Виадук Мийо́ (Миллау) (фр. le Viaduc de Millau) — вантовый дорожный мост, проходящий через долину реки Тарн вблизи города Мийо в южной Франции (департамент Аверон). Мост является последним звеном трассы А75, обеспечивающей высокоскоростное движение из Парижа через Клермон-Ферран к городу Безье. До создания моста движение осуществлялось по национальной трассе № 9, проходящей вблизи Мийо, и приводило к большим заторам в конце летнего сезона. Многие туристы, следующие из южной Франции и Испании, выбирают этот путь, так как он наиболее прямой и по большей части бесплатен.
Авторами проекта моста являются французский инженер Мишель Вирложо, известный проектом второго по протяжённости вантового моста в мире — моста Нормандия — и английский архитектор Норман Фостер, являющийся также автором проектов аэропорта в Гонконге и реставрации здания Рейхстага в Берлине. Виадук был создан по договору концессии французского правительства с группой «Eiffage» (французской конструкторской компанией, в которую в том числе входят мастерские Густава Эйфеля, построившего Эйфелеву башню). Срок действия договора концессии — 78 лет.
Мост пересекает долину реки Тарн в её самой нижней точке, связывая плато Ларзака с красным плато и проходит по внутренней стороне периметра природного парка Большое плато. Это самый высокий транспортный мост в мире, одна из его опор имеет высоту 341 метр — немного выше, чем Эйфелева башня, и всего на 40 метров ниже, чем Эмпайр-стейт-билдинг. Мост был торжественно открыт 14 декабря 2004 года, и для движения — 16 декабря 2004 года.
Интересный факт — на сайте Google maps находятся настолько старые снимки, что на данный момент (декабрь 2009) можно увидеть ещё недостроенный мост и опоры в процессе сооружения (видны тени от башенных кранов)
Рекорды
Виадук имеет на своем счету три мировых рекорда:
Самая высокая опора в мире: опоры Р2 и Р3, имеющие соответственно высоту в 244,96 и 221,05 метров, значительно превзошли предыдущий рекорд Франции — виадук Тюлля и Веррьера (141 м) и недавно установленный мировой рекорд виадука Кохерталь (Германия), высота которого 181 метр.
Мировой рекорд высоты опоры моста с пилоном: высота пилона, возвышающегося над опорой Р2, достигает 343 м.
Самое высокое дорожное полотно в мире: 270 м над землей в самой высокой точке. Только полотно моста Royal Gorge Bridge (321 м) в штате Колорадо в США, который считается самым высоким мостом в мире, превосходит виадук Мийо, но там речь идет о пешеходных мостках, пересекающих Арканзас.
Он пересекает долину Тарна на высоте около 270 м над землёй.
Дорожное полотно шириной в 32 м является четырёхполосным (две полосы в каждом направлении) и имеет две резервных полосы.
Виадук стоит на 7 опорах, каждая из которых увенчана пилонами высотой в 87 м (на них закреплены 11 пар вант).
Радиус кривизны в 20 км позволяет машинам двигаться по более точной траектории, чем если бы это была прямая линия, и придает виадуку иллюзию нескончаемости.
Статистика
* Длина: 2 460 м.
* Ширина: 32 м.
* Максимальная высота (высота стойки опоры Р2): 343 м, то есть на 20 м выше Эйфелевой башни.
* Максимальная высота дорожного полотна: около 270 м над землёй.
* Уклон: 3,025 %, поднимающийся с севера на юг по направлению Клермон-Ферран — Безье.
* Радиус кривизны: 20 км.
* Высота самой большой опоры (Р2): 245 м.
* Высота самой маленькой опоры (Р7): 77,56 м.
* Высота пилонов: 88,92 м.
* Количество опор: 7.
* Количество вант: 154 (11 пар на пилонах, расположенных на одной оси).
* Давление на ванты: 900 т для самых длинных.
* Вес стального полотна: 36 000 т, то есть в 4 раза больше, чем Эйфелева башня.
* Объём бетонных конструкций: 85 000 м², что составляет 206 000 т.
* Стоимость строительства: 400 млн евро.
* Срок концессии: 78 лет (3 года строительства и 75 лет эксплуатации).
* Гарантия: 120 лет.