Православная и католическая Пасха 2014 праздновались в один день, дата праздника приходилась на 20 апреля. Согласно статистике такое совпадение случается не часто – только в 30% случаев, в основном же у католиков Пасха в 45% случаев отмечается раньше на одну неделю. В остальных случаях разница в числах празднования светлого Воскресения Христово может достигать и пяти недель и объясняется эта разница расхождениями в методах расчета даты Пасхи у восточных и западных христиан. В 5 % случаев — разница в 4 недели, и в 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2-3 недели не бывает. 27 марта католики праздновали свою Пасху, а православная Пасха в этом году наступит 1 мая.
В великую субботу перед православной Пасхой мы ждем схождения Благодатного огня, и в этот день, говорят, до захода Солнца надо взять мелкую монету наговорите на нее:
"Во имя отца, и Сына, и Святого Духа, денежка к денежке, копеечка к копеечке. Как люди ждут Светлой Пасхи, как идут в храм Божий, так бы и ко мне рабу Божьему (имя) деньги шли рекой, все святые угоднички, все со мной. Аминь"
Мы поговорим о схождении Благодатного Огня, о Воскрешении Христа, а началось все в Гефсиманском саду, где Иуда предал Христа.
ГЕФСИМАНСКИЙ САД
Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.
Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: "Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной".
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.
И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.
Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.
Он разбудил их: "Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст".
И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди -- Иуда
С предательским лобзаньем на устах.
Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы мне сюда?
И, волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты".
Б.Пастернак
Здесь, в Гефсименском саду, был схвачен Иисус, еоторого предал Иуда. Почему Иуда сделал это? Ведь не ради 30 серебрянников! Иуду Христос называл своим другом. Но Иисус знал, что он должен быть распят на кресте. Сатана искушал Иисуса и отговаривал его от этого испытания.
С конца XIX века выдвинуто множество неканонических версий, пытающихся объяснить мотивы предательства Иуды:
Мне нравится последняя версия. Она кажется наиболее проавдоподобной.
Когда Сатана искушал Иисуса Христа в пустыне, то всё то, что он предлагал Ему было вместо чего? Вместо распятья на кресте, вместо выполнения Иисусом Христом воли Божьей, вместо того пути, каким шёл, и для чего пришёл в этот мир Сыном Человеческим, Иисус Христос, Сын Божий. Тем сильнее было искушение. Вместо распятья на кресте - слава земная. Вместо мучений и унижений - власть. И когда Пётр пытался отговорить Иисуса Христа от того, что было предназначено Ему, и о чём Он говорил Своим ученикам, Иисус Христос сказал: "отойди от меня сатана! Ты Мне соблазн!".
И на Елеонской горе Иисус Христос боролся с искушением. Кто искушал Иисуса Христа? Сатана.
Как искушал сатана Иисуса Христа? Сатана опять пытался сделать всё ,чтобы Иисус Христос отказался от распятья на кресте, сатана не хотел, чтобы Иисус Христос был распят, и делал всё для этого. Если бы сатана вошёл в Иуду Искариота, то сатана сделал бы всё, чтобы Иуда не выполнил волю Иисуса Христа, и не предал Его в руки первосвященников и фарисеев.
Нам известно из нового завета, что Иисус Христос называл Иуду другом. Если бы в Иуде был сатана, или Иуда был вор, разве Иисус Христос назвал бы его своим другом?
Иуда Искариот был выбран Иисусом Христом вероятнее потому, что Иисус Христос был уверен в Иуде, что он не подведёт и сделает всё, что скажет Учитель без лишних вопросов, в нужном месте и в нужное время. В Петре, например, у Учителя такой уверенности не было.
А перед этим была тайная вечеря, лучше всех которую изобразил Леонардо да Винчи. Нам удалось в Милане посмотреть ее.
Небольшая церковь Санта Мария делле Грация расположена на миланской улице Фрателли. Церквушка ежегодно привлекает сотни и тысячи туристов не только своей средневековой историей (постройка начала 15 века), а, в первую очередь, фреской гениального Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”. Мы были здесь 5 июля 2008 года.
Вот она,
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
Обдумывая замысел «Тайной вечери», Леонардо не только выполнял наброски, но и записывал свои мысли о действиях отдельных участников этой сцены: «Тот, который пил и поставил кубок на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и выражает ртом удивление…»
Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в «Тайной вечере», была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: «Один из вас предаст меня»
Особенно импульсивно откликаются на слова Христа те три апостола, которые сидят по его левую руку. Они образуют неразрывную группу, проникнутую единой волей и единым движением. Молодой апостол Филипп вскочил с места, обращаясь с недоумённым вопросом к Христу, Иаков старший в возмущении развёл руками и откинулся несколько назад, апостол Фома поднял руку вверх, как бы стремясь отдать себе отчет в происходящем.
Группа, расположенная по другую сторону Христа, проникнута совершенно иным духом. Отделенная от центральной фигуры значительным интервалом, она отличается несравненно большей сдержанностью жестов. Представленный в резком повороте Иуда судорожно сжимает кошель с серебрениками и со страхом смотрит на Христа; его затенённый, уродливый, грубый профиль контрастно противопоставлен ярко освещённому, прекрасному лицу апостола Иоанна, безвольно опустившего голову на плечо и спокойно сложившего руки на столе. Между Иудой и Иоанном вклинивается голова апостола Петра; наклонившись к Иоанну и опершись левой рукой о его плечо, он что-то шепчет ему на ухо, в то время как его правая рука решительно схватилась за меч, которым он хочет защитить своего учителя.
Что такое Тайная вечеря? На самом деле - это пасхальный ужин у иудеев.
Христианская Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа и не связана с Исходом евреев из Египта. Жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира.
Следует отметить, что пасхальный ужин (седер — ритуальное вкушение жертвенного ягненка в ознаменование исхода из Египта) Иисуса с учениками получил название Тайной вечери и стал прообразом «таинства» евхаристии (причастия). Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), уподобляет вино своей крови.
Евреи празднуют Пейсах - исход евреев из Египта. Еврейскую Пасху трудно назвать радостным праздником.
[221x350]Как известно из Ветхого Завета, Моисей и другие евреи жили в Египте на положении рабов. Фараон отказывался дать им свободу и отпустить в Землю обетованную. Тогда, чтобы образумить неумолимого правителя, Бог наслал на его страну десять напастей — «казней египетских». Хуже всех была последняя: «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота» (Исход, 12: 29). Ужас охватил берега Нила: дети умирали тысячами, горе не обошло ни дом фараона, ни хижину простой служанки. Господь покарал только египтян, но пощадил детей и скот «сынов Израилевых». Лишь после этого упорство фараона было сломлено и свершился великий исход евреев из Египта в Землю обетованную.
Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово "Пасха", – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает "прехождение". Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).
А православная Пасха - самый радостный праздник.
Воскресение Христово – суть православной веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – обращается к христианам апостол Павел. Однажды он проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времен славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз». Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью.
Но ведь в проповеди Павла было главным именно то, что Христос воскрес из мертвых.
Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14).
Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово "Пасха", – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает "прехождение". Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).
Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.
Ночное пасхальное Богослужение пронизано оптимизмом. Каждое чтение и песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна Златоуста, которое читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»
Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!». Смерти больше нет.
Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» – благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину воскресе Христос!»
Храм Гроба Господня
Храм Воскресения, или, как называют его преимущественно в современных путеводителях, храм Гроба Господня – это, по сути, не храм, а целый большой архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду с часовней Гроба (Кувуклией), Кафоликон, то есть "соборный храм", кафедральный для патриархов Иерусалимских, затем принадлежащий армянам храм святой равноапостольной Елены и, наконец, подземный храм Обретения Животворящего Креста.
План Храма Гроба Господня
1. Вход в Храм Воскресения.
2. Место турецкой стражи.
3. Камень Помазания.
4. Гробница Иерусалимских королей Готфрида и Балдуина 1 (не сохранились).
5. Придел праотца Адама под Голгофою.
6. Место стояния Cв. Жен.
7. Кувуклия. Гроб Господень.
8. Гробница Иосифа Аримафейского и Никодима.
9. Каменная ваза - "пуп земли".
10. Придел Темницы Господней.
11. Придел Св. Царицы Елены.
12. Место Обретения Креста Господня.
13. Голгофа
Почему накануне православной Пасхи нисходит святой огонь?
Благода́тный ого́нь — по убеждению большинства православных христиан, чудесный огонь, ежегодно сходящий на Гроб Господень в Великую субботу. Утверждается, что огонь обладает уникальным свойством: не имеет естественно-природного источника и не обжигает в первые минуты.
В алтарь храма входит Иерусалимский патриарх, которого перед этим по традиции обыскивают, чтобы убедиться, что у него нет спичек, кремня или других средств добывания огня.
Возжигание Благодатного огня происходит только на православную Пасху (по другим данным он сходит иногда и в другое время) и только в присутствии Патриарха Иерусалимского (или исполняющего его обязанности). На церемонии присутствуют иерархи различных христианских конфессий и несколько десятков тысяч христиан. Далее огонь следует по всему миру.
Согласно поверью, в тот год, когда Благодатный огонь не сойдёт, случится конец света.
Церемония нисхождения огня очень таинственна
Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день чем у других христиан. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом - количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.
"Накануне в храме уже все свечи, лампады, паникадила были потушены. Еще в неотдаленном прошлом (в начале XX в. - прим. ред.) тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха..."
На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином (см. интервью).
"И вот утром Великой Субботы, в 9 часов по местному времени, начали появляться первые признаки Божественной силы: послышались первые раскаты грома, между тем, как на улице было ясно и солнечно. Продолжались они в течение трех часов (до 12-ти). Храм начал озаряться яркими вспышками света. То в одном, то в другом месте стали блистать небесные зарницы, предвещающие сошествие Небесного Огня," - пишет один из очевидцев.
"В половине второго часа, раздается колокол в патриархии и оттуда начинается шествие. Длинной черной лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя его Блаженству, Патриарху. Он - в полном облачении, сияющей митре и панагиях. Духовенство медленной поступью минует "камень миропомазания", идет к помосту, соединяющему кувуклию с собором, и затем между двух рядов вооруженной турецкой рати, едва сдерживающей натиск толпы, исчезает в большом алтаре собора" - повествует средневековый паломник.
Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств []. Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал Православным Благодатный Огонь; "Иля дин, иля виль эл Мессиа" ("нет веры, кроме веры Православной, Христос - истинный Бог") - скандируют они. Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако Господь нам напоминал, что Он приемлет и такое, по детски наивное, но чистосердечное обращение к Богу.
"Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти "дикарские" пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов... И огонь снизошел." []. Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи. Во что же веруете вы?
"Вдруг внутри храма над Кувуклией появилось небольшое облачко, из которого стал моросить мелкий дождичек. Я стоял недалеко от Кувуклии, потому и на меня, грешного, упали несколько раз маленькие капли росы. Подумал, наверное, на улице гроза, дождь, а крыша в храме неплотно закрыта, поэтому вода проникает вовнутрь. Но тут греки закричали: "Роса, роса..." Благодатная роса сошла на Кувуклию и смочила вату, лежавшую на Гробе господнем. Это было второе проявление Божией Силы." - пишет паломник.
В Храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания - на котором тело Христа готовили к погребению.
Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турков, пристальный "контроль" за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию, [].
Надеясь уловить православных на подделке городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские следящие [].
Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина - ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.
Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен (см. предания). Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место.
Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.
Кувуклия в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря в Истре
очень похожа на настоящую в Иерусалиме
Слово «кувуклия» (греч. «кувуклион») означает «ложница, царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово употребляется в единственном месте на земле - в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь он воскрес, «первенец из мертвых», открывая всем нам путь к Воскресению.
Это и есть Кувуклия. Внутри находится сам Гроб Господень.
Это то самое место, где на Пасху появляется Благодатный огонь.
Существующая Кувуклия сооружена в 1810 г. взамен прежней, которая погибла в опустошительном пожаре 1808 г.
При восстановлении Кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли).
Впоследствии Кувуклия пострадала в землетрясении 1927 г. и в настоящий момент укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.
План Кувуклии
1. Помост, соединяющий греческий кафоликон с Кувуклией
2. Скамьи у входа в часовню
3. Вход в придел Ангела
4. Камень, отваленный Ангелом от Гроба Господня, служащий престолом
5. Северное отверстие в приделе Ангела, в которое Патриарх дает народу зажженные свечи
6. Южное отверстие для передачи Огня армянским епископом
7. Проход в гробницу Господню
8. Ложе Спасителя (каменная плита)
9. Часовня коптов
Христос воскрес!
В Глостере в соборе я прочитал : Зажги свечу! Свеча - это символ. Она сгорает сама, но дает свет другим. Так и Христос. Сам погиб за грехи людские. Он ушел в ад, чтобы спасти души умерших и воскрес.
Свеча живет один лишь раз,
Пока не догорит.
И жизнь дается только раз,
Сумей ее прожить,
Чтоб, догорая, как свеча,
Не сожалеть о том,
Что ты упрятал свет огня
За толстым сундуком.
Гори, гори, моя свеча,
Гори вокруг, гори для всех,
Гори, гори: ты зажжена
Для мира, счастья и любви.
Гори, не бойся, отдавай
Тепло и свет, небесный свет.
Гори, гори, моя свеча,
Гори вокруг, гори для всех.
Неся свой свет, сгораешь сам,
И в этом есть секрет:
Не воск - огонь дает свой свет,
Свет миру на земле.
И если ты, сгорая сам,
Сумел собой зажечь
Сердца людей, то жизнь прожил
Не зря ты на земле.
Гудухин