Знакомятся с падежами в начальной школе, в этом возрасте упор следует делать на вопросы, вспомогательные слова и предлоги. А сложность в определении винительного и родительного падеже иногда совпадают, поэтому в их определении не следует пользоваться только этим принципом.
Признаки падежей
Имеют значение окончания. Так, существительные в родительном падеже (Р. п.) имеют следующие окончания:
-
-и, -ы — в 1-ом склонении;
-
-а, -я — во 2-ом склонении;
-
-и — в 3-ем склонении.
Окончание существительных в винительном падеже (В. п.):
-
у, -ю — в 1-ом склонении;
-
а, -я — во 2-ом склонении;
-
в 3-ем склонении.
Определить падеж помогут вопросы. В родительном падеже — кого? и чего? В винительном — кого? и что? Чтобы было легче определить, добавляют вспомогательные слова:
-
в родительном падеже — нет (кого? чего?) компьютера;
-
в винительном падеже — вижу (кого? что?) компьютер.
Сравнительная таблица родительного и винительного падежей
|
|
Р. п.
|
В. п.
|
|
вопрос
|
кого? чего?
|
кого? что?
|
|
вспомогательное слово
|
нет …
|
вижу …
|
|
окончания
|
-
и, -ы (1-ое скл.)
-
а, -я (2-ое скл.);
-
и (3-е скл.)
|
-
у, -ю (1-ое скл.)
-
а, -я (2-ое скл.)
-
(3-е скл.)
|
|
предлоги
|
от, до, из, без, у, для, около, с
|
в, на, за, через, про.
|
|
примеры
|
блокнот (кого?) учителя
ножка (чего?) стола
|
посещать (кого) друга
проверять (что?) работу
|
Как определить падеж
Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:
-
Определить одушевленность/неодушевленность.
-
Задать соответствующие вопросы (при постановке вопросов проще использовать вопросы в паре — кого? чего? и кого? что? так как для одушевленных существительных они одинаковые).
-
Определить сочетаемость со вспомогательными словами (нет, вижу).
-
Если необходимо заменить слова и по аналогии определить падеж.
Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).
Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика».
Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».
Значение падежей
Правило гласит, что родительный падеж обозначает:
-
принадлежность кому-либо или чему-либо (например, машина мужчины);
-
соотношение целого и отдельной части (класс школы);
-
отображение признака предмета по отношению к другому признаку (результат анкетирования);
-
объект воздействия, если есть глагол с отрицанием (не пьет молока);
-
объект воздействия, если присутствует глагол желания, удаления или намерения (избежать наказания);
-
сравнение (быстрее реки);
-
объект измерения, даты либо счета (стакан сока).
Винительный падеж обозначает:
-
переход действия на предмет (например, читать книгу);
-
передачу временных и пространственных отношений (учиться целый день, пробежать километр);
-
зависимость от наречия (жалко птичку).
Существует ряд заданий для закрепления материала: упражнения на сравнение, трансформацию, распределение и другие.