Одни умеют петь. Другие — играть. Третьи — сочинять. Однако крайне редко бывает, чтобы все эти таланты сочетались в одном человеке. Анофриеву же блистательно удавалось все.
Благодаря Олегу Андреевичу каждый ребенок знает, как Львенок и Черепаха пели песню, что ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету, а тем, кто дружен, не страшны тревоги, что дельфины скромные и у каждого причала всех морских путей начало.В мультике «В порту» все мужские вокальные партии принадлежат этому артисту.
Олег Анофриев озвучивает мультфильм «В порту»
А миллионы детей засыпали,слыша «Спят усталые игрушки...».
Все, конечно,прекрасно помнят, кто однажды поставил перед нами важный, почти философский вопрос: «Какая песня без баяна?»
«Какая песня без баяна»
— популярная советская песня,
автором музыки и текста которой является
Олег Андреевич Анофриев.
Анофриева всегда считали лучшим поющим артистом Советского Союза. На то были веские основания. Даже на фоне коллег по цеху, умеющих работать не только на камеру,Олег Андреевич выгодно выделялся. Никто не умел создать в одном
проекте настолько разнообразных, порой прямо противоположных по характеру, героев так, чтобы они выглядели правдоподобно и артистично.
Анофриев окончил школу-студию МХАТ. Играл в Центральном детском театре, в театрах имени Маяковского, Моссовета. Кинематографический дебют состоялся в короткометражном фильме «Секрет красоты». Кто-то скажет, мол, не успел выразить себя в полной мере, недоиграл. И в самом деле, главных кинематографических ро-
лей у Анофриева немного. Хотя опять же — всем хотелось иметь такого коллегу, как Владька Карпов («Коллеги»), верного друга, как Вадим Лялин («Друзья и годы»), потерять время с Петей Зубовым («Сказка о потерянном времени») и выбить
свистящий зуб Соловью-разбойнику («Там, на неведомых дорожках...»).
Фрагмент фильма "Хорошо сидим!"
Песенка ни о чем.
Сам артист считал одним из главных своих достижений песню Зацепина и Дербенева «Есть только миг». Эту композицию, одну из лучших в истории отечественной эстрады, исполняли многие,но версия Анофриева навсегда останется канонической. Под этим девизом он прожил всю свою жизнь и даже назвал так книгу воспоминаний.(см.ниже)
Увы, с его уходом канула в Лету целая эпоха.
Громко сказано? Возможно. Но ни в коем случае не притянуто за уши. Поскольку жанр закадрового исполнения — товар штучный. А Олег Андреевич был и навсегда останется корифеем «вокального закулисья».
Фрагменты из интервью,
взятого корреспондентом газеты «Культура»
незадолго до 85-летия прославленного артиста.
Анофриев: На днях включил телевизор, наткнулся на изумительную ленту 1940 года «Светлый путь»,с Орловой в главной роли. В очередной раз восхитился: Господи, какое важное место — да фактически решающее — в картине занимает музыка! Это
можно сказать и в отношении многих других старых фильмов: они, по сути, на отличной музыке построены. Недаром в те годы существовала настоящая музыкальная редактура, при которой принимали далеко не все песни даже знаменитых компо-
зиторов. Им порой приходилось по два-три раза переписывать произведения, дабы они в итоге попали в картину.
Анофриев:
Поющих артистов сегодня не меньше, чем в лучшие времена, — правда, плохо поющих. А если порой и встречаются хорошие исполнители, для них просто нет достойных песен. Получается некий замкнутый круг. Говорить о том, «почему тогда — да,а сегодня — нет», на мой взгляд, бессмысленно.
К тому же сегодня из песни ушла душевность, сентиментальность.
О мультфильме «Бременские музыканты» Анофриев: Все произошло спонтанно — с одной стороны. С другой, мы знаем: случайностей в этом мире не бывает. Просто получилось так, что в нужное время в правильном месте собрались четыре незаурядные личности — одна талантливее дру-
гой. Прекрасный композитор Геннадий Гладков,замечательный детский поэт Юрий Энтин, потрясающий актер и сценарист Василий Ливанов, ну и ваш покорный слуга — осмелюсь к вышеперечисленным персонам причислить себя. Мы не предполагали, что получится сверхшлягер — тем более, создали его фактически за одну ночь. Пришли
в студию в одиннадцать вечера и ушли в семь утра.
Связано это с тем, что выкроить время представлялось трудно выполнимой задачей: студия звукозаписи «Мелодия» постоянно была занята — то классиками, то эстрадниками, то еще кем-нибудь.Но, как показало время, овчинка стоила выделки:
получился шедевр, который по сей день мало кого оставляет равнодушным.
Как же Вы за ночь сумели перевоплотиться в столь разных персонажей? Анофриев: Да ладно, Господь с вами, какое перевоплощение? Просто сыграл самого себя, и все дела.Можете считать, что вот такой я разносторонний(смеется).
Не планируете написать подробную автобиографию? Сегодня это тренд... Анофриев: Плевать я хотел на тренды. А мемуары...
Да кому они нужны? Я уже вышел в тираж, молодежь меня не узнает. Не обижаюсь: слава Богу, мне дан разум, позволяющий быть как самокритичным,так и самовлюбленным. Лучше отвечу стихами:
Пусть солнце греет камень свыше,
А камень греет грудь мою.
Закрой глаза, и ты услышишь,
Как я в душе твоей пою.
Весь мой молитвенный багаж
Из двух молитв, две пары строчек:
С утра читаю «Отче наш»,
«Есть только миг» — поближе к ночи.
Большинство моих последних стихотворений посвящено прощанию с великолепной, неповторимой планетой под названием Земля.
Когда дорога близится к концу,
Не искушайся ценностей прибавить.
Собравшемуся это не к лицу:
Ведь все равно придется все оставить —
Святоше или подлецу.
Голос Анофриева на записи — почти гарантированный успех. Каков Ваш основной критерий при отборе песен, которые предлагают исполнить?
Анофриев: Искренность. Хотя уже давно ничего на заказ не пою. Лет семь-восемь назад написал песню, которая называется «Пора, Россия!»:
Не плачь, Россия, о прошедшем
Стеной осеннего дождя.
О тех столетьях сумасшедших,
Державой сделавших тебя.
Не плачь, Россия, об убитых
На поле брани сыновьях,
Не плачь о подвигах забытых,
Святых, потерянных словах.
Пора, Россия, улыбаться
И собирать Святую Рать!
Уж лучше пусть Тебя боятся,
Но не посмеют презирать!
Анофриев:Мне кажется, сегодня эта вещь звучала бы как гимн. Но ее, увы, никто не знает. Когда впервые предложил композицию, мне ответили: слишком рискованно. А потом уже не пошел — не захотел унижаться.
Александр Олешко: "Это был самый прекрасный и удивительный артист, голос нашего детства. В день траура по детям улетел как ангел-хранитель детей, в этом есть какой-то символ."