• Авторизация


Выставка Обри Бердслея в Пушкинском музее 16-11-2014 19:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения красавицаумница Оригинальное сообщение



 
 
 

Выставка включает в себя работы как самого Обри Бредслея, так и его последователей в России - К.А. Сомова, Н.П. Феофилактова, Л.Бакста, С.П. Лодыгина. Очень интересные представлены работы. Но я все внимание сосредоточила именно на Бредслее. Уж очень сложные, многоплановые у него иллюстации.
Что именно я смотрела?
                                      Детали.
                               Они меня потрясли!
Потому что растиражированные в книгах иллюстрации - они прекрасны, но тем не менее скрывают тайну движений его кисти, его штрихов и мазков тушью, карандашные наброски.



Обри Бердслей (1872-1898) - английский художник и иллюстратор движения эстетики. Большинство работ Бердслея это книжные иллюстрации и рисунки. Всего за шесть лет профессиональной деятельности - больше 1000 иллюстраций

Когда Бердслею было семь лет, он уже знал, что болезнь отца передалась ему (чахотка - ныне туберкулез). Поэтому с раннего детства слишком хорошо понимал, что может умереть непредсказуемо рано и быстро.

"Я знаю, болезнь моя неизлечима, - писал он, - но я уверен, что можно принять меры к тому, чтобы ход ее был менее скор. Не считайте меня глупым, что я так торгуюсь из-за нескольких месяцев, но вы поймете, что они могут быть для меня ценны по многим причинам. Я с наслаждением начинаю думать о том, что выпущу две или три иллюстрированные вещицы..."

Бердслей не получил систематического профессионального образования, в связи с болезнью и финансовыми трудностями семьи, но судьба подарила ему три месяца обучения у профессора Фреда Брауна в Вестминстерской художественной школе в 1891г. И все. Дальше шесть лет труда, до смерти. Умер он рано, ему было чуть больше 25 лет.

Что служило вдохновением?
                                                   Литература, литературные персонажи. Он погружался в произведение, в образы героев и создавал для них свои миры. Для Бёрдслея книги были ключом к искусству и жизни. Его любовно собранная огромная библиотека восхищала как и блестящее знание коллекций Британского музея и Национальной галереи. Он в оригинале читал греческих и латинских авторов.
Бердслей самостоятельно изучал европейское искусство в музеях Англии и Франции. Он проявил особый интерес к Боттичели, Дюреру, Ватто и Хочарту, греческой вазописи, помпеянской живописи, китайскому фарфору, японской гравюре, средневековой миниатюре.

Оригиналы своих каллиграфических работ Бёрдслей мало кому показывал. Выставка дает увидеть тайное))).


Его пространство:
[700x564]
1898г.

Метод работы Обри Бёрдслея описывают так:
"Он сперва набрасывал все в общих чертах карандашом, покрывая бумагу, на первый взгляд, каракулями, которые постоянно стирал, потом снова наводил, пока вся поверхность листа не превращалась почти в решето от карандаша, резинки и перочинного ножика; по этой шероховатой поверхности он работал золотым пером - тушью, часто совершенно игнорируя линии, сделанные карандашом. Таким образом, каждый его рисунок зарождался, исполнялся и заканчивался на одном и том же листе бумаги".


Слава пришла к нему в 1892 году, когда он по заказу издателя Джона Дента выполнил серию иллюстраций к роману сэра Томаса Мэлори "Смерть Артура".


 
"Как король Артур встретил Зверя рыкающего". 1893г.


Детали:

[900x675]

Какая работа пером! Тончайшим пером!

Сколько новых нюансов возникает при тщательном рассматривании.
А эта тончайшая линия, которая словно легкая паутина оплетает рисунок и будто играя создает удивительные фигуры, узоры, создает новое пространство.

[444x600]


[показать]



[показать]
Заставка к главе книги "Смерть Артура". 1893-94г.


В этом рисунке меня буквально притягивает игра полосок: сначала идут спокойные линии, изображающие море, постепенно они начинают изгибаться, образуются волны, затем они изогнулись сильней, в дугу, и я вижу лодку, и, наконец, они завертелись в прическе Ланселота.
[показать]
"Сэр Ланселот плывет через море".
Заставка к главе книги "Смерть Артура". 1893-94г.



Гротеск и парадокс - спутники графики Обри Бердслея.
 
"У меня есть одна цель - гротеск. Если я не гротеск, то я ничто" - писал Бердслей.


[519x800]
Эскиз фронтисписа к сборнику пьес Джона Дэвидсона. 1894г.


Фронтиспис - портрет или рисунок, выражающий основную идею произведения, помещают иногда слева перед титульным листом книги.
 



[486x700]
"Поцелуй Иуды". 1893г.


Детали:
[показать]


Маленький нюанс - цветочки.
[показать]



Одной из отличительных черт работ Обри Бердслея является утонченная эротичность. Поэтому часто существовало два варианта иллюстраций: первоначальная работа и утвержденная цензурой.

[468x700]
"Мессалина со своей компаньонкой". 1895г.

Детали:
[показать]
К каждой юбочке своя ножка и туфелька.



[604x700]
"Дама с обезьянкой".
Иллюстрация к роману Т.Готье "Мадемуазель де Мопен". 1898г.

Детали:
[462x800]
Какое множество мелких деталей: рюш, вышивки, различных украшений, лент на этом платье. И у меня создается ощущение, что оно дышит, двигается, оно живет своей жизнью. Платье - еще один персонаж на этой иллюстрации.


[показать]


Иллюстрации к пьесе Оскара Уайльда "Саломея". 1894г.


Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла...

                                   Анна Ахматова.

[501x700]
"Танец живота".


Детали:

[518x700]


[показать]



[538x700]
"Награда танцовщице".

Детали:

[518x700]


Бердслей писал: "Как мало сейчас понимается важность линии! Именно это чувство линии выгодно отличало старых мастеров от современных. Похоже, нынешние художники стремятся достичь гармонии одного только цвета".

[498x700]
"Туалет Саломеи". Вариант II.
Иллюстрация к пьесе О.Уайльда "Саломея".

Детали:

[525x700]
Линии платья Саломеи на первый взгляд кажутся легкими и изящными, но на пути каждой линии я вижу маленький кружочек и я вынуждена резко (не глубоко) вдохнуть, и сразу сократились мышцы в груди. Как будто меня укололи, слегка.


Эстет - эстет во всем. Какие прелестные предметы изобразил Бердслей на туалетном столике: и ножнички, и пуховку, и баночки, и коробочки, и футляры для духов.
[481x700]


Этот рисунок на платье. Он мерцает.
[показать]



[498x700]
"Явление Иродиады".

Деталь:
[700x486]
Карикатурное изображение Оскара Уайльда в образе шута.



[700x525]

______________________________________________________

Источники:
Каталог выставки "Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России".

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Выставка Обри Бердслея в Пушкинском музее | KeraO - Дневник KeraO | Лента друзей KeraO / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»