О чем рассказывает его музыка? О простых людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни.
Вот почему его музыка по-настоящему национальна...
Д. Шостакович
Дж.Гершвин "Колыбельная" (саксофон) " Америка"
"Как золотую нить, он вытягивал из клавиатуры восхитительную мелодию, затем играл с нею жонглировал ею, озорно вращал и подбрасывал, ткал из нее новые варианты, завязывал и развязывал на ней банты, бросал ее в каскад беспрерывно меняющихся ритмов и контрапунктов"- так сказал о Джордже Гершвине американский режиссер Рубен Мамулян.
С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с «веком джаза» — так называл эпоху 20-30-х гг. XX в. в США крупнейший американский писатель С. Фитцджеральд. Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа.
Гершвин считал джаз народной музыкой. «Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки — наш огромный бурлящий котел, наш... национальный жизненный пульс, наши песни...» — писал композитор.
Джордж Гершвин родился в Нью-Йорке в 1898 году в семье еврейских эмигрантов из России. Настоящие имя и фамилия композитора - Янкель Гершовиц.
Его детство прошло в одном из районов города — Ист-Сайде, где его отец был владельцем небольшого ресторана. Озорной и шумный, отчаянно проказничавший в компании своих сверстников, Джордж не давал родителям повода считать себя музыкально одаренным ребенком. Все изменила покупка пианино для старшего брата. Редкие уроки музыки у различных учителей и, главное, самостоятельные многочасовые занятия импровизацией определили окончательный выбор Гершвина.
Гершвин не получил систематического музыкального образования и всем своим достижениям в области композиции он в основном обязан самообразованию и требовательности к себе в сочетании с неуемным интересом к крупнейшим музыкальным явлениям своего времени. Будучи уже всемирно известным композитором, он не стеснялся обращаться с просьбами о занятиях композицией и инструментовкой к М. Равелю, И. Стравинскому, А. Шенбергу.
Его карьера началась в музыкальном магазине нотоиздательской фирмы «Реммик и компания». Здесь, вопреки желанию своих родителей, шестнадцатилетним юношей он начал работать музыкальным продавцом-рекламистом. «Каждый день в девять часов я уже сидел в магазине за роялем, играя популярные мелодии для каждого, кто приходил...»- вспоминал Гершвин. Исполняя на службе популярные мелодии Э. Берлина, Дж. Керна и др., Гершвин сам страстно мечтал заняться творчеством. Он также начал писать собственные песни и к 1917 году был готов двигаться дальше.
Дебют песен восемнадцатилетнего музыканта на эстраде Бродвея положил начало его композиторскому триумфу. Только за последующие 8 лет он создал музыку более чем к 40 спектаклям, 16 из которых были настоящими музыкальными комедиями. Уже в начале 20-х гг. Гершвин — один из популярнейших композиторов Америки, а затем Европы. Однако его творческому темпераменту оказалось тесно лишь в рамках эстрадной музыки и оперетты. Гершвин мечтал стать, по его собственному выражению, «настоящим композитором», владеющим всеми жанрами, всей полнотой техники для создания произведений крупной формы.
Виртуозы Москвы - Джордж Гершвин. Променад
Стечение обстоятельств
Его первый большой успех случился в 1919 году. Гершвин работал на постановке мюзикла «Ла-ла, Люсиль!» и вместе с поэтом-песенником Ирвингом Цезаром написал песню «Swanee» («Суони»). Исполненная великим Элом Джолсоном, она стала шлягером. К началу 1920-х годов Гершвин был восходящей звездой среди композиторов бродвейских мюзиклов. Он продолжал свое музыкальное образование, оттачивал мастерство как пианист и никогда не боялся пробовать что-то новое. Случай преставился в 1924 году, когда дирижер джаз-оркестра Пол Уайтмен попросил его написать произведение для фортепиано с оркестром – «Рапсодию в блюзовых тонах». Она стала настоящей сенсацией.
Дж.Гершвин Рапсодия в стиле блюз
Гершвин-Денис Мацуев,Владимир Спиваков
Невиданный успех
В 1930-е годы карьера Джорджа Гершвина могла считаться одной из величайших историй успеха ХХ века. В основном работая со своим братом, талантливым поэтом-песенником Айрой, он стоял плечом к плечу с Ирвингом Берлином, Джеромом Керном и Коулом Портером сочиняя музыкальные шоу для Бродвейской сцены и Голливуда.
Он также пополнил список своих инструментальных сочинений Фортепианным концертом фа мажор и мечтательной поэмой «Американец в Париже». Его пианизм удивлял талантливейших композиторов - Равеля и Прокофьева, Стравинского и Шёнберга. Гершвина чествовали во время частых визитов в Европу, где многие из его музыкальных постановок пользовались таким же успехом. В 1935 году он закрепил свою популярность оперой «Порги и Бесс».
Порги и Бесс».Дж.Гершвин
Творчество Гершвина высоко оценивала современная композитору музыкальная критика. Один из крупнейших ее представителей В. Дамрош писал: «Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошка вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет... Джордж Гершвин... смог совершить чудо. Он — принц, который, взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед всем миром как о принцессе к немалой ярости ее завистливых сестер".
Трагичный финал
В 1937 году Джордж и Айра вернулись в Голливуд работать над экранизацией еще двух мюзиклов, где в главной роли выступал их старый друг Фред Астер. Внезапно у Джорджа начались головокружения и головные боли, несколько раз он падал в обморок. У него обнаружились симптомы опухоли головного мозга, композитор перенес операцию, но было уж слишком поздно. Джордж Гершвин умер в июле того же года, не дожив до своего 39-го дня рождения.
[700x524]
Могила Гершвина Джорджа.
Кладбище Westchester Hills. Нью-Йорк. [275x455]
Айра продолжил свою карьеру в музыкальном театре и кино и прожил до 1983 года.
В течение десяти лет Джордж Гершвин был в очень близких отношениях с женщиной-композитором Кэй Свифт. Именно у неё он часто спрашивал профессионального совета. Известный мюзикл Оh, Кay! появился только благодаря ей. После его кончины она привела многие музыкальные записи друга в порядок, аранжировала некоторые его произведения. Она тесно сотрудничала с Айрой Гершвин.
Многие выдающиеся музыканты исполняли и исполняют песни Гершвина. Среди них Луи Армстронг, Мадонна, Фрэнк Синатра, Стинг, Барбара Стрэйзанд и другие.
В 2007 году Библиотека Конгресса учредила ежегодную премию за наиболее популярную песню. Этой премии даны имена - Джорджа и Айра Гершвиных. 1 марта 2007 года впервые Награда Братьев Гершвин была присуждена Полу Саймону, a 25 февраля 2009 года – Стиви Уандеру.
Несмотря на то, что Джордж Гершвин покинул нас уже более чем семьдесят лет назад, музыка его хорошо известна и любима не только в Америке, Европе или России, но и в Азии и Африке
Сын русскоговорящих евреев иммигрантов, - родившийся, выросший и творивший в Нью-Йорке, покорил мир удивительной музыкой, впитавшей в себя стили и ритмы разных народов.
Благодарный Нью-Йорк хранит в своих названиях: театра на Бродвее, гостиницы в Манхэттене - имя Джоржа Гершвина, выразившего в своей музыке душу города, его многонациональность, вольнодумство и красоту.
Прислушайтесь к музыке Нью-Йоркских улиц – Гершвин с нами!
Всегда любила его музыку,а вот биографию не знала совсем,теперь,благодаря вашей работе ,знаюВы расширили мой кругозор,за что вам очередное спасибо!Пост очень хорошо сделан,оформлен-и фото,и музыка и текст-безупречны!Ничего излишнего,все в меру!Благодарю.Ирина