Едва ли не каждый город России знаменит теми или иными шедеврами искусства. Чем же знаменит Ярославль - город, основанный более тысячи лет назад великим князем Ярославом Мудрым?
В этом городе удивительно гармонично представлены памятники церковного архитектурного зодчества, большая часть которых была возведена в течение 17 века в том виде, в котором мы можем иметь удовольствие наблюдать их сейчас. Предлагаю Вам совершить виртуальную прогулку по этим местам.
Первоначально собор был возведен еще в 1216-1224 годах, как часть мужского монастыря. Но страшный пожар 1501 года полностью его уничтожил. Новый Спасо-Преображенский собор был возведен из камня в 1516 году, и в это же время его освятили. В наши дни мы видим его таким же, почти без изменений - статный, на высоком подклете, смотрящий в небо трехглавый храм. В то же время он отличается особой лаконичностью и скромностью архитектуры. Он напоминает нам центральные соборы Московского Кремля, ведь именно по их образу и подобию и был возведен. Внутренний интерьер был расписан в середине 16 столетия московскими и ярославскими мастерами. В нем сохранились старинные настенные росписи, созданные еще во времена правления Ивана Грозного, а также около 16 икон, написанных иконописцами из Москвы и Ярославля.

Первая церковь, как повествует об этом "Сказание о построении града Ярославля", заложенная одновременно с самим городом и построенная в честь пророка Ильи. Современный каменный храм был построен в 1647-1650 г. Он был возведен на месте прежних двух деревянных церквей, а именно церкви Ильи Пророка и церкви Покрова Богоматери, за счет состоятельных купцов Скрипиных - братьев Иоанникия и Вонифатия. Несмотря на серьезный пожар 1658 года, внутреннее убранство церкви не пострадало и полностью сохранилось до наших дней. Это великолепный пример древнерусского искусства, ведь внутри церковь была расписана лучшими городскими мастерами под руководством знаменитых художников из "града" Костромы - Гурия Никитина и Силы Савина в 1680г. Дошел до нас позолоченный иконостас 1696 года, каждая икона которого своего рода шедевр.
Самое первое упоминание об этом храме содержится в грамоте, подписанной Василием IV Шуйским 15 июня 1610 года. В последующих документах церковь уже именуется "Храмом Николы Мокрого". По одной версии, храм назвали так потому, что построен он был в болотистой местности. По другой - потому, что Никола оказывал помощь тем, кто терпел бедствия на воде. Непосредственно каменный храм начали возводить в 1665 году и строительство его продолжалось целых 7 лет. Главный его престол освящен в честь Николая Чудотворца. Главная достопримечательность храма - настенные фрески, которыми украсили церковь художники из Ярославля в 1673 году. Это почти 660 композиций на различные сцены из Библии, изображения святых, правителей. Одна из самых известных - картина "Страшного Суда". Сегодня церковь является действующей и в ней проводятся богослужения.
В 1908 году из-за увеличения количества рабочих на производстве Ярославской Большой Мануфактуре выросло количество прихожан. Было принято решение о расширении прихода и в этом же году была построена церковь Андрея Критского. Названа она так не случайно. Средства, на которые возводили церковь, были выделены Иваном Андреевичем и Андреем Александровичем Карзинкиными, а так же Гавриилом Матвеевичем Игумновым. Престолы освятили по одноименным святым - главный престол в честь Иоанна Постника, два предельных - во имя Андрея Критского и Архангела Гавриила. В архитектуре храма преобладает новое для того времени направление модерн и византийский стиль. Храм был закрыт в 1923 году, но в 2010 году передан в ведение РПЦ и снова распахнул свои двери для верующих православных прихожан.
Первые упоминания об этом храме относятся к 30-ым годам 17 столетия. Известен он тем, что, согласно преданию, именно отсюда распространился известный пожар, который почти уничтожил Ярославль 10 июня 1658 года. Затем он перенес еще один пожар, но уже в 1670 году, пока наконец, в 1688 году не был возведен каменный храм вместо деревянного. В этом же году церковь была освящена в честь Благовещения. В 1708-1709 годах внутреннее пространство храма было расписано на евангельские сюжеты. В оформлении участвовали ярославские мастера под руководством Федора Игнатьева и Федора Федорова. Храм был закрыт в 1930-ом году, затем в нем располагался архив. В 1991 году он, наконец, был возвращен в РПЦ и в настоящее время является действующим.
Как и многие другие храмы того времени, которые строились на средства богатых людей, Богоявленская церковь была возведена на пожертвования купца Алексея Зубчанинова в 1684-1693 годах.
В последние годы ее строительства одновременно проводились работы по росписи храма. В них принимали участия местные мастера, а также известные в то время живописцы Федор Игнатьев и Дмитрий Плеханов. Согласно документальным описям церковных служителей, в храме в разное время были три важных святыни - напрестольный крест с частицей Креста Господня, голова Иоанна Предтечи, вырезанная из дерева и большой напрестольных крест, так же созданных из дерева. До наших дней сохранился только последний. В советское время церковь, как и многие другие, была закрыта. В 1938 году здесь даже организовали мастерскую по ремонту автомобилей и гараж. Однако для храма все же наступили хорошие времена. В прошлом веке проведены реставрационные работы, и в настоящее время в нем проводятся богослужения. Так же церковь является филиалом музея-заповедника Ярославля.
Говоря о строительстве храма, нельзя не упомянуть сказание, в котором рассказывается история его возникновения. Иоанн Плешаков, обычный горожанин, заболел, и во сне ему явились несколько мужей. Они повелели ему явиться в Кострому к иконе Федоровской Божьей Матери и заказать с нее список. Так же велено было ему возвести храм. Его строительство и было начато в 1683 году. Изготовление списка было возложено на иконописца Гурия Никитина. Земля же под церковь была предоставлена Иваном Денисовским, так как она находилась в его собственности. Этот храм поистине можно назвать народным : в его строительстве принимали участия почти все горожане, от простых людей до купцов. Строительство его было окончено в 1687 году. Примечательно, что храм не был закрыт даже в советское время. Почти все внутреннее его убранство практически полностью сохранилось до наших дней.
В том месте, где сейчас располагается церковь, смыкались раньше Рубленный и Земляной валы. Именно они в старину защищали город от неприятеля. В стороне стояла деревянная церковь, которая впоследствии сгорела при пожаре в 1658 году. На этом месте решено было возвести новую каменную церковь. Ее строительство завершилось в 1672 году. Ее прообразом послужил храм Иоанна Златоуста, который располагается в Коровниках.
Изнутри стены храма были расписаны в 1693 году артелью местных живописцев. Их фрески сильно пострадали при реставрациях, но кое-где, все же, сохранились.
К святыням храма относят образ Спаса Всемилостивого и икона Богородицы "Умягчение злых сердец". С середины 2003 года в церкви возобновлено служение. Расписание можно посмотреть на странице храма в разделе "Расписание богослужений".
Храм был заложен ростовским князем Константином в 1215 году и является самым древним храмом Ярославля. К сожалению, волею судеб, храм несколько раз горел и был даже частично разрушен, пока, в результате взрыва в 1930-ые годы не был уничтожен окончательно. На какое-то время на этом месте был разбит парк. И только спустя продолжительное время, а именно 26 октября 2004 года, был заложен новый Успенский собор. В конкурсе на восстановление храма участвовали работы двух архитекторов, но выиграл проект Алексея Денисова. Много споров и разговоров вызвал новый храм. Но его освящение состоялось 12 сентября 2010 года патриархом Кириллом. Работы по росписи храма и его внутреннему убранству ведутся по сей день. Одними из главных святынь храма, которым приходят поклониться верующие, являются мощи святых Константина и Василия.
Церковь Владимирской Божьей Матери - один из последних шатровых храмов и единственный в городе. Можно сказать, он положил конец эпохе в зодчестве допетровского периода.
Первое упоминание о деревянном храме на месте нынешней относятся к 1601 году. Деревянная церковь располагалась на "божедомке" - так называлось место, куда свозили всех бездомных и утопленников, и отпевали только один раз в году. Строительство каменного храма пришлось на период 1670-1678 годов. Ее отличают простота и лаконичность архитектуры, свойственной "кладбищенским" церквям. В 1771 году "божедомки" запретили, захоронения вынесли за территорию города и храм со временем оказался в историческом центре Ярославля. 4 июля 2017 года храм передан РПЦ.
Предшественница храма Вознесения Господня - первая деревянная церковь - появилась в 1585 году благодаря купцу Василию Кондаки. Вознесенская церковь была полностью разрушена в результате пожара в августе 1667 года. Началось строительство нового, каменного храма, которое окончилось лишь в 1682 году.
Чуть позже, в 1691 году, благодаря пожертвованию прихожан, рядом появился небольшой деревянный храм в честь Сретения Господня. Вместе они составляют ансамбль Вознесенского прихода. Тяжелый период начался в 1918 году, и в апреле 1929 года церковь все же закрыли. Затем в храме Вознесения Господня и вовсе разместили депо для трамваев, а в Сретенском - клуб и библиотеку. Лишь в 2006 году комплекс вернули РПЦ и началось его активное восстановление.
Церковь Дмитрия Солунского была построена на месте старого деревянного храма, возведенного еще во второй половине 14 века. Его строительство осуществлялось на средства прихожан и велось в период с 1671 по 1673 год. Для его постройки было использовано около 100 тысяч кирпичей, которые остались от строительства Земляного вала в Ярославле. Особое украшение и достоинство храма - его внутреннее убранство, дошедшее до нас почти в неизменном виде. Вся роспись была выполнена в 1686 году местными мастерами во главе с именитым Севастьяном Дмитриевым. Как и большинство церквей в городе, она была закрыта в 1929 году, а с 50-ых годов прошлого столетия использовалась как реставрационная мастерская. В 1991 году была передана в ведение РПЦ, но распахнула свои двери для прихожан лишь в 2004 году.
Ильинско-Тихоновский храм считается по праву одним из первых в городе. Первоначально храм был деревянный и имел один придел, освященный в честь святого Тихона, откуда и пошло название храма. Он много раз горел, но каждый раз его восстанавливали. На волне перестройки 17 столетия храм так же было решено возвести из камня, и в 1695 году он появился вновь, но уже из кирпича. Но и ему не суждено было простоять долго. На волне новых веяний архитектуры, а именно наступления новой эпохи классицизма, храм был возведен в новом стиле на средства местных ярославских меценатов Ленивцева М.А. и Отрыганьева А.И. Строительство шло долго, около 7 лет, и уже в 1833 году храм был освящен. Как и большинство ярославских храмов, его также ждали непростые годы, начиная с 1918. Только лишь ближе к концу 20 века все закончилось, и в 70-ых годах храм был отдан на реставрацию.
Федор и Иван Неждановские выделили деньги на строительство нового храма в Коровниках, бывшей Доиловой слободе. Строительство храма длилось целых пять лет и окончилось только в 1654 году. Церковь сыграла большую роль в истории города. Именно в ней временно покоились мощи святого князя Черного Федора Константиновича после пожара 1658 года. Со временем храм был переделан: оконные проемы были расширены для лучшего поступления света и декорированы наличниками. Это подарило церкви неповторимый вид. Росписью стен храма занимался сам Андрей Сопляков с мастерами, но уже гораздо позже - в 1732-1733 годах. Церковь была закрыта в 1935 году и использовалась под склады. Затем, в 1992 году, она была отдана Русской православной старообрядческой церкви и обычным посетителям стало довольно трудно попасть внутрь.
В 1654 году на город Ярославль надвигалось страшное мировое бедствие - чума. Для защиты города от этой болезни на самом высоком месте в городе, известном как Поклонная гора, установили трехметровый крест. Сначала на этом месте соорудили часовню и немногим позже, в 1677 году, совсем рядом возвели церковь Положения Ризы Богоматери. Вокруг образовалось два села, со временем объединившиеся, которые между собой называли Крестами, или Крестобогородской деревней. Затем на месте деревянной церкви в 1760 году на пожертвования местного купца Затрапезного была построена нынешняя каменная церковь. Часовню с крестом со временем тоже перестроили в каменную, и она была присоединена к фасаду храма. Что удивительно, даже в советское время церковь так и не закрыли и в конце 20-ого века она была полностью отреставрирована.
Мы видим, что многие православные монастыри и храмы в Ярославле возводились из камня в 17 столетии. Причин для этого было много: страна успокоилась, пережив Смутное время, разбогатевшие купцы, для которых лучшим способом заявить о себе было вложение денег - вкладывались в строительство новых храмов. И чем богаче они получались, тем было лучше. Долгое и неспокойное время ждало их впереди. Если их предшественники страдали от многочисленных пожаров, то новые храмы ждала или перестройка или тревожный надвигающийся 20 век. Им предстояло пройти много испытаний: восстание белогвардейцев против советской власти в 1918 году, массовые закрытия церквей в советский период. Пережить и те годы, когда в них размещали архивы, реставрационные мастерские, склады. В худшем случае в них обустраивали автомастерские, а некоторые и вовсе были стерты с лица земли и память о них живет лишь на старых черно-белых фотографиях. Смотря на эти храмы сейчас, непременно хочется подробно узнать историю каждого из них, дотронуться до его стен и на время перенестись в ту эпоху, когда они были полны первозданного величия, когда в них проводились первые службы. Посмотреть на те реликвии и украшения, которые на сегодняшний день безвозвратно утеряны в водовороте времени. И поблагодарить за возможность видеть их, пусть и измененными, но такими же величественными и благородными, пропитанными духом времени и вековой истиной. И продолжать так же бережно хранить их сквозь года, чтобы донести их до будущих поколений.
Автор статьи: Наталья Коровичева.