
Художник-карикатурист Градимир Смудья (Gradimir Smudja) обладает
недюжинным мастерством и чувством юмора. Его комиксы - просто блеск!
И это истории не о супергероях, а об известных художниках.

Начав с истории о Винсенте Ван Гоге, Градимир создал серию комиксов
об Анри де Тулуз-Лотреке под общим названием «Кабаре муз».

Вот эту серию мы сегодня и посмотрим, потому Анри Мари Раймон
де Тулуз-Лотрек-Монфа - французский художник-постимпрессионист,
граф и богатый наследник, любитель абсента, кабаре и притонов,
весьма неоднозначная фигура.

Особенности творчества художника Анри де Тулуз-Лотрека
- художественный мир замкнутый, тесный, многолюдный, шумный,
циничный, печальный и страстный и, конечно, узнаваемый.

Монмартрские звезды, певцы уличных песенок, танцовщицы кабаре, клоунессы,
артисты цирка, проститутки, швеи, прачки, рыжие и белокожие. Тулуз-Лотрек, под
влиянием японской гравюры, увлекается литографией - и создает рекламные плакаты
для увеселительных заведений, впервые в западной истории
доводя этот жанр до уровня произведения искусства.

Артисты, для которых Лотрек рисовал и печатал плакаты,
просыпались знаменитыми после ночной расклейки афиш в Париже.

Известные картины Анри де Тулуз-Лотрека: «Аристид Брюан в Амбассадоре»,
«Клоунесса Ша-Ю-Као», «Иветт Гильбер кланяется публике»,
«Танцы в Мулен-Руж», «Японский диван».

Его образ окружает такое количество легенд и домыслов,
что часто биографы тратят сотни страниц на их развенчание.

Взамен же предлагают жалкие оправдания гению: был алкоголиком, потому
что калека, жил в публичных домах, потому что карлик, и художником, в конце
концов, стал потому, что был ужасен собою. Однако...

Проститутки из лучших домов терпимости носили цветы ему в мастерскую
и позволяли рисовать себя в любое время дня и ночи - спящими,
задумчивыми, скучающими в ожидании клиентов, играющими в лесбийские
игры, нежными и вызывающими. Он был их принцем из сказки и устраивал
завтраки с дорогим вином и сладостями.

Сам Лотрек наверняка предпочел бы парочку легенд в свое оправдание.
Например, о том, что он всегда носил в кармане мускатный орех - чтобы
добавить в придуманный на ходу алкогольный коктейль.

Тулуз-Лотрек получал огромное удовольствие, накачивая друзей виртуозными
смесями портвейна с абсентом, к примеру. Друзья в ответ приглашали его
барменом и декоратором на свои вечеринки.

Он десятки раз был влюблен, взаимно и безответно, и всегда
находил способ проявить свои чувства, прямо или эксцентрично...

Друзья, которые давно знали и любили Анри, переставали замечать
его внешнюю особость. Им было странно и досадно, когда какой-нибудь
задиристый щеголь посмеивался или пялился на художника.

Да он и сам мог врезать пощечину или забористо обругать
человека, в глазах которого видел насмешку.

На самом деле, стоило с Лотреком сойтись поближе - и всякие
границы и необходимость в жалости исчезали.
Его глаза были устроены его телом.

Он рисовал самые остроумные карикатуры на себя самого и завел
собаку, толстенького кривоногого бульдога, в котором даже самые
заботливые друзья обнаруживали сходство с хозяином.

Когда еще ни в одном самом цивилизованном обществе не принимали всерьез равенство
и не задумывались о правах падших, о возможностях инвалидов, Лотрек уже видел их
равными себе: проституток, лесбиянок, пьяниц, безумцев и нищих художников.

Но когда-то всему приходит конец, за все приходится расплачиваться.
Так было и в короткой судьбе Тулуз-Лотрека.

Однажды утром он вышел из дома в красных брюках, с голубым зонтиком в руках
и фаянсовой собачкой под мышкой. Глядя вокруг невидящими глазами, расстегнул
ширинку и помочился на собственную картину. Белая горячка!

В тот же день друзья доставили его в замок Сен-Жам - дом для умалишенных.
Для богатых умалишенных. Можно представить тот ужас, который ощутил художник,
когда пришел в себя и понял, где находится.

Его навещали родные и друзья, но каждый отводил глаза, чтобы не
встречаться взглядом с Анри. Ведь в его прекрасных черных глазах без
труда можно было прочесть: «Спасите меня!»

Он вновь с головой погрузился в работу, рисовал целыми
днями - только бы доказать, что он нормален, абсолютно нормален.

Одежда висела на нем мешком, под глазами не проходили
иссиня-черные круги, но художник добился своего - консилиум
врачей даровал ему свободу.

И вновь - Монмартр, кафе, аромат жареных каштанов,
музыка уличных певцов... Человек не может измениться в одночасье.

Разумеется, и Лотрек взялся за старое - не сразу, но постепенно, - вновь
стал пить, все сильнее, без перерыва, как будто торопился поставить точку
в своей короткой блестящей жизни. Он пил и рисовал, рисовал и пил...

Лотреку оставалось жить несколько месяцев, он приехал умирать к матери,
графине Адель, после дорогого сумасшедшего дома для богатых, после
приступов белой горячки, паралича и полного отчаянья.

37-летний художник тогда уже практически не мог писать,
садился отдыхать после каждого мазка.
«Живопись не сделала мои ноги длиннее», - мрачно заявлял он.

Да, все было с точностью до наоборот: это короткие ноги
сделали живопись Лотрека уникальной и открыли новый
взгляд на внешнюю привлекательность в искусстве.

Финал случился 8 сентября 1901 года в родовом замке Мальроме.
37-летний художник скончался удушливой ночью, ближе к рассвету.
На руках у матери. Такая она - печальная жизнь...

А вот, по мнению художника, лучшая французская футбольная команда навсегда:
Гоген, Сезанн, Родин, Дега, Ренуар, Моне, Домье, Сера, Тулуз-Лотрек, Мане,
Делакруа. (14 июля 1887 года, Париж, Белль). О всех Градимир Смудья нарисовал
свои замечательные комиксы. Каждая из серий достойна отдельного поста.


___________________________________________________