы, они еще не  были творцами из ничего,

Христиане хотят быть бесконечно  счастливее, чем боги  Олимпа; их желание - небо,  где исчезают  все  границы,  вся природная  необходимость, где  исполняются  всежелания; на этом небе нет ни потребностей, ни страданий, ни ран, нет борьбы, нет страстей, нет препятствий, нет смены дня и ночи, света и тени, радости игоря,  как все это  есть на небе греков.

Превратить мораль в существенную сторону религии  -  значит сохранитьназвание религии,  отказавшись от ее сущности. Моральным  можно  быть и без бога,  но  нельзя  быть без бога  блаженным, блаженным в сверхъестественном, христианском смысле, ибо  блаженство  в этом смысле находится  за  пределами природы  и  человечества,  не  подчиняясь  их  власти,  поэтому  для  своего осуществления   это  блаженство  предполагает  сверхъестественное существо,существо,  которое может  быть тем, что не под  силу природе и человечеству,что выше всего человеческого. Конечно, и Зевс - философ, когда он  с улыбкой  взирает с  Олимпа на борьбу богов,  но сверх  того он  есть нечто  бесконечно большее;  конечно,христианский бог  есть и моральное существо,  но сверх того нечто бесконечно большее;  нравственность  есть лишь  условие  блаженства.  Истинная  мысль,определяющая  христианское  блаженство, а   именно  в противоположность философскому  язычеству, есть как раз та мысль, что только в удовлетворении всего человеческого существа  можно  обрести  истинное  блаженство,поэтому христианство   позволяет  быть  причастным  божеству, или,  что  то  же,  -блаженству, -  телом, плоть бесконечно большее; конечно,христианский бог есть и моральное существо, но сверх того нечто бесконечнобольшее; нравственность есть лишь условие блаженства. Истинная мысль,определяющая христианское блаженство, а именно в противоположностьфилософскому язычеству, есть как раз та мысль, что только в удовлетворениивсего человеческого существа можно обрести истинное блаженство, поэтомух ристианство позволяет быть причастным божеству, или, что то же, -блаженству, - телом, плотью.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»