О том, что чтение полезно, известно всем. Во всяком случае подобный постулат почти все слышат с самого детства. Для одних это звучит как аксиома, для других - как теорема с приведенным доказательством. А некоторые считают, что чтение является вредным занятием. Когда слышу такое утверждение, сразу вспоминаю повесть М.Горького "В люди", вернее эпизод, как герой задолжал деньги в лавку за книжки и что он пережил в связи с этим:
"хозяин сказал, улыбаясь мне:
- Он не украдёт, я знаю! - Теперь решил украсть я
Вспомнил эти слова, его доверчивую улыбку и почувствовал, как мне трудно будет украсть. Несколько раз я вынимал из кармана серебро, считал его и не мог решиться взять. Дня три я мучился с этим, и вдруг всё разрешилось очень быстро и просто; хозяин неожиданно спросил меня:
- Ты что, Пешков, скучный стал, нездоровится, что ли? Я откровенно рассказал ему все мои печали, он нахмурился.
- Вот видишь, к чему они ведут, книжки-то! От них - так или этак - непременно беда...
Дал полтинник и посоветовал строго:
- Смотри же, не проболтайся жене али матери - шум будет!.."
Один мой знакомый свою нелюбовь к чтению в подростковом возрасте объяснил очень просто: "Я берегу зрение!"
А вот внимательные читатели детективного произведения Агаты Кристи "Вилла «Белый конь»" приобретают полезные знания и практикум. Дело в том, что в книге подробно описано действие очень опасного яда таллия. И после издания детектиива эти знания спасли многим жизнь. Например, в 1977 году в одной из больниц Лондона удалось вернуть к жизни девочку, диагноз которой никто не мог поставить. И только одна медсестра, которая прочитала "Виллу «Белый конь»" тут же определила, что это яркий пример отравления таллием.
В средней школе, прочитав повесть Р.Л. Стивенсона "Мистер Джекил и доктор Хайд", пришла к выводу, которого придерживаюсь и сегодня: в каждом из нас заложено как доброе, так и злое начало, и преобладание того или иного начала в нас зависит от того, что мы сами в себе будем культивировать.
Завет, данный Томасу Вингфилду ("Дочь Монтесумы" Г.Р. Хаггард) его отцом, когда тот покидал Англию, оказал в свое время на меня очень сильное влияние, на становление моего характера и мировоззрения, особенно эта его часть: "... где бы ты ни был, не хули веру чужой страны, не насмехайся над ее обычаями и не нарушай их, иначе ты узнаешь, как жестоки бывают люди, когда думают, что это угодно их богам.."
Роман "Полианна" Э.Портер учит читателя радоваться жизни.
Интересно, а чему учит читателя т.н. порочное чтиво? Лично для себя ответа я не нашла. Ответа, который объяснил, доказал бы мне необходимость чтения таких произведений. Ни в обсуждениях на наших"импрезах", ни в чтении критики, ни в рецензиях не увидела я серьезных и обоснованных доказательств этому. Нет, я не ханжа. Но... такого рода литература осталась как-то мимо моего внимания, не увлекла и не завлекла. Сегодня в инет-издании "Наука и жизнь" попалась статья К.Стасевича "Порочное чтиво", в котором приводятся данные о влиянии на человека всемирно известной трилогии Э. Л. Джеймс, включающей романы «Пятьдесят оттенков серого», «На пятьдесят оттенков темнее» и «Пятьдесят оттенков свободы». Впервые я прочитала о романе "50 оттенков серого" в одном из литературных блогов. Прочитала и прошла мимо, не обратив никакого внимания. Потом попалась заметка и обсуждения к ней относительно экранизации этого культового произведения. Но самым большим удивлением стала для меня новость, что этим романом зачитываются старшеклассницы и у некоторых это любимый роман. Кстати, и школьники средней школы с этимм произведением тоже знакомы. Поэтому в тот вечер накал любопытства для меня с подругой достиг максимума и книга была скачена, однако, после прочтения пары страниц, удалена без права восстановления. Этот роман не для слабонервных. Таков был наш вердикт. Но мои ученицы этого мнения не придерживаются. Нет, ни в коем случае говорить о том, что это плохой роман и т.п. я не стала и не собираюсь делать. У каждого свой взгляд на жизнь. И дети живут и растут в первую очередь в своей семье. У меня был случай, например, когда в разговоре со своей ученицей-старшеклассницей заметила, а не рано ли она читает "Лолиту" Набокова, услышала, мол, а что там такого неприличного?... тем более не он ее, а она его соблазнила... Больше даже сама психология этого поступка девочкой рассматривалась. Фраза: "А у мамы это любимая книга" - заставила меня вообще прикусить язык. Впрочем, свое мнение навязывать кому бы то ни было считаю делом неблагородным, неблагодарным и даже преступным. Однако обсуждать - вещь нужная и необходимая. Ведь в любом произведении каждый читатель находит свое или не находит ничего. Кстати. как я узнала весной, о "Лолите" в школе с детьми учителя разговаривают уже в 9-м классе... А в августе,беседуя с выпускницей этого года, услышала довольно резкие суждения о том списке литературы, который они проходили в школе, в первую очередь потому, что есть среди этих произведений достаточно откровенные. Лично меня в школьное время удивило необходимость подробного изучения произведения Коцюбинського "Тіні забутих предків", потому как я так и не поняла того описания любви у детей-подростков, которое дал автор. Это единственное впечатление о произведении, которое осталось по прошествии времени. Но это, если сравнивать с мнением современной молодежи, только-только закончившей школу, просто цветочки.
Возвращаюсь, однако. к статье К.Стасевича.
"Популярная литература часто становится объектом внимания со стороны тех, кто занимается социопсихологическими исследованиями. Вот и «Пятьдесят оттенков серого» попали в поле зрения психологов, которые захотели выяснить, как эта сверхпопулярная книга влияет на образ жизни читателей. Точнее, читательниц, ведь, по статистике, основная аудитория трилогии – взрослые замужние женщины и девочки-подростки студенческого возраста. И вот для студенток книга оказалась не вполне безвредной.
В статье, опубликованной в Journal of Women's Health, исследователи из Университета штата Мичиган описывают своеобразные особенности в поведении, которые удалось обнаружить у девушек 18-24 лет, читавших «Пятьдесят оттенков серого»: их больше привлекали партнёры, которые кричали на них, понукали ими и старались контролировать их поведение. То есть читавшие с большей охотой, чем не читавшие, демонстрировали в романтических отношениях отсутствие воли и готовность к подчинению. Более того, у них появлялись расстройства пищевого поведения: после книги девушки с большей (на 75%) охотой начинали заниматься жёсткими диетами – они были готовы, например, вообще ничего не есть более суток.
Если же барышня прочла все три книги, а не только первую часть, то у неё появлялась тяга к алкоголю – она с большей (на 65%) вероятностью могла напиться на вечеринке, и таких вечеринок у неё опять-таки становилось больше. (Речь идёт не о постоянном запое, но об избыточном выпивании «по случаю».) Кроме того, после прочтения трилогии молодые женщины начинали чаще менять сексуальных партнёров. Добавив сюда тягу к алкоголю можно сказать, что «серая» эпопея делала девушек более порочными – в общепринятом смысле этого слова."
Почему так происходит, пока не ясно. Объяснений может быть несколько: влияние книги на неокрепшую девичью психику или просто эту книгу берут в руки те, у кого все вышеописанные особенности психики уже присутствуют, или книга может играть роль спускового крючка и всё-таки послужить причиной того, что определенные особенности психологии усилятся.
Причина, почему такое чтиво выбирают молодые женщины, вполне понятна: книга может стать чем-то вроде руководства по осмыслению внезапно обрушевшегося вала романтических и сексуальных переживаний. По этому случаю автор статьирассуждает, что с одной стороны можно просто запретить читать "некоторые" книги, с другой можно помочь укрепит человеку собственную психику (а для этого стоило бы почитать что-нибудь еще кроме "Пятидесяти оттенков серого"), ну а стретьей стороны кто-то может вообще сказать, что тут не о чем беспокоиться и безвольное подчинение партнеру и алкогольно-легкомысленное поведение для многих может считаться не отклонением от нормы, а желаемым идеалом.
Так что чтение - и добро и зло одновременно. Впрочем. опять-таки, все зависит от того, с какой стороны на все смотреть или под каким углом зрения рассматривать.