[700x355] [500x140]
Азиза Вагиф кызы Мустафа-заде — известная азербайджанская джазовая исполнительница и композитор.
Азиза Мустафа-заде нашла путь к сердцам многих и многих тысяч людей разных возрастов, национальностей и рас. Далеко от родной земли ее знают и окликают не как дочь известного джазиста, легендарного Вагифа Мустафа-заде, а как “восточную диву”, “принцессу джаза”. Ведь она донесла до слуха европейских ценителей истинной музыки восточные ноты в синтезе с джазом. Удивительный синтез и виртуозная импровизация потрясли разборчивую взыскательную публику, доселе не слышавшую подобного гармоничного слияния европейской и восточной музыки.
Родилась 19 декабря 1969 году в семье музыкантов. Её отец, пианист и композитор Вагиф Мустафа-заде стал известным благодаря созданию сплава джаза и традиционной азербайджанской музыки, известной также как мугам.
Её мать, Эльза Мустафа-заде (Бандзеладзе), получила классическое образование оперной певицы в Грузии. Будучи ещё маленьким ребёнком, Азиза получала удовольствие от танцев, рисования, пения — и в возрасте всего лишь 3 лет она в первый раз вышла на сцену со своим отцом и исполнила вокальную импровизацию. Это выступление стало проявлением раскрывшегося позже яркого пианистического таланта.
[576x432]
С ранних лет она изучала классическое фортепиано и, невзирая на любовь к пьесам Баха и Шопена, в скором времени стала демонстрировать свой дар в импровизации.
«Я просто не играю то, что не могу прочувствовать» — признаётся она.
Трагическая смерть отца на сцене в 1979 году в возрасте всего лишь 39 лет оказалась шокирующей для юной Азизы и поворотным пунктом в её жизни. Мать Азизы решила завершить свою профессиональную карьеру и посвятить себя развитию музыкального дара дочери. С этих пор она является её менеджером, и во время написания или записи новых пьес Азиза полагается на её мнение. «Я доверяю ей, так как у неё богатейший опыт классической музыки, а также опыт работы в джазе с моим отцом», отмечает Азиза. «Она также много знает о музыке, истории и литературе».
В 1986 году в возрасте всего 17 лет Азиза выиграла конкурс пианистов имени Телониуса Монка в Вашингтоне. На этом конкурсе она исполнила некоторые пьесы Монка в своём собственном стиле с элементами мугама. Примерно в то же время она вместе с матерью переезжает в Германию и посвящает себя развитию своего собственного музыкального стиля.
В 1991 году Азиза записывает свой дебютный альбом, который так и называется — Aziza Mustafa Zadeh. Сразу становится ясным, что она является музыкантом с необычным и запоминающимся голосом, способным отразить её национальные корни.
Ранние воспоминания отразились в альбоме Always, который принёс Азизе премии ECHO Award и Немецкой Ассоциации Джазовых Записей. Её талант был настолько впечатляющим, что в 1995 году несколько ведущих джазовых музыкантов присоединились к Азизе для записи студийного альбома Dance Of Fire, который разошелся по всему миру тиражом в 2.000.000 копий.
Многие менее уверенные в себе музыканты могут испытывать трепетный страх перед составом из гитариста Эла Ди Меолы, басиста Стенли Кларка, бывшего барабанщика Weather Report Омара Хакима и саксофониста Билла Эванса, но Азиза ещё раз безошибочно спродюсировала альбом, очень точно пропитав его своими музыкальными предпочтениями. «Азиза — гений и как композитор, и как музыкант. Её музыка значит для меня больше, чем просто джаз, так как я слышу её культуру. Я слышу Азербайджан», говорит Эл Ди Меола.
Во время своих выступлений в Европе и за её пределами — от Лондона и Парижа до Стамбула и Тель-Авива — Азиза создаёт у многочисленных зрителей, до отказа заполняющих концертные залы, образ прекрасной женщины с обложки альбома Seventh Truth (1996). Следующий альбом, Jazziza, составлен из её собственных композиций и джазовых стандартов, включающих My Funny Valentine и Брубековскую Take Five. В поддержку этого диска Азиза дала в течение 1998 года более 40 сольных выступлений по всему миру, выступая впервые в Канаде и в Австралии. Особый успех альбома был в США, Канаде, Германии, Финляндии и в Японии.
Записанный на Лондонской студии Abbey Road альбом Shamans включает пьесы, демонстрирующие разные стороны таланта Азизы: и её блестящую классическую пианистическую школу в Bach-Zadeh и Portrait Of Chopin, и собственную вокальную технику в таких пьесах, как Ladies Of Azerbaijan и Sweet Sadness. Заглавная пьеса альбома совершенно необычна для Азизы: в ней используется только перкуссия, стрекотание сверчков и множественные наложения её собственного голоса для вызова духов потустороннего мира. Азиза говорит, что «для меня духовная часть жизни наиболее важна. Шаманы — это особые люди, они могут излечивать». Вслед за выходом альбома, Азиза дает ряд сольных выступлений в Европе, США и в Азии.
В феврале 2005 года Азиза приступает к записи сразу двух успешных дисков — Contrasts (март 2006) и Contrasts 2 (апрель 2007), на студии Сони в Нью-Йорке. После релиза второго диска в 2007 году, Азиза снова отправляется в мировое турне и наконец-то приезжает в Баку, на Baku Jazz Festival, 2007. Выступление Азизы прошло в Азербайджанском Театре Оперы и Балета 1 июня 2007 года при полном аншлаге.
В настоящее время Азиза Мустафа-заде живет в Европе, где работает над своими проектами, выступает с сольными концертами, записывает альбомы, которых на ее счету уже семь. Азиза сотрудничает с такими выдающимися музыкантами мирового масштаба, как Джон Патитуччи, Дейв Вейкл, Бил Эванс, Омар Хаким, Тутс Тиллеманс и другими. Участвуя в различных фестивалях и конкурсах за рубежом, Азиза никогда не забывает о том, что она дочь своего народа и достойно выступает, представляясь как исполнительница из Азербайджана.
За внешней хрупкостью в этой девушке скрываются твердая целеустремленность и мощная внутренняя сила, также полученная в наследство от отца. Благодаря личному таланту, которым наградила ее природа, достойным восхищения качествам и чертам характера, Азиза Мустафа-заде достигла высот на мировой музыкальной сцене. Однако энергия и переполняющие ее идеи говорят о том, что это еще не предел ее возможностей и все еще у нее впереди.
Наблюдая во время концерта за порханием тонких рук над клавиатурой рояля, за тем, с каким упоением она отдается во власть звуков музыки, понимаешь, что эта девушка - достойная продолжательница дела своего отца.