[640x224]
"Разве поединок с заядлым дуэлянтом может сравниться с борьбой против самого гениального из иллюзионистов?"
Гастон Леру. "Призрак Оперы".
[468x52]
Гарри Гудини - самый знаменитый фокусник, иллюзионист, маг и волшебник XX века...

[300x451]
Гарри Гудини — покоритель оков
(1874 - 1926).
Великий драматург и критик Джордж Бернард Шоу однажды язвительно заметил, что наряду с Иисусом и Шерлоком Холмсом Гарри Гудини был одним их трех самых известных людей в мировой истории. Колкость Шоу вполне могла соответствовать истине в период, чуть больший двенадцати лет, включавший Первую мировую войну.
[640x480]
Гарри Гудини – бросавший вызов смерти «Самоосвободитель», легендарный «Чудотворец», «Чемпион мира по побегам из тюремных камер и Король замков», был величайшим из циркачей в золотой для них век, страшно популярным эстрадником, первопроходцем массовых зрелищ и ловкого использования саморекламы. Подобно П.Т. Барнуму, Джону Л. Салливану, Энрико Карузо и Саре Бернар в их областях, Гудини был бесспорным и уникальным мастером своего дела, внушавшим благоговение цирковым артистом, демонстрирующим умение освобождаться от цепей и т. п., знаменитостью и героем, вызывавшим повсюду шумное одобрение.
[346x450]
Гений так называемого эскейпизма - освобождение от любых пут, он мог ускользнуть откуда угодно, его не могли, казалось, удержать никакие цепи, решетки, веревки, наручники и запертые на кучу замков сундуки.
Он мог открыть любые запоры и замки. "Он мог открыть всё, что хотел..."
[345x524]
Гарри Гудини (Эрих Вейс) родился 24 марта (2 марта по старому стилю) 1874 года в Будапеште, в семье раввина. Его родители эмигрировали в США в 1878 году, когда мальчику было всего четыре года.
Пока другие мальчишки играли в мяч или ловили лягушек, Эрих учился освобождаться от оков или проделывать опасные трюки на трапеции в заднем дворе. Он был очарован фокусниками и представлениями бродячих цирков, посещавших городок. Эрих изучал «оригинальный жанр» по книгам и брошюрам и подражал великому французскому иллюзионисту XIX в. Роберу Удену, известному как автор и волшебник‑знаток вечных тайн и секретов.
Эрих начал показывать карточные фокусы в увеселительных заведениях уже с 10 лет. В двенадцатилетнем возрасте он убежал из семьи и работал подручным кузнеца, слесарем, путешествовал с бродячим цирком, а потом, случайно найдя перевод книги Робер-Удена, стал выступать с фокусами в кабачках. Однажды шериф надел на него наручники. Через минуту Эрих освободился от них. С тех пор он стал выступать на эстраде с номером "освобождение от оков" под псевдонимом Гарри Гудини, созвучным с именем Робер-Удена. Номер сделал его знаменитостью.
[538x417]
В 1903 году он был сброшен с моста в Темзу закованным в наручники и кандалы с 30-килограммовым шаром, но через несколько минут опять-таки благополучно всплыл. Гудини "проглатывал" катушку и несколько пакетиков с иголками, а затем вытягивал изо рта бесконечную нитку, продетую через двести иголок.
Гарри Гудини - трюк со слоном
[511x522]
Во время тура по Европе и России в 1900 г. Гудини демонстрировал интересный трюк с исчезновением со сцены слона. Слон стоял на фоне черного бархатного занавеса; ассистенты накрывали его белым покрывалом, под которым было другое, из черного бархата. По знаку иллюзиониста белое покрывало сдергивали, а слон, накрытый черным покрывалом, оказывался невидимым на черном фоне.
Гарри Гудини - освобождение из оков
[559x442]
Вновь гастроли Гудини состоялись в России в 1908 г. - он демонстрировал самоосвобождение из камеры смертников в Бутырской тюрьме и Петропавловской крепости. Вот описание этого трюка из книги "От магов древности до иллюзионистов наших дней": "Запертый в камере тюрьмы, облаченный в арестантскую одежду, он через две минуты вышел, открыл двери соседних камер и, шутки ради, поменял местами заключенных. Затем проник в гардеробную и через пятнадцать минут после того, как был заперт, появился в караульном помещении переодетым в свой костюм".
Гарри Гудини - трюк с молочным бидоном
[399x450]
В Нью-Йорке Гудини показывал интересный трюк: брал у зрителей несколько носовых платков, складывал их в пакет и сжигал. А затем на автобусах зрители отправлялись к статуе Свободы и на самом верху, возле головы, находили ящик с "сожженными" платками, причем сторожа в один голос заявляли, что за последние шесть часов никто на острове не появлялся. Все эти трюки очень эффектны, некоторые из них не разгаданы до сих пор.
[539x455]
Гарри Гудини - на одном из спиритических сеансов
Помимо своего неизбывного значения для иллюзионистов и артистов, умеющих освобождаться от оков, Гудини известен еще и тем, что первым стал великой популярной суперзвездой, использовавшей средства массовой информации для достижения наибольшего признания. Манипулируя прессой, показывая публике все более сенсационные номера и подавая их в обертке мнимой артистичности, Гудини создал массовое зрелище. До сих пор поражает его умение выбраться из ледяной реки, из неприступных тюрем и запертых на замки контейнеров.
[324x407]
[323x408]
То, как он управлял вниманием публики, как бы запирая массу людей в свои мощные тиски и освобождая свою аудиторию только в последний момент, когда казалось, что смерть уже стучится в дверь, было удивительным и представлялось бесчеловечным.
[480x360]
Обстоятельства смерти Гудини окутаны тайной. Во время гастролей в Монреале он отдыхал в своей гримерке, к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу, он спросил мистера Гудини: правда ли,что он может выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погруженный в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес магу два или три удара. Гудини еле остановил его, подождите мне надо подготовиться, он напряг пресс - вот теперь можете бить, студент ударил пару раз и на себе почувствовал железный брюшной пресс Гудини. Гудини потер ушибленное место от первых трех неожиданных ударов. Несколько дней Гудини не обращал внимания на боль, но эти удары спровоцировали разрыв аппендикса. Через девять дней Гарри Гудини умер в Детройте 31 октября 1926 г.
[700x489]
Могила Гарри Гудини
После его смерти газеты писали, что в сейфе одной из старинных нотариальных контор Нью-Йорка хранится запечатанный пакет, который по завещанию артиста должен быть вскрыт в день столетия со дня рождения Гарри Гудини. В этом пакете все тайны иллюзиониста: каким образом он вышел из завинченного болтами ящика в Лондоне и из тюремных камер Вашингтона и Москвы, как платки, взятые у зрителей, оказались внутри статуи Свободы, и многое другое. Назначенный день наступил, сейф вскрыли - он оказался пустым. Великий обманщик опять обманул всех.
[187x317]
То, что мальчик‑иммигрант и вечно странствовавший сын раввина Гарри Гудини смог совершать благодаря своему острому уму и превосходной физической подготовке, было одновременно американской историей успеха и еврейской сказкой. Гудини символизировал необычную способность своего народа выживать даже тогда, когда нет выхода.
[340x240]
[468x52]