Маргарита Розен
Последние отсветы заходящего солнца античности. Наполовину романизированная, наполовину эллинистическая Александрия, четвёртый век нашей эры. Рим ещё что-то значит в эту эпоху, но закат его недалёк, и как символ заката Рима – чёрные оборванные толпы приверженцев нового, но такого заразного вероучения…
На этот стык солнечной античности и мрачного средневековья и приходится короткая жизнь Гипатии Александрийской, дочери философа Теона из Александрии. О ней – фильм испанского режиссёра Алехандро Аменабара «Агора» созданный известными кинокомпаниями Mod Producciones, Himenóptero, Telecinco Cinema, Canal+ España, Cinebiss. Одиозный фильм, снятый в католической Испании и запрещённый к прокату в католической Италии. Это пятая картина режиссёра, получившая в прошлом году семь премий «Гойя» в разных номинациях, в том числе и за лучший оригинальный сценарий, написанный сценаристом Матео Хилем. К счастью, не поскупились продюсеры Альваро Аугустин и Фернандо Бовайра, бюджет фильма в 73 миллиона долларов истрачен не впустую.
Пожалуй, значительная часть бюджета пошла на оборванные христианские массовки, но, тем не менее, фильм поставлен очень качественно и реалистично. К сожалению, о личности первой в мире женщины-учёного, или, как называли тогда, философа, мало что известно, поэтому говорить о биографической достоверности фильма не приходится. Но достойно всяческих похвал уже то, что как режиссёр, так и сценарист не испугались скандальности сюжета, противопоставив чистому и ясному миру науки убогий и фанатичный мир раннего христианства.
Конечно, вряд ли реальная Гипатия была олицетворением ангельской кротости и непротивления злу, каковым её показала в «Агоре» обаятельная Рэйчел Вайс, однако стойкости, судя по дошедшим до нас сведениям, ей было не занимать. Чего стоит её готовность выступить на защиту своих великовозрастных оболтусов-учеников, двое из которых, включая и влюблённого в Гипатию Ореста, предадут её, убоявшись воинствующих банд христианских параболанов и их агрессивного предводителя – епископа Кирилла Александрийского.
Читать полностью