Известнейший американский хореограф Алонcо Кинг, основавший свою знаменитую ныне труппу современного балета «Балет Лайнз» в Сан-Франциско 31 год назад, утверждает, что его хореография – не абстрактна, а символична.
«Формы и движения танца, жесты и шаги танцоров – скорее алгебраические символы сюжетов и метафор. Иногда мне хочется передать некую идею, иногда – только показать чистое движение» – говорит он и продолжает: «Слово «линии» намекает на все, что видно в мире.
Все обрисовано или сформировано линиями. В математике линия – это прямая или окружность. Линии присутствуют в наших отпечатках пальцев, в формах нашего тела, в созвездиях, геометрии.
Направление мысли – это линия. Граница — это линия. Есть линия мелодии, экватора, вечности. Линия ведет нас от точки до точки и организует все, что мы видим».
Не будем придирчивы к тому, чего больше в его балетах — математики или астрономии, исторических намеков или культурных аллюзий, исследований музыки или метафор.
Говорить о том, что этот танцор изменил саму суть балета, мы не будем — если вы хоть немного интересуетесь танцами, то и так это знаете, если нет — то и не нужно. Скажем только одно — никто прежде не ставил танцы так, как Алонсо.
Алонсо Кинг начал свою карьеру в балетной школе при труппе Элвина Эйли, а затем в школе ансамбля «Американский балет». Он танцевал в «Театре танца Гарлема» и во многих европейских труппах. В 1980-е годы, вернувшись в Калифорнию, начал заниматься хореографией и ставить балеты для многих современных групп — как американских, так и европейских.
Он работал и с великими балеринами, такими как, к примеру, Наталья Макарова, придумывая для нее сольные номера. Кинг — балетный интеллектуал и одновременно балетный материалист, поэт танца. Он подчеркивает пластичность и ритм своих постановок интенсивностью, игрой мускулов, почти спортивной телесностью.
Алонсо Кинга вполне можно назвать революционером — только в современной хореографии. Помимо собственного Lines Ballet, он сотрудничал и с полусотней других балетных коллективов в США и в Европе. Сегодня этот темнокожий хореограф считается одним из самых успешных и оригинальных в мире.
Опираясь на классическую хореографию, Кинг считает, что главное в танце – это движение, которое идет от индивидуальности танцора. И здесь допустим любой танцевальный стиль.
Кстати, помимо хореографии, Кинг изучал психологию, в частности психоанализ Карла Юнга. Так что мало кто ставит балеты сегодня так, как Алонсо Кинг. Работать вместе с собой он приглашает артистов и музыкантов со всего мира: актеров из Центральной Африки, шаолиньских монахов из Китая, Закира Хуссейна из Индии, и даже актера Дэнни Гловера, вместе с которым поставил в 2004 году «Before the Blues».
А еще Алонсо Кинг работает с лучшими фотографами, создающими невероятные фото его танцоров. Кинг использует для своих постановок все – культурные традиции, классическое наследие, все стили современного балета, танцы шаманские и цыганские. Он сотрудничает с творческими личностями многих областей искусства, создавая межжанровые и междисциплинарные балеты-пространства.
За три с лишним десятка лет c 1982 года – года основания его труппы в Сан-Франциско – он изменил балет, превратив скульптурные традиционные классические формы танца, ритуал узоров в современный технически совершенный балет, где физические способности танцовщиков гипнотизируют, когда нет ограничений гибкости, красоте и оригинальности. Иногда кажется, что его танцоры двигаются только для себя – в своем мире и в своем извилистом пространстве, вне зависимости от нас, пришедших в театр на представление его труппы.
Можно сказать, что Кинг обволакивает свою хореографию слоем непроницаемости для тех, кто ищет в ней тайный смысл.
Смысл этот – в музыке и в интригующем рисунке танца, в бесконечных спиралях элегантного движения, в пируэтах и прыжках, в обаянии и в мечтах, в рассказах «Тысячи и одной ночи» в балете «Шехерезада» и в песнях на ладино в постанове «Resin».
За тридцать один год Кинг создал для своей труппы 170 балетов. И до сих пор из-под его балетного «пера» появляются феноменальные шедевры, соединяющие, казалось бы, абсолютно несовместимые жанры и формы искусства.
Статья сильная-сравнения,эпитеты и фотографии ззавораживают даже меня,далекую от хореографии.Это действительно революционер.Тот балет,который традиционен у нас в стране,кажется архаичным в своей классике.Ирина,спасибо вам!Просветили!С благодарностью- Ирина