Это цитата сообщения
lisamiha Оригинальное сообщениеПять видов пран
[280x379]
Прана - жизненная энергия, проявляющаяся не только в теле человека или любого другого живого существа, но и покоящаяся в окружающем человека эфирном пространстве. Слово «Прана» происходит от санскритского корня «Ана» и приставки «Пра». «Ана» означает «оживать и вибрировать», а «Пра» означает «первостепенная, впереди стоящая». Таким образом, слово «Прана» значит «наипервейшая жизненная энергия». Все то, что оживляет, передвигает и удерживает душу и сознание в теле живого существа, представляет Прану, силу жизни. Все энергии в мире, в том числе Тела растений, животных и людей, являются различными ее проявлениями. В Упанишадах говорится, что Прана становится создателем всех субстанций в этом мире и основой всех жизненных процессов в телах живых существ. Прана способствует раскрытию и деятельности всех тонкоэнергетических субстанций организма, действующих не только на уровне грубой физиологии, но и отвечающих за память, нервно-психическую активность человека и за его уровень сознания. Таким образом, можно утверждать, что она поддерживает и формирует организм человека. Помимо этого Прана способствует процессу зачатия ребенка, росту и развитию зародыша в чреве матери, а нарушение ее движения по энергетическим каналам приводит к возникновению заболеваний и разрушению организма.
Вата-доша, находясь в состоянии баланса, является по своей внутренней сути Праной и обладает практически всеми ее качествами.
Пища и дыхание - основные пути проникновения Праны в организм живого существа. Пища содержит грубое проявление Праны, для высвобождения которой требуется некоторое время и определенные энергетические затраты, тогда как Прана, поступающая в организм через дыхание, более тонкая и практически не нуждается в дальнейшей переработке. Человек может жить без пищи в течение многих десятков дней, но без дыхания он не проживет и нескольких десятков минут, хотя йоги, овладевшие методами Пранайамы, могут находиться без дыхания на протяжении нескольких дней. Правильное дыхание способствует лучшему поступлению и усвоению Праны в организме.
В зависимости от функций, строения, проявления и действия во Вселенной и в организме человека выделяют пять типов тонкоэнергетических пранических потоков, называемых Прана, Апана, Вьяна, Самана, Удана (эти пять локализуются в организме и участвуют в формировании пяти основных тел человека - Аннамая, Пранамая, Маномая, Виджнанамая и Анандамая-Коша).
I. Прана-Ваю
Прана-Ваю или Жизненный Ветер движется через нос и рот, помогая языку проталкивать пищу изо рта к глотке и дальнейшему ее продвижению вниз по пищеводу к желудку. Помимо этого, концентрируясь в голове, он отвечает за высшую нервную деятельность, эмоции, разум. При нарушении его баланса возникают головные боли, а если состояние дисбаланса затягивается, в худшем случае приводит к смерти.
Чарака описывает локализацию Прана-Ваю следующим образом (Ч.С. 6.28.6.): «Местоположения Прана-Ваю следующие:
1. Голова.
2. Грудь.
3. Горло.
4. Сердце.
5. Рот.
6. Нос.
Находясь в этих местах, он отвечает за чихание, дыхание, глотание, рвоту, выплевывание, пищеварение и другие функции организма».
Одним из мест локализации Прана-Ваю является сердце. Это подтверждает и Шарангадхара, считая сердце вторым по важности местом его локализации. Сердце является вместилищем памяти. Это не пустое утверждение, оно основано на одной из основных функций Прана-Ваю - он наделяет человека памятью. Его дисбаланс в сердце, возникающий из-за стресса, шока или психического потрясения, является одной из причин амнезии.
II. Удана-Ваю
Ваю, имеющий тенденцию к поднятию вверх и при этом вызывающий колебания голосовых связок, что приводит к возникновению речи, называется Удана-Ваю, или Поднимающийся вверх Ветер. Основными местами его локализации являются:
1. Пупочная зона.
2. Грудь, исключая сердце.
3. Гортань.
Вагбхата, описывая Удана-Ваю, пишет (А.Х.1.12.5.): «Грудная клетка является местом основной локализации этой субдоши. Удана-Ваю движется из носа в область пупка, проходя через грудную клетку. Его функции - речь и тембр голоса, способность к физическому усилию, энтузиазм, сокращение мышц всего тела. Помимо этого он контролирует сознание человека, его ум и разум, дублируя тем самым Прана-Ваю».
III. Самана-Ваю
Самана-Ваю можно перевести как «Ветер, уравновешивающий теплоту в организме». Основным местом локализации этой субдоши является пупочная зона, причем эта субдоша располагается непосредственно в зоне нахождения Огня желудка. Положение, которое она занимает, находится на уровне двенадцатиперстной кишки, что соответствует точке, находящейся на расстоянии в половину указательного пальца от пупка. Вагбхата пишет, что Самана-Ваю находится в самом центре зоны, где происходит пищеварение, и движется по; каналам, связывающим кишечник и другие висцеральные органы в двенадцатиперстную кишку из пупочной зоны, где идет его формирование (А.Х. 1.12.8.). Функции Самана-Ваю следующие;
1. Разжигание Пачака-Агни, находящегося в двенадцатиперстной кишке. Это его основная функция.
2. Пищеварение.
3. Формирование каналов для удаления энергетических токсинов, образующихся во время переваривания пищи.
4. Всасывание полезных продуктов пищеварения.
5. Опускание вниз нечистот, продуктов пищеварения.
6. Все секреторные функции.
IV. Вьяна-Ваю
Ваю, движущийся по всему телу и перемещающий желчь, кровь и остальные сами по себе неподвижные субстанции организма, называется Вьяна-Ваю, или Ветер, распространяющийся повсеместно. Вагбхата пишет, что он находится в постоянном движении по всему телу, но местом его основной локализации является сердце (А.Х.1.12.6-7.). Описывая функции этого ветра, Сушрута говорит (С.С.2.1,10.): «Вьяна-Ваю движется по всему телу, помогая ему совершать всевозможные движения, такие как глобальное перемещение, приведение, сгибание, поднятие, отведение и т. д., а также он движет кровь, пот, желчь и остальные подвижные ткани организма».
В своей Аштанга Самграха Вагбхата пишет: «Сгибание, разгибание, поднятие, опускание, сведение, разведение, моргание глаз, зевание, слух, сперматогенез, очищение легких, бронхов и трахеи, потение, кроветворение, глотание, движения языком, мимика, трансформация семи тканей - это функции Вьяна-Ваю». (А.С.20.7.)
V. Апана-Ваю
Воздух, имеющий тенденцию опускаться в нижнюю часть тела, а также выходить за пределы организма, вынося с собой продукты жизнедеятельности всех внутренних органов человека и побочных продуктов пищеварения и обмена веществ, называется Апана-Ваю, или Очищающий Ветер.
Чарака так описывает основные места локализации этого Ваю (Ч.С.6.28.10.): «Почки, мочевой пузырь, пенис, пупок, бедра, крестец с копчиком и анус - места локализации Апана-Ваю. Он отвечает за мочевыделение, семяизвержение, родовую деятельность, акт дефекации и месячные». Сушрута также считает основным местом локализации Апана-Ваю прямую кишку, добавляя, правда, что сигмовидная кишка тоже является основным местом его локализации. К местам локализации этого Ваю относятся:
1. Репродуктивные органы.
2. Толстый кишечник, прямую и сигмовидную кишку.
3. Мочевыводящие органы.
4. Пупочную зону.
5. Бедра.
Функции Апана-Ваю описаны Вагбхатой в Аштанга Самграха и в Аштанга Хридаям. Стоит привести оба отрывка. «Апана-Ваю локализуется в мочевом пузыре, почках, половых органах и бедрах. Он выводит из организма нечистоты и отвечает за семяизвержение, менструации и родовую деятельность. Все, что находится ниже пупка, контролируется Апана-Ваю». (А.С.20.8.)
Закончить описания пяти основных видов пран можно шлокой из Чарака Самхиты (Ч.С.6.28.11.): «Они все находятся в вышеперечисленных местах и выполняют вышеперечисленные функции только тогда, когда они находятся в состоянии баланса и тело свободно от болезней». Ко всему вышесказанному можно добавить только, что все Ваю имеют природу газа, как и Вата-доша, и по свойствам не отличаются от нее. Функции некоторых из них взаимопродублированы, что позволяет не разрушаться организму, если одна из субдош находится в состоянии дисбаланса.
http://www.bessmertie.org/