• Авторизация


Эпизод 17. Победа Карны 27-03-2019 12:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   1. Миф как он есть
   На правом крыле войска кауравов расположились Крипа, Критаварман и Магадха, а на самой оконечности крыла Шакуни, Улука и гандхары. На левом крыле выстроились саншаптаки на 34 тыс. колесницах, на оконечности левого крыла располагались колесницы и конница камбоджей, шаков и яванов. В центре войска кауравов находился Карна со своими сыновьями. За Карной располагались Духшасана и Дурьйодхана, охраняемые мадрами и кекаями, а далее Ашваттхаман и воины куру.

   Войско пандавов выдвинулось навстречу кауравам. Обратившись к Арджуне, Юдхиштхира сказал: "Итак, выступайте: ты против Радхеи, Бхимасена — против Суйодханы, Накула — на Вришасену, а Сахадева — против сына Субалы, Шатаника — на Духшасану, бык в роду Шини — на Хардикью, Дхриштадьюмна — на сына Дроны, сыновья Драупади с Шикхандином — на остальных сынов Дхритараштры, сам же я пойду на Крипу! И пусть каждый из нас сразит порознь своего из врагов!" (Карнапарва. гл. 31, шл. 33 - 35).


   Шалья говорит Карне, что приняв вызов саншаптаков, Арджуна устремляется на них. Карна отвечает, что саншаптаки теснят Бибхатсу. Санджая сообщает, что сын Кунти рассекал тысячи колесниц, коней, слонов, пеших воинов спереди себя, сзади, справа и слева. "Карна рассеял ту великую рать, сокрушил превосходнейшие колесницы и ранил самого Юдхиштхиру" (Карнапарва, гл. 32, шл. 19 - 22). "Стражами колес" у Карны были два его сына Сушена и Сатьясена, а третий сын Вришасена был "стражем тыла".

   Бхимасена убил сына Карны Сутасену и уже собирался лишить жизни Сушену, но Карна расщепил его стрелу. Сатьяки убил возничего Вришасены и Духшасана взял сына Карны на свою колесницу, а потом он пересел на новую колесницу. Внук Шини убил возничего Духшасаны, но он пересел на другую колесницу.

   Карна достиг Юдхиштхиру, сразил "стражей колес" его колесницы, а потом применил "оружие Брахмы" и рассеял множество воинов, охранявших пандаву. Затем он лишил его доспехов. Юдхиштхира поразил каураву четырьмя дротиками в обе руки, чело и грудь. Из ран Карны пошла кровь, он пришёл в ярость, снёс стрелой знамя пандавы, рассек его колчаны и убил возничего. Юдхиштхира обратился в бегство, но Карна настиг его, коснулся рукой его плеча и с усмешкой сказал, что пусть пандава занимается изучением вед и жертвоприношениями, долг кшатрия не для него. Вайкартана отпустил пандаву и принялся крушить войско противника. Юдхиштхира, "терзаясь стыдом, поспешно пустился в бегство" (Карнапарва, гл. 33, шл. 40 - 45). Вслед за ним бежали панчалы, Сатьяки, сыновья Драупади, Накула и Сахадева.

   Бхимасена и Сатьяки обрушились на кауравов и вынудили их отступить. Карна погнал своих коней против Врикодары. Бхима поручил Сатьяки и Дхриштадьюмне охранять Юдхиштхиру, а сам поклялся либо погибнуть, либо убить Вайкартану. После их схватки Карна потерял сознание и его вывез Шалья с поля боя. Дурьйодхана послал к нему своих братьев на помощь с пятьюдесятью колесницами. Но всех их убил пандава.

   Карна снова выступил против Бхимы. "Не прилагая особых усилий, как бы играючи", он лишил его колесницы. Бхима схватил палицу и "пеший уничтожил-таки палицей семь сотен слонов с ездоками" (Карнапарва, гл. 35, шл. 23 - 32). Затем Бхимасена палицей уничтожил пятьдесят одного слона сына Субалы, более ста колесниц и сотни пеших воинов. Потом он убил ещё 500 воинов на колесницах, перебил 3 000 всадников, посланных Шакуни, сел на колесницу и выступил против Карны.

   Вайкартана убил возничего Юдхиштхиры и, увидев, что колесница его удаляется с поля боя, пустился в погоню. И, когда он уже настигал сына Кунти, его накрыл стрелами Бхимасена.

   Солнце достигло зенита, и битва продолжилась. Предводитель саншаптаков Сушарман ранил правую руку Арджуны тремя стрелами. Сын Кунти применил оружие "нага" и "сковал неподвижностью ноги (вражеских воинов)" (Карнапарва, гл. 37, шл. 20 29). Сушарман применил оружие "саупарна" и войско освободилось от оков, затем он пронзил Бибхатсу тремя стрелами и пандава, "тяжко раненный", бессильно опустился на днище колесницы. Сын Панду уложил на поле боя 10 тыс. воинов, а затем ещё 14 тыс. и ещё 10 тыс. колесниц и 3 тыс. слонов.

   Под натиском Ашваттхамана, нанёсшего ущерб тылу войска пандавов, Юдхиштхира отступил, "покинув свое могучее войско" (Карнапарва, гл. 39, шл. 21 - 33). Карна истребил тысячи панчалов, кекаев и сринджаев, Арджуна и Бхима убивали саншаптаков и кауравов. Уничтожая панчалов, Карна рвался к Юдхиштхире. Он вынудил отступить войско пандавов. Ашваттхаман осыпал Арджуну и Кришну множеством стрел, но пандава ранил его в ключицу и его умчал с поля боя возничий. Сын Дроны выступил против Дхриштадьюмны, он рассек его лук, лишил колесницы, коней, возницы, меча. На помощь панчалийцу поспешил Арджуна, а Сахадева умчал с поля боя сына Друпады. Ашваттхаман ранил Арджуну "в обе руки и грудь" (Карнапарва, гл. 42, шл. 49 - 57). Пандава пронзил его плечо и колесничий увёз сына Дроны с поля боя.


   Кришна обратился к Арджуне с предложением ехать к Юдхиштхире, так как его преследуют сыновья Дхритараштры: "Карна заставил уйти с поля боя самого могучего царя (Юдхиштхиру), губителя недругов, искусного, ловкого (воителя), умудренного в битвах!

Герой Радхея вместе с могучими духом сыновьями Дхритараштры сумел потеснить в бою первого среди Пандавов. Пока смиривший душу Партха сражался (с Карной), другие могучие колесничные воины (кауравы) захватили его щит. Царь (Юдхиштхира) тяжко изнурен постом, о могучий, лучший из бхаратов; он владеет брахманской мощью, но не слишком силен как кшатрий... «Уничтожьте сына Панду Юдхиштхиру!» — подстрекает Карна многосильных сыновей Дхритараштры, о бык-бхарата! Могучие колесничные воины преследуют царя, пытаясь настичь его то стхунакарной, то индраджалой, то Пашупатой, о Партха! Мне видится, царь в смятении и нуждается в помощи, бхарата!..

Вот к нему устремились могучие панчалы вместе с Пандавами — это лучшие среди тех, что владеют любым оружием. Спеша спасти его, будто утопающего в водах Паталы, они торопятся, (сознавая, что) время (действовать) быстро. Не видно царского знамени: оно сбито стрелами Карны на глазах у обоих Близнецов, Сатьяки, Шикхандина, Дхриштадьюмны, Бхимы, Шатаники и всех чеди и панчалов, о могучий бхарата Партха! Карна в бою губит стрелами войско Пандавов, точно слон — заросли лотосов, о Партха! Бегут твои колесничные воины, о радость Пандавов, смотри, смотри, о Партха, отступают могучие колесничные воины! Слоны, настигнутые Карной в битве, с воплями ужаса разбегаются на десять сторон, о бхарата! Смотри же, о Партха: всюду виднеется множество отступающих колесниц, преследуемых в битве сокрушителем недругов Карной. Видишь, о лучший из владеющих знаменем, — там и тут мелькает на поле брани водруженное на колесницу знамя Сына суты «Слоновья подпруга». Вот Радхея направился к колеснице Бхимасены — словно рассеивая сотни стрел, он истребляет твою рать. Смотри: великий духом (Карна) обращает в бегство панчалов — так некогда в великой битве Шакра губил дайтьев...

Потеснив в бою Пандавов, панчалов и сринджаев, Карна оглядывается по сторонам, и кажется мне, что он высматривает тебя. Смотри, о Партха: натянув лучший из луков, он мощно блистает, точно Шакра в окружении сонмищ богов после победы над недругами. Наблюдая подвиг Карны, кауравы издают (победные) кличи, заставляя трепетать Партхов и тысячи сринджаев. Сурово потеснив в великой битве Пандавов, достойный Радхея обращается ко всем своим войскам с речью: «Спешите, о кауравы, наступайте, мчитесь быстрее, чтоб ни один из сринджаев не ушел от вас в бою живым! Выступайте объединенными силами, а мы двинемся следом!»..

С такими словами, меча стрелы, отправляется он вслед (за своим войском). Посмотри, о Партха, на сияющего светлой кожей Карну в бою: он подобен Творцу дня, озаряющему гору Удаю! Из-под схожего с полной луной стореберного зонта, укрепленного над его головою, нахмурив брови, Карна высматривает тебя, о бхарата, владыка народов! Собрав воедино все силы, он стремительно ринется в бой. Смотри: этот могучий герой натягивает мощный лук и мечет стрелы, подобные ядовитым змеям, о мощнорукий! Видно, как разворачивается Радхея и устремляется навстречу собственной смерти, как мотылек (в пламя) светильника, о Имеющий обезьяну на стяге!..

Увидев, что Карна один, стремясь поддержать его, на помощь к нему, о бхарата, спешит с колесничным войском сын Дхритараштры (Дурьодхана). Покарай же сурово того нечестивца вместе с ними со всеми, если ты хочешь (вернуть) свою славу, царство и высшее преуспеяние! Оглянись на себя, совершенного духом, бык-бхарата, (посмотри, что сделал) грешный Радхея с верным дхарме Юдхиштхирой, и выступай без промедления против Радхеи — время пришло! Неспешно обдумай, (что происходит) на поле брани, и направляйся к главе колесничных отрядов. Вот стремительно приближаются пятьсот мощных, грозно блистающих главных колесниц, о первый среди колесничных воинов! О герой Каунтея, к тебе, охраняя друг друга, стягиваются твои объединенные войска: пять тысяч слонов, вдвое больше того коней и вместе с ними — миллион пеших воинов. Явись открыто великому лучнику, Сыну суты! Выступай, о бык-бхарата, сосредоточив все свои силы! Разъяренный Карна налетел на панчалов — я вижу его знамя у колесницы Дхриштадьюмны. Я думаю, разобьет он панчалов, о губитель недругов! Добрую (весть) хочу сообщить я тебе, о Партха, бык-бхарата: остался в живых царь-кауравья, сын Дхармы Юдхиштхира!.." (Карнапарва, гл. 43, шл. 11 - 21, 22 - 31, 32 - 42, 43 - 53).

   В битву против Карны вступили Бхимасена, Сатьяки, Шикхандин, Дхриштадьюмна. Бой продолжался и рассказчик сообщает: "Так Карна разгромил войско Пандавов, о великий царь, - словно быстрый вихрь (разметал) кучу хлопка" (Карнапарва, гл. 44, шл. 24 - 33). Ашваттхаман вступил в бой с Арджуной и угодил ему стрелой в грудь, "тяжко раненный в поединке с сыном Дроны, о бхарата, тот схватил грозную палицу и метнул её в Драуни" (Карнапарва, гл. 45, шл. 11 -21). Арджуна сбил его возничего стрелой с колесницы и сын Дроны стал сам управлять колесницей и вести бой. Дхананджая стрелой перерезал поводья и кони умчали Ашваттхамана с поля боя.

   Пандавы теснили кауравов, и они вынуждены были отступить. Тогда в бой вступил Карна и пустил в ход оружие Бхаргавы. Санджая сообщает: "Уничтожаемые в битве Сыном суты сринджаи, обезумев (от ужаса), непрерывно взывали к Арджуне и Васудеве, точно к царю претов в городе царя претов. И тут, видя в действии устрашающее оружие Бхаргавы, сын Кунти, Завоеватель богатств сказал Васудеве: «Смотри, о мощнорукий Кришна, сколь велико могущество оружия Бхаргавы, — ничем нельзя уничтожить его в бою. Посмотри, о Кришна, как яростен Сын суты в великом сражении: этот герой, вершащий суровый подвиг, подобен самому Антаке! Неистово погоняя коней, он то и дело бросает взгляды в мою сторону, и я не видел, чтобы Карна поворачивал вспять в ходе боя.

Только пока человек жив, он добивается в бою победы, но (горе ему), если он (терпит) поражение: побежденному, о Хришикеша, (суждена) погибель, ему нечего (надеяться) на победу». Затем Джанардана, понимая, что Карна утомлен боем, тронулся с места, решив повидать Юдхиштхиру, о достойный! И сказал Кришна Арджуне: «Царь (Юдхиштхира) тяжко ранен. Утешь его, о лучший среди куру, а потом ты уничтожишь Карну!» (Карнапарва, гл. 45, шл. 43 - 53).

   Кришна подъехал на колеснице к Бхиме и спросил его, где сейчас находится Юдхиштхира. Бхима ответил, что Дхармараджа ранен стрелами Карны и удалился отсюда. Арджуна сказал, что пусть Бхима отправится к нему, но он отказался, ответив, что тогда о нём могут подумать, что он испугался. Бибхатсу сказал Кришне, чтобы он ехал к Юдхиштхире.

   2. Где в мифе история

   Выступая перед войском, Юдхиштхира говорит, что Арджуна должен сражаться против Карны, Бхимасена - против Дурьйодханы и т.д. Но в реальности эти и другие поединки, которые запланировал Юдхиштхира, в первой половине дня не состоятся. Более того, хотя сам Юдхиштхира выказал намерение сражаться с Крипой, в действительности он вступил в бой с Карной. Что-то пошло не так... События развиваются не так, как их запланировал Дхармараджа.

   Описание битвы продолжается в столь же фантастическом ключе, что и в предыдущих эпизодах: три стрелы во лбу и шесть дротиков в груди, по мнению авторов эпоса, выглядят очень красиво и совсем не мешают дальше сражаться с прежней силой. Создатели эпоса находят это красивым. Вот такая у них эстетика, но если они восхищаются Кришной, то почему бы и не восхищаться таким видом сражающихся воинов. А по факту эти ранения несовместимы с жизнью. "Подвиги" Арджуны на этом фоне затмевают всё и носят нереальный характер: один человек не может убить тысячу слонов, коней, воинов, а вот Бибхатсу убивает даже десятками тысяч.

   Рядом с Карной сражаются три его сына: Сушена, Сатьясена и Вришасена. Чуть позже Бхима убивает четвёртого сына Сутасену. Авторы эпоса не стесняются в средствах: все братья Дурьйодханы и Карны, как и их сыновья, должны быть убиты сыновьями Кунти. Вайкартана встретился с Юдхиштхирой, победил его, но тут же сообщается, что Карна был ранен им, уже лишённым лука, четырьмя дротиками: в обе руки, грудь и лоб(?). Поразительный подвиг! Дротики посылают на расстоияние 20 - 20 метров, и от них легко уклониться. А Юдхиштхира умудрился попасть в Карну четырежды. Но ведь у Карны лук в руках, он легко может поразить стрелой Юдхиштхиру. Очевидно, этот "подвиг" Юдхиштхиры выдуман. Да и при таких ранениях (в лоб!) как он мог выжить? Невероятно! Если бы Карна был ранен, разве стал бы он отпускать Юдхиштхиру? Милосердие Карны удивительно, оно противоречит обещанию пленить пандаву, которое он давал Дурьйодхане. Возможно, в реальности Карна не отпустил Юдхиштхиру, а упустил его. "Царь"-евнух бежал так быстро, что его нельзя было догнать. Раньше так бежали Бхима, Сахадева и Накула. А вот Арджуна, по словам Карны. уклонялся от боя с ним по совету Кришны.

   Авторы эпоса сообщают о новом поединке, в котором Бхима ранил Карну и Вайкартана потерял сознание. Шалья вывез его с поля боя, а Бхима в это время убил 50 кауравов на колесницах. Но тут вдруг Карна вернулся и, "не прилагая особых усилий", лишил пандаву возничего и коней. Получается, предыдущая "победа" выдумана, если уж раненный Карна одержал победу не прилагая усилий, играючи. И тут Бхима с одной палицей убивает 700 слонов! Столь чудовищной ложью авторы эпоса создают Бхиме героическую репутацию. Если же пытаться в этом видеть некую гиперболу, то почему никто из кауравов так не геройствует. А ведь это евнух всего лишь... Затем он убивает ещё десятки слонов и сотни воинов на колесницах. Ложь, ложь и ещё раз ложь. Ведь в это время Карна мог бы его поразить стрелой,

   Арджуна сражался с саншаптаками, хотя по плану Юдхиштхиры должен был выступить против Карны. Удивительно, он всё время бьётся с ними, начиная с первого дня битвы, а они всё ещё живы, хотя он убивает их десятками тысяч. В эту чудовищную ложь невозможно верить. Савьясачин применяет оружие "нага", в котором можно усмотреть отравленные стрелы, потому что раненные воины становятся неподвижными. Сообщается, что предводитель саншаптаков Сушарман ранил пандаву и вот в таком виде он лишил жизни свыше 30 тыс. человек. Чудовищная ложь. Впрочем, кто-то в этом охотно увидит эпическое преувеличение.

   Описание битвы очень противоречиво, бегут то кауравы, то пандавы. Вступив в бой с Арджуной, Ашваттхаман ранил его в "обе руки и грудь". И вот спрашивается, как он потом, ещё до полудня дважды раненный Сушарманом и сыном Дроны, будет сражаться с Карной в конце этого дня в поединке? А ведь раненный остро нуждается в отдыхе и воде.

   Вайкартана вызывает Арджуну на поединок, но пандава приказал Кришне везти его к саншаптакам. И вдруг всё поменялось...

   Неожиданно Кришна скажет Арджуне, что он должен навестить своего брата Юдхиштхиру. Джанардана беспокоится о его жизни и говорит, что слышит крик Карны кауравам: "Уничтожьте сына Панду Юдхиштхиру!". Но как можно оставить поле боя в это время! Почему никто не переживает за Арджуну, когда его в полдень ранил Сушарман, а чуть позже Ашваттхаман? И ведь раньше Кришна уже успокаивал пандаву, говоря о Юдхиштхире, что "остался в живых царь-кауравья".

   Если Джанардана правильно передаёт слова Карны, то они тоже удивительны. Вот он отдаёт команду убить Юдхиштхиру, почему же чуть раньше в этот день он сам отпустил его? Да, мы помним, по сказанию, он якобы обещал это Кунти. Но тогда зачем он призывает убить его сейчас? Скорее всего, обещание Кунти выдумано. А если оно было, то в совсем другой форме: пандавы могут остаться в живых на поле боя, если мои стрелы не долетят до них. Если же слова Карны с призывом убить Юдхиштхиру принадлежат авторам эпоса, то их назначение в том, чтобы обосновать неожиданный отъезд Кришны и Арджуны с поля боя: царь в опасности и нужно срочно защитить его. Подлинная цель встречи Арджуны и Юдхиштхиры совершенно другая. На поле боя случилось нечто экстраординарное и нужно встретиться с Дхармараджей, ведь формально он является царём и только он может принять решение.

   Далее Кришна рисует картину боя. Мы видим бегство воинов, сражающихся за пандавов, сбитое знамя Юдхиштхиры. Детали картины противоречивы, их трудно сложить в мозаику. Вот Карна приказывает войску двигаться вперёд, а сам следует за ним. Но тут же Кришна говорит, что Карна один, а Дурьйодхана посылает ему на помощь колесницы, пришло время сражаться с Карной, а войско кауравов бежит. Здесь трудно сделать вывод, кто одерживает верх.

   Но вот слово берёт Санджая: "Так Карна разгромил войско Пандавов, о великий царь, - словно вихрь (разметал) кучу хлопка". Здесь всё выглядит однозначно, и победа кауравов несомненна. Ашваттхаман преследует Юдхиштхиру. И тут Карна применил "оружие Бхаргавы". Санджая сообщает: "Громкие вопли ужаса издавали нанчалы, теснимые в битве мощным оружием Бхаргавы, о владыка народов!

Вокруг тысячами падали убитые воины, кони, слоны, (сокрушенные) колесницы, так что земля содрогалась, о царственный муж-тигр! Тревога объяла, о царь, всю могучую рать Пандавов. Лучший из воинов, губитель недругов Карна, в одиночку испепеляя врагов, блистал, о муж-тигр, словно бездымно (горящий) огонь.

Истребляемые Карной панчалы, а вместе с ними и чеди растерянно метались, точно слоны в. пламени лесного пожара. Достойнейшие из людей о муж-тигр, устремляли они на восток свои кличи, слыша, как стенают в страхе и трепете, разбегаясь в разные стороны, те, что в центре сражения" (Карнапарва, гл. 45, шл. 31 - 42).

   Терзаемые Карной, сринджаи взывали к Арджуне и Кришне. Пандава говорит Джанардане, что "побежденному. о Хришикеша, (суждена) погибель, ему нечего (надеяться) на победу". Удивительные слова! Он признаёт поражение пандавов и даже надежды на победу нет. Ведь именно войско пандавов в этот момент терпит крах. И вот, казалось бы, теперь он может проявить свою доблесть. Где же обет Бибхатсу, высказанный Бхуришравасу в ответ на упрёки кауравы в нечестном ведении боя Арджуной: "Все цари земные знают этот мой великий обет, что ни один принадлежащий к моей стороне, не может быть убит (никем), пока он будет находиться в пределах досягаемости моих стрел!" (Дронапарва, гл. 118, шл. 23 - 28). Теперь как раз тот момент, когда он может показать всем, какой он герой. Гибнут панчалы, а он забыл о своём "обете".

   И совершенно неожиданно реагирует Кришна, он говорит: "Царь (Юдхиштхира) тяжко ранен. Утешь его, о лучший среди куру, а потом ты уничтожишь Карну" (Карнапарва, гл. 45, шл. 43 - 53). Вместо того, чтобы прийти на помощь гибнущим панчалам и сринджаям, Джанардана говорит, что Юдхиштхира нуждается в утешениии. Они отправятся к нему, и там Арджуна "утешит" брата так, что едва не убьёт его. Несомненно, этот критический момент вызван военной необходимостью, а не желанием Кришны вытереть слёзы Юдхиштхире. Карна обещал Дурьйодхане одержать победу на поле боя, и он её достиг. Пандавы остро нуждались в заключении мира.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (48): вперёд»
Соккар 27-03-2019-17:11 удалить
Пожалуйста. Спасибо за визит)))
?? ужос какой.. што творилось задолго до!?
Саншаптаки уже вызывают усмешку: они бесконечны и неистребимы, как те гандхарвы :) И конечно, Арджуна так ими занят, так занят! :) Ему совершенно не до Карны, пусть Вайкартана зайдет на следующий день Брахмы :)
А ранения "в грудь и в обе руки" начинают наводить на мысль о литературном штампе.
Насчет дротиков во лбу и в груди - где-то мне попадалась мысль, что дротики могли застревать в доспехах, не причинив вреда.

Насчет отпущенного Юдхиштхиры... Мне кажется, в первый раз все-таки двойник. Обнаружив подлог, Карна совершенно логично говорит, что Юдхиштхира - брахман, а не кшатрий. Возможно, он имеет в виду, что все брахманы - отпетые лжецы и воинская честь не про них :) Но можно так же вспомнить, что до этого двойников в сражении активно использовал Друпада, а он с большой вероятностью - брахман по варновой принадлежности.
Далее Карна, не трудясь добивать подложного Юдхиштхиру, бросается искать настоящего, но тот уже сдрапал, пока враг возился с двойником. Иначе совершенно лишено логики - сперва самому отпустить, а потом орать войскам, приказывая "в плен не брать!".

Что касается ранения Карны, оно могло и быть (ведь Карна все время в гуще боя), но нанесено оно было уже не Бхимой, на которого Карна не потратил усилий, а кем-то еще, или он просто вымотался. Ведь он на тот момент уже немолод по меркам древних. Его и правда могли увезти потерявшим сознание уже ПОСЛЕ победы, а внезапное возвращение понадобилось автору, чтобы впихнуть в середину описания боя Бхиму, истребляющего слонов и кауравов.
Доброго утра и хорошего дня!
Соккар прав - битва уж очень фантастическая! Что за просторы надо. чтобы разместить тысячи слонов, не считая самих воюющих!!!!?
Но стоит ли удивляться? Если одна женщина может одним разом родить 100 сыновей....другая рождает пятерых полубогов...третья выходит сразу за все пятерых замуж...., то три дротика в груди и один во лбу -это просто само собой разумеющееся! Герои продолжают битву будучи уже мертвы (по нашим понятиям))))))
Вспоминается М. Ю. Лермонтов - "Да. были люди в наше время, не то, что нынешнее племя! Богатыри - не вы!"
Huhrigina 28-03-2019-13:33 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн,
Но гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
И гвозди ему в лоб, чтоб меньше думал"
В. Высоцкий
Это насчёт литературного штампа.
Соккар 28-03-2019-22:15 удалить
Ответ на комментарий Юрий_Мишенев # Юрий_Мишенев, сам Кришна является в образе ужасном и страшном, но кришнаиты его почему-то любят. Мазохисты, сударь...
Соккар 28-03-2019-22:30 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита, доспехах дротики могут застрять, а вот во лбу только если человек станет трупом.

Следующий эпизод будет о конфликте между Арджуной и Юдхиштхирой. А потом ещё один или два эпизода. И вот там (предварительно) может появиться двойник (или должен). Я пока ещё не решил. А в битве, я думаю, пандавы убегали так быстро, что Карна не мог их догнать, а, возможно, просто брезговал, всё-таки они евнухи. Кстати, чуть позже снова будет упоминание об евнухах в тексте по отношению к Бхиме. И как раз воинская честь это не только не про брахманов, но и не про евнухов:-)))

Так и битвы Карны с Бхимой тоже носят бессмысленный характер, он сражается несколько раз и зачем тогда отпускал? Бессмыслица... Думаю, это авторы придумали эти битвы для создания репутации великого воина Бхиме.

Тяжело раненными оказываются и Арджуна, и Карна. При этом не забудем, что Карна ранее был "ранен" в оба уха ещё в битве с Абхиманьей. Я думаю, тоже выдумка, как и ранение Юдхиштхирой в обе руки. Ну должны же пандавы быть великими воинами, которые почти впятером разбили войско кауравов. Выдумка.

Вот интересно, не попадались ли вам сведения, сколько стрел находится в колчане? Сколько грамм весит одна стрела? Какова средняя скорострельность в минуту? Я думаю, не больше 10 - 12 стрел в минуту...
Соккар 28-03-2019-22:35 удалить
Ответ на комментарий Светлана-Фотина # Светлана-Фотина, меня удивляет, когда одной стрелой отрубают голову слону или убивают сотни слонов.

Да, у индусов есть даже легенды, когда женщина родила от мертвеца... Для Индии ничего невозможного нет. Тут попалась реальная современная история женщины из Бенгалии, которая родила сначала одного ребенка, а месяц спустя ещё двойню. Оказывается, у неё было две матки
Ответ на комментарий Соккар # На голове обычно шлем, причем чем знатнее воин, тем шлем пышнее. В греческом гребне, пожалуй, могло бы что-то и застрять без вреда для носителя :)

Пандавы, будь они сто раз евнухи, все-таки стратегические фигуры, пленение которых может прекратить войну. Тут не до брезгливости. Так что я скорее поставлю на "быстро бегали" :)

Что касается стрел, была у меня где-то инфа, но по английским длинным лукам, употреблявшимся при Кресси. Надо поискать.

PS. Нашла. Вес лука от 8 до 16 кило. Еще около восьми кило добавит колчан на 24 стрелы, носимый при себе. Остальные стрелы - запас в обозе. Максимальная скорость стрельбы - 12 стрел в минуту.
Соккар, доброго дня!)))
Простите, я о своем...о девичьем! Любопытные факты Вы сообщили. Индию можно открывать и открывать , и все с неожиданной стороны.))))Это я поняла.
А что такое супружеская верность по-индийски? Она вообще существует? Или это тоже мифологема?
Женятся, дают обеты...потом... БАЦ ! увидел, воспылал и снова женился! И так не по одному разу. Восточный темперамент! Понимаю))))
Сита - это случайность или исключение или попытка?((((( Рама - тут вопрос! хоть и не взял вторую жену, но доверия не внушает! Как я поняла, воздержание это не про индусов! Иначе 1.5 млрд откуда взялось. Причем мужчин больше (я справки навела))))) Могут себе позволить по 5 мужей (или хоть 2-х))))
А наши-то куда делись? По одному не хватает!
Соккар 29-03-2019-12:35 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн, я тоже нашёл кое-что. Диапазон очень широкий, в основном данные для современных охотничьих и спортивных луков, для традиционных - сведений намного меньше. Самые лёгкие луки - от 2 кг, вес стрел - самые лёгкие от 30 г и до 100 г, а, возможно, и выше, длина стрелы - от 75 см до 100 см. Скорострельность да, максимум 10 12 выстрелов в минуту.

Для чего это всё нужно... У Карны - 16 колчанов и это как раз говорит, что он был на фронте. У Бхимы - десятки тысяч стрел. Нереально, но если так было, то Бхима служил в обозе:-))) И это очень похоже на толстяка и обжору. А в колчане я просто предположил, что 20 стрел, но, видимо, "правильное" число 24 штуки, у индусов, скорее всего, была двенадцатеричная система счёта.
Соккар 29-03-2019-12:41 удалить
Ответ на комментарий Светлана-Фотина # Светлана-Фотина, Индия - странная страна, с одной стороны масса поэтических моментов, потрясающая литература, музыка, танцы, архитектура, философия, скульптура, а с другой стороны женщин держали в положении рабынь, поэтому они чаще умирали, а жили намного меньше. В Европе мужчины живут меньше, в России климат намного суровее, мужчины больше выпивают, женщины лучше следят за своим здоровьем... Причин много, вплоть до генетических...
Ответ на комментарий Соккар # Английский лук времен столетней - большой, в рост лучника, если не больше. Отсюда вес. И длинная стрела, подходящая к такому луку, тоже будет увесистой.
Индийский лук тоже большой.
Что "тысячи стрел" можно иметь под рукой лишь в обозе - интересная мысль, похоже, так и было :)
Арджуна со своим "неистощимым колчаном" в таком случае вообще из тыла не вылезал :)
Да...насчет наших мужчин я кое-что понимаю)))))) вопрос был риторический!))))) Крик души))))))
А Индия для меня останется загадкой....далекой, красивой сказкой и непонятной! Но, может этим и притягательной?!!!
Соккар 29-03-2019-22:03 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Вполне вероятно, что и Арджуна тоже был в тылу. Героическая история пандавов была создана уже после войны стараниями брахманов. Если сложить пазл их истории, то они лет до 40 вели жизнь ночных убийц, а потом, уже став евнухами, поневоле вели жизнь отшельников в лесу, где большую часть времени думали о добыче пищи, а не о воинских тренировках. Последний год в царстве Вираты они вообще лук в руки не брали, и вдруг начали вершить "подвиги". Я не верю в их доблесть. А вот в обозе служба как раз для них. Кстати, раньше был момент, когда войско пандавов бежало, а остановил их Кришна с Арджуной, а это возможно только если они были в тылу. Да и не стал бы Кришна рисковать своей жизнью на переднем краю. Стреле всё равно кого убивать, "бога" или смертного. У греков тоже самое было, да и у скандинавов, помните судьбу Бальдра...
Соккар 29-03-2019-22:07 удалить
Современная Индия мне внушает ужас. Никакого желания видеть грязь, толпы людей, опасность болезней и т.д. А когда-то мечтал об этом. А вот древнюю Индию легче представлять по воображению. Даже рельеф во многом изменился. Единственное место, куда хотелось бы съездить, это Гималаи и верховье Алакананды, где Ланка и ставка Брахмы.
Исходное сообщение Соккар
Единственное место, куда хотелось бы съездить, это Гималаи и верховье Алакананды, где Ланка и ставка Брахмы.

Храмы Дурьйодханы и Карны там же. :)
Соккар 30-03-2019-13:37 удалить
Наличие храмов Дурьйодханы и Карны в верховьях Алакананды можно объяснить только тем, что потомки Рамы Джамадагни чтили их память. Но трудно предположить, что в этих храмах есть некие тайные сведения о них. Хотя всё может быть...
Ответ на комментарий Соккар # Мне попадались еще в англоязычном сегменте упоминания храмов Шивы, тоже связанных с именем Дурьйодханы, где-то там же. Причем легенды как-то аж до странности похожи на сказания о наших благоверных князьях :)
Типа: приезжал сюда махарадж Дурьйодхана, ему понравилось место, ушел в одиночку на холмы, долго сидел в медитации, потом вернулся, сказал: "Место благословенное, поставьте храм Махадэву". Ну, наши предки и поставили, тем более что с них требовалась только работа, а деньги наш добродетельный царь выдал из личных средств.
Доброго вечера!
Интересно, где находилось это поле Куру? Судя по размаху битвы, это была Западно-Сибирская равнина, там всем слонам хватило бы места!!))) Сутки едешь - ни одного бугорка))))))
Махабхарата - сильная вещь! детальный разбор всех человеческих страстей и страстишек......какие только могут быть.....
Мне не очень понятно замужество Драупади. Зачем было выходить замуж сразу за всех, тем более, что все так страдали по этому поводу!!! мучились, терпели позор, вроде как?
Ну сказала мама Кунти, что надо ЧТО-ТО разделить на всех пятерых...зачем слепо следовать?
Драупади не "добыча" и не "подношение"! Как можно отождествлять ее с этим и принять решение "разделить на всех"?
Когда Раван потребовал у Рамы, в качестве подношения за проведенный обряд поминовения, отдать ему Ситу - Рама четко разъяснил, что подношением м.б. предметы, цветы. фрукты и т. п., но человеческое существо не может быть подношением. А тут вдруг стали "ломать голову" как разделить жену!!! Значит они этого все хотели! И нашли причину.
Ответ на комментарий Светлана-Фотина # Именно что "нашли причину".
На деле все сложнее. Драупади - резидент и агент влияния. Мата Хари Кришна :)
Ее намеревались как минимум сунуть в царскую семью Куру, как максимум - повязать ею всех пятерых претендентов, как арканом. Они повинуются ей, она одна знает источники финансирования их авантюры. Судя по обмолвке насчет того, что она пять раз спрашивала, можно ли ей надеяться на замужество, готовили ее долго. Я даже думаю, что возрастом она старше своих мужей. Еще можно заметить, что хай по поводу "поруганной чести Драупади" поднимается только в случае с судом ("игрой в кости") и Джаядратхой, попытавшимся, видимо, задержать беглую преступницу. То есть - когда нужно для политической цели. А в случае с Кичакой или у бхилов - Васуки, Пандавы откровеннейшим образом относятся к ситуации по принципу "не убудет от нее". Что логично - профессия шпионки вообще трудно совместима с целомудрием. Шпиона - тоже, все помним Румату :))))
Равно как никто слова не говорит по поводу "чистой дружбы" Драупади с величайшим распутником Бхараты :)
Соккар 30-03-2019-18:28 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Связь Шивы с кауравами прослеживается слабо. Формально считается, что Шива воплотился в Ашваттхамана, чтобы уничтожить оставшихся в живых. Но это, на мой взгляд, выдумка брахманов. А вот связь Шивы с пандавами прослеживается более ярко: встреча Шивы (горца) и Арджуны в Лесной книге. а потом их же встреча в Дронепарве. Ставка Брахмы находилась на территории владений Шивы, поэтому брахманы и прославляли Шиву. Поэтому трудно представить, почему Дурьйодхане мог быть симпатичен Шивы. Оба они пали жертвой происков Кришны, но об этом впереди.
Соккар 30-03-2019-18:30 удалить
Ответ на комментарий Светлана-Фотина # Светлана-Фотина, Только там слонов не было:-))) Битва на поле Куру произошла где-то в саванне к западу от Ямуны и к югу от Сатледжа.
Соккар 30-03-2019-18:39 удалить
Когда пандавы бежали после поджога оружейного склада, убийства семерых человек и поджога смоляного дома. то они и сами понимали, что они преступники. А возраст их был около 18 лет или чуть старше. И вот в этот момент Вьяса вышел на них, договорился с Друпадой и Кунти, что он им даёт одну женщину на пятерых. Таким образом он получил контроль над "бандой" и дальше стал их использовать с целью уничтожения неугодных фигур (тактика), а стратегически он получил средство для того. чтобы обосновать претензии на власть в Хастинапуре. Драупади держала под контролем конкретные ситуации, её роль особенно проявилась во время суда, она стала "лодкой", благодаря которой пандавы спаслись, как говорят авторы. Если бы у пандавов было по одной жене, то они бы были не так управляемы. Мужчины поступают часто так, как будет куковать ночная кукушка:-))) А пять кукушек потянут в разные стороны...
Huhrigina 31-03-2019-01:42 удалить
Ответ на комментарий Светлана-Фотина # Полиандрию практиковали доведийские арии повсеместно на территории Бхараты. Так что никаких особых позоров там никто не терпел. Для мужчин того времени было вполне нормально иметь одну жену на всех братьев. Да, так сохранялось единство рода по мужской линии.
Возможно и ведийские арии практиковали нечто подобное.
Во всяком случае, новорожденных девочек они закапывали в песок. возможно живыми.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответ на комментарий Huhrigina # Вы с доисламскими арабами не путаете?
Насколько я помню, именно с этим обычаем (закапывать девочек в песок в кувшине) боролся Мухаммед.
Huhrigina 31-03-2019-10:51 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн,
Увы, не путаю.
Закапывать новорожденных девочек в песок, а так же убивать стариков -- это обычай ариев. Именно тех, которые двигались в сторону Индии тогда, когда некоторая часть ариев (так называемые доведийские) уже жили там довольно плотно.
В связи с этим обстоятельством, обет Карны защитить детей и стариков лично для меня приобретает особое звучание. Возможно это было не только политическое, но и идеологическое противостояние.
Мухаммед боролся, и теперь в арабских семьях (не во всех, конечно) новорожденных девочек просто душат и закапывают без кувшинов. А взрослых женщин сжигают заживо.
Детоубийство и поныне процветает в Индии, равно как и в Китае. Индия входит в пятерку стран наиболее опасных для женщин.
Доброго дня!
Вот оно как! Политика - грязное, мерзкое, скользкое....Другое название - борьба за власть, все средства хороши..."под ковром" подлость и обман, а "на ковр" - разговоры о чести, дхарме и прочих высоких вещах!
Мата Хари плохо кончила!


Комментарии (48): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эпизод 17. Победа Карны | Соккар - Дневник Соккар | Лента друзей Соккар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»