[636x260]
[551x8]
Балет, контемпорари, свободный танец – все эти направления так или иначе содержатся в творчестве немецкого легендарного хореографа Пины Бауш. Выдающуюся актрису, танцовщицу и балетмейстера любили и ненавидели, но безучастным к ее личности не оставался никто.
[352x475]
Она говорила о себе так:
«Для меня спектакль – это жизнь в самом простом значении слова. Она важнее всего».
[630x458]
Женщина-революция: Пина Бауш и танцевальный авангард
Вспоминая Пину Бауш, говорят, что она создатель «танцтеатра». Германия называет ее «главной статьей немецкого культурного экспорта», экспрессионисты, хореографы и феминистки считают ее несомненно своей, представительницей и выразительницей своих идей... Однако у Великой Пины была своя территория — танца, а сама она была — театр.
[356x600]
Пина Бауш - неразгаданная тайна танца
Для диалога с миром она изобрела уникальный «невербальный язык» и стала одной из тех, кто изменил само понимание танца двадцатого века. Ее постановки стали синтезом хореографии, драматического искусства и видео-инсталяции, а ее знаменитый «Танцтеатр Вупперталь» прославился на весь мир.
[500x320]
Пина Бауш изменила танцевальный мир раз и навсегда. В ее облике не было намека на балетный гламур. Неизменно в черном, в грубых мужских ботинках, без макияжа, она ставила в тупик своей аскетичностью и немногословностью. В пятнадцать лет она поступила в школу Курта Йосса, исповедовавшего идеи синтеза балета с другими видами искусства. Он отправил талантливую студентку за новыми идеями в США. После Джульярской школы и работы в Новом американском балете Пина вернулась под крыло своего учителя солисткой в Фолькванг-балет.
В 1971 году Пина приехала в Вупперталь и навсегда изменила это мрачное местечко. Она создала театр танца, который сегодня знает весь мир. В Германии его называют национальным достоянием. Ее первые спектакли были освистаны. «Весна священная» – за дикие языческие пляски на засыпанной землей сцене, экспрессивные сцены насилия и смерти. «Семь смертных грехов» – за жестокость, откровенный феминизм, отказ от классических балетных норм. «Синяя борода» – за говорящих танцоров и запутанные сюжетные линии.
[633x267]
«Ее работы были полностью лишены манерности. В классическом танце многие пытаются повторить все, как было, но только не Пина. Ее можно сравнить с Айседорой Дункан в начале столетия. Ее техника стала очень важной в выражении экспрессии танца», – отмечает хореограф Джон Ноймайер (Германия).
Бауш стерла границы между театром и танцем, создала собственный, уникальный стиль. Перемешала танец и разговор. В ее спектаклях звучат шлягеры, джазовая импровизация, оперетта, детские песни, комбинированные с музыкой парижского авангардиста Пьера Анри. Ее театр навсегда погрузился во внутренний мир человека.
[586x674]
[700x466]
[700x505]
[700x545]
[700x388]
[700x580]
[650x599]
Она говорит о смерти, о любви, об одиночестве, о невозможности одного человека прорваться к другому.
В конце семидесятых Пина поставила «Кафе Мюллер» и «Семь смертных грехов». Критики назвали спектакли самым разрушительным зрелищем из всех, когда-либо существовавших на немецкой сцене. Она вынесла приговор жестокости и равнодушию.
То, что она делала, было оригинально, и многие пытались скопировать ее. Но никому так и не удалось это сделать в полной мере. В каждой ее работе присутствовал глубокий личностный смысл.
В 1982 году появились ее революционные «Гвоздики». Они стали потрясением Авиньонского фестиваля, событием мирового масштаба.
В России «Гвоздики» увидели в 1989 году. Сцена усыпанная цветами, холм из восьмидесяти тысяч лепестков, поющие, говорящие, танцующие артисты… Московская публика была в восторге, в отличие от разгневанных лондонцев и нью-йоркцев, которые посмотрели «Гвоздики» на пять лет раньше.
Ее невозможно было прогнозировать. Она удивляла и потрясала новыми идеями. Загадка – где она черпала столько всего нового, и в каждом спектакле всегда чувствовалось ее присутствие.
[681x198]
На новые идеи ее вдохновляло разнообразие мира. После Португалии, в 1997 году, появилась «Мазурка Фаго», после Гонконга – «Мойщик окон». Она создала дневник городов, пропущенных через сердце, после нее осталось больше пятидесяти спектаклей.
Пожалуй, один из самых «роскошных» спектаклей последних лет Пины Бауш – «Мазурка Фого» («фого» по-португальски означает праздничная), поставленный в 1998 году.
В балетных кругах Бауш называли «Пикассо в танце».
Были в ее биографии и два культовых фильма. Федерико Феллини в 1983 году снял ее в своей картине «И корабль плывет» в маленькой роли слепой ясновидящей принцессы, которая на ощупь играет в шахматы. Кротость и таинственность этого персонажа забыть невозможно. Но это лишь экранный облик. В театре, в режиссуре Пина Бауш была иной. Главную свою тему – отстаивание прав и достоинства женщины – она вела с неистовством мстительной античной богини. В фильме Педро Альмодовара «Поговори с ней» (2002) Пина Бауш сыграла саму себя.
Ее уход был стремительным и неожиданным. Загадку, имя которой – Пина Бауш, так никто и не разгадал.
[689x448]
[680x485]
[680x410]
[680x557]
27 июля 2012 года знаменитому немецкому хореографу исполнилось бы 72 года. Директор Театра танца в Вуппертале навсегда вписала свое имя в историю балета. Она ушла из жизни в 2009 году, но созданный ею театр жив. Артисты продолжают успешно выступать как в родном Вуппертале, так и далеко за его пределами.
[650x398]
Пина Бауш – человек, вообще не относящийся ни к какой категории, а просто один из символов смены двух последних веков. То, что она делала, всегда выходило за все рамки, просто для того, чтобы тихо сказать нам: Друзья, как бы ни был он прекрасен или ужасен, но ХХ век заканчивается и ХХI начинается, не забывайте об этом.
[486x650]
«Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются. Меня интересует, что ими движет», – в этих часто цитируемых словах Пины Бауш – не только ее философия, но и мировоззрение, и манифест многих поколений танцовщиков и хореографов, совершивших революцию в танце.
[637x135]
[551x8]