Продолжение...
30.

Каменный мост со стороны Берсеневской набережной. 1905-1914 годы.
31.

Большой Каменный мост. Памятное Московское наводнение 1908 года. Здесь можно внимательно рассмотреть элементы конструкций дореволюционного Большого Каменного моста.
32.

Вид на Большой Каменный мост перед началом сноса Старого моста и строительства Нового Большого Каменного моста. 1929 год.
33.

Большой Каменный мост. 1923 год.
34.

Большой Каменный мост - вид с Берсеневской набережной. 1931 год.
Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года, в столице начали строить новые, более мощные мосты. В 1938 году несколько ниже по течению реки был построен современный Большой Каменный мост (инженер Н.Я. Калмыков, архитекторы В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус). Мост был перенесён к Боровицкой площади, поскольку узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему. Длина моста с подъездами 487 м, в том числе речной пролёт 105 м, береговые - 42,5 м, ширина 40 м.
35.

Редкое фото снятое с дирижабля «Комсомольская правда» 1931 года, где заметна вспомогательная запруда нгемного ниже по течению перед возведением Нового Большого Каменного моста.
Новый Большой Каменный мост имел три пролёта, а длина главной арки составляла 105 метров. Береговые пролёты были облицованы серым гранитом, что придало им вид тяжёлых каменных сводов. Новый мост смог обеспечить сквозное прохождение по Москве-реке волжских судов.
36.

Вид Кремль и Большой Каменный мост со стороны Дома на Набережной
На решётках моста осталось изображение советского герба Москвы. Сам мост изображён на обороте титульной страницы российского паспорта как часть панорамы Кремля.
37.

38.

Вид на Кремль с верхних этажей «Дома на Набережной». 1962-1965 годы.
Теперь давайте рассмотрим фотографии современного Большого Каменного моста всех возможных ракурсов...
39.

Большой Каменный мост - вид с Патриаршего моста
Сначала виды со стороны Патриаршего моста
40.

Вид Большого Каменного моста с Пречистенской набережной
41.

Средний главный пролет Большого Каменного моста
Проезд под Большом Каменным мостом от Пречистенской к Кремлевской набережной
42.

43.

Ледоход на Москва-реке
44.

Большой Каменный мост со стороны Берсеневской набережной
Подъем Большого Каменного моста со стороны улицы Серафимовича (со стороны Замоскворечья)
45.

Подъем Большого Каменного моста со стороны Боровицкой площади
46.

Вид со смотровой площадки Большого Каменного моста в сторону Боровицкой площади
47.

Вид на Боровицкую и Водовзводную башню Московского Кремля
48.

Подъем Большого Каменного моста и «Дом на Набережной» - вид со стороны Боровицкой площади ( а точнее, от памятника князю Владимиру)
49.

Вид Большого Каменного моста с Софийской набережной
50.

51.

Вид в сторону Боровицкой площади со смотровой площадки Большого Каменного моста. В правой части кадра видна арка выхода Неглинной в Москва-реку.
Летом 2020 года началась масштабная реконструкция моста. Мост будет фактически собран заново, также обновят коммуникации и декоративные элементы.
52.

Проезд под Большим Каменным мостом с Кремлевской к Пречистенской набережной - вид со стороны Софийской набережной
53.

Первая часть работ завершена 19 декабря 2020 года.
54.

Реконструкция Большого Каменного моста осенью 2020 года
Полностью завершить работы планируют до конца 2021 года.
55.

Реконструкция опор Большого Каменного моста со стороны Софийской и Берсеневской набережных
Теперь же уделим внимание видам открывающимся с Большого Каменного моста. Самый известный это конечно же вот этот, который обычно называют «открыточным»)
56.

С моста открывается вид на Кремль, Храм Христа Спасителя, «Дом на Набережной», Берсеневскую, Пречистенскую и Софийскую набережные.
57.

Храм Христа Спасителя - вид с Большого Каменного моста
58.

59.

Реконструкция Большого Каменного моста. Осень 2020 года. Вид со стороны Большого Москворецкого моста.
60.

Источники:
Снегирев И.М. Всехсвятский каменный мост в Москве. 1883.
Шмидт О.Р. Замоскворечье. Якиманская часть. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 1999.
Щусев П.В. Мосты и их архитектура. М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953.
© Vladimir d’Ar, 2021