Выставка включает в себя работы как самого Обри Бредслея, так и его последователей в России - К.А. Сомова, Н.П. Феофилактова, Л.Бакста, С.П. Лодыгина. Очень интересные представлены работы. Но я все внимание сосредоточила именно на Бредслее. Уж очень сложные, многоплановые у него иллюстации.
Что именно я смотрела?
Детали.
Они меня потрясли!
Потому что растиражированные в книгах иллюстрации - они прекрасны, но тем не менее скрывают тайну движений его кисти, его штрихов и мазков тушью, карандашные наброски.
Обри Бердслей
(1872-1898) - английский художник и иллюстратор движения эстетики.
Большинство работ Бердслея это книжные иллюстрации и рисунки. Всего за шесть лет профессиональной деятельности - больше 1000 иллюстраций.
Когда Бердслею было семь лет, он уже знал, что болезнь отца передалась ему (чахотка - ныне туберкулез). Поэтому с раннего детства слишком хорошо понимал, что может умереть непредсказуемо рано и быстро.
"Я знаю, болезнь моя неизлечима, - писал он, - но я уверен, что можно принять меры к тому, чтобы ход ее был менее скор. Не считайте меня глупым, что я так торгуюсь из-за нескольких месяцев, но вы поймете, что они могут быть для меня ценны по многим причинам. Я с наслаждением начинаю думать о том, что выпущу две или три иллюстрированные вещицы..."
Бердслей не получил систематического профессионального образования, в связи с болезнью и финансовыми трудностями семьи, но судьба подарила ему три месяца обучения у профессора Фреда Брауна в Вестминстерской художественной школе в 1891г. И все. Дальше шесть лет труда, до смерти. Умер он рано, ему было чуть больше 25 лет.
Что служило вдохновением?
Литература, литературные персонажи. Он погружался в произведение, в образы героев и создавал для них свои миры. Для Бёрдслея книги были ключом к искусству и жизни. Его любовно собранная огромная библиотека восхищала как и блестящее знание коллекций Британского музея и Национальной галереи. Он в оригинале читал греческих и латинских авторов.
Бердслей самостоятельно изучал европейское искусство в музеях Англии и Франции. Он проявил особый интерес к Боттичели, Дюреру, Ватто и Хочарту, греческой вазописи, помпеянской живописи, китайскому фарфору, японской гравюре, средневековой миниатюре.
Оригиналы своих каллиграфических работ Бёрдслей мало кому показывал. Выставка дает увидеть тайное))).
Его пространство:
Метод работы Обри Бёрдслея описывают так:
"Он сперва набрасывал все в общих чертах карандашом, покрывая бумагу, на первый взгляд, каракулями, которые постоянно стирал, потом снова наводил, пока вся поверхность листа не превращалась почти в решето от карандаша, резинки и перочинного ножика; по этой шероховатой поверхности он работал золотым пером - тушью, часто совершенно игнорируя линии, сделанные карандашом. Таким образом, каждый его рисунок зарождался, исполнялся и заканчивался на одном и том же листе бумаги".
Слава пришла к нему в 1892 году, когда он по заказу издателя Джона Дента выполнил серию иллюстраций к роману сэра Томаса Мэлори "Смерть Артура".
"Как король Артур встретил Зверя рыкающего". 1893г.
Детали:
[900x675]
Какая работа пером! Тончайшим пером!
Сколько новых нюансов возникает при тщательном рассматривании.
А эта тончайшая линия, которая словно легкая паутина оплетает рисунок и будто играя создает удивительные фигуры, узоры, создает новое пространство.
[444x600]
[показать]
[показать]
Заставка к главе книги "Смерть Артура". 1893-94г.
В этом рисунке меня буквально притягивает игра полосок: сначала идут спокойные линии, изображающие море, постепенно они начинают изгибаться, образуются волны, затем они изогнулись сильней, в дугу, и я вижу лодку, и, наконец, они завертелись в прическе Ланселота.
[показать]
"Сэр Ланселот плывет через море".
Заставка к главе книги "Смерть Артура". 1893-94г.
Гротеск и парадокс - спутники графики Обри Бердслея.
"У меня есть одна цель - гротеск. Если я не гротеск, то я ничто" - писал Бердслей.
[519x800]
Эскиз фронтисписа к сборнику пьес Джона Дэвидсона. 1894г.
Фронтиспис - портрет или рисунок, выражающий основную идею произведения, помещают иногда слева перед титульным листом книги.
[486x700]
"Поцелуй Иуды". 1893г.
Детали:
[показать]
Маленький нюанс - цветочки.
[показать]
Одной из отличительных черт работ Обри Бердслея является утонченная эротичность. Поэтому часто существовало два варианта иллюстраций: первоначальная работа и утвержденная цензурой.
[468x700]
"Мессалина со своей компаньонкой". 1895г.
Детали:
[показать]
К каждой юбочке своя ножка и туфелька.
[604x700]
"Дама с обезьянкой".
Иллюстрация к роману Т.Готье "Мадемуазель де Мопен". 1898г.
Детали:
[462x800]
Какое множество мелких деталей: рюш, вышивки, различных украшений, лент на этом платье. И у меня создается ощущение, что оно дышит, двигается, оно живет своей жизнью. Платье - еще один персонаж на этой иллюстрации.
[показать]
Иллюстрации к пьесе Оскара Уайльда "Саломея". 1894г.
Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла...
Анна Ахматова.
[501x700]
"Танец живота".
Детали:
[518x700]
[показать]
[538x700]
"Награда танцовщице".
Детали:
[518x700]
Бердслей писал: "Как мало сейчас понимается важность линии! Именно это чувство линии выгодно отличало старых мастеров от современных. Похоже, нынешние художники стремятся достичь гармонии одного только цвета".
[498x700]
"Туалет Саломеи". Вариант II.
Иллюстрация к пьесе О.Уайльда "Саломея".
Детали:
[525x700]
Линии платья Саломеи на первый взгляд кажутся легкими и изящными, но на пути каждой линии я вижу маленький кружочек и я вынуждена резко (не глубоко) вдохнуть, и сразу сократились мышцы в груди. Как будто меня укололи, слегка.
Эстет - эстет во всем. Какие прелестные предметы изобразил Бердслей на туалетном столике: и ножнички, и пуховку, и баночки, и коробочки, и футляры для духов.
[481x700]
Этот рисунок на платье. Он мерцает.
[показать]
[498x700]
"Явление Иродиады".
Деталь:
[700x486]
Карикатурное изображение Оскара Уайльда в образе шута.
[700x525]
________________________________________
______________
Источники:
Каталог выставки "Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России".