Умение художника передать в рисунке портретное сходство с оригиналом восхищало людей с древнейших времен. Отмечая дарование величайшего художника древности Апеллеса, историк Плиний с восхищением писал, что однажды Апеллесу пришлось быть в Александрии, и завистники художника подговорили царского шута пригласить Апеллеса на пир к Птолемею. Когда Апеллес явился, Птолемей страшно разгневался и стал спрашивать, кто его пригласил. Чтобы точно указать виновного, Апеллес выхватил из печки уголь и на стене набросал портрет, по которому Птолемей узнал лицо своего шута. Умение художника передать в портрете сходство всегда ценилось очень высоко. Каждый, кто мог узнать в изображении облик знакомого человека, испытывал положительные эмоции и соответственно оценивал работу художника, отдавая должное его способностям и мастерству. Особенно ценились с древнейших времен портреты с реалистической трактовкой форм, с повышенной выразительностью изображения. Такие портреты представляют большую ценность не только для современников, но и для потомков, которые могут по этим портретам ознакомиться с обликом людей прошлого. Карандашный портрет-один из интереснейших и значительных разделов изобразительного искусства. Средствами рисунка художник способен передать не только внешний облик человека, но и его переживания, чувства, мысли. Еще в далекие времена портрет представлялся наиболее естественным и не нуждающимся в теоретическом обоснованным жанром живописи. У фотографии нет прошлого и будущего, она всегда в настоящем времени, Главное в сходстве портрета проникнутся человеком, войти в глубину души его и овладеть ею. Глубина и техника письма всегда ценились в искусстве портрета. В котором не должно быть ни показной ловкости кисти, ни блестящего трюкачества.Искусство воспитывает зрителей, их вкус, поднимает уровень требований к художнику и этим обратным путем снова воспитывает художника. Это обязывает художника, достойного этого высокого и обязывающего звания, неустанно искать, творить не только в области новых тем, но и новых средств их решения. Это обязывает прежде всего избегать шаблона, штампа, как бы ни был он проверен. Художник-профессионал тем и отличается от дилетанта, что он должен хорошо знать и понимать сложности реалистического изображения, закономерности зрительного восприятия действительности и уметь творчески их использовать в работе. Конечно, бывают художники, ничем не погрешившие против вкуса, обладавшие им, и все же не создавшие ничего значительного, не проложившие своей борозды в искусстве. Это объясняется иногда малым темпераментом, отсутствием творческой смелости, яркого своеобразия личности. И, наконец, были художники большого дарования, пролагатели новых путей и тем не менее во многих своих работах нарушавшие элементарные требования вкуса в форме и содержании своих работ. Таков был, например, Г.Курбе, один из сильнейших живописцев прошлого. Говоря о его работах, Делакруа переходил от восторга к недоумению и негодованию. Таков был у нас один из одаренных и органичных живописцев, И.И.Машков, когда он отходил от привычной всесторонние творчески исследованной им сферы натюрморта. Бывает, что вкус изменяет художнику в какой- либо период его жизни-большей частью в связи с общим старческим ослаблением творчества. Таким образом, вкус, хотя и не может быть единственным непогрешимым и окончательным признаком художника вообще, является является одним из необходимых качеств живописца, далеко не безразличным в его ремесле, и чем выше вкус, тем, конечно, чувства и идеи, руководящие художником, получат наиболее полное, непреходящее эстетическое выражение. К счастью, художников, являющих высочайшие образцы мастерства, глубины содержания, непогрешимого вкуса и не с чем не сравнимого своеобразия, таких художников в мировом искусстве столько, что их нельзя охватить даже беглым перечнем. Рафаэль, Тициан, Греко, Кипренский, Рокотов, Суриков и много, много других-все это неумирающее наследие для нас. Искусство одно из действенных средств воспитания народа. Сила его воздействия на чувства и умы людей огромна. Еще И.Крамской писал: Только чувство общественности дает силу художнику и удесятеряет его силы; только умственная атмосфера, родная ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд художника и нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами. И только такие картины будут гордостью племени и современников, и потомков. Владислав Протасов