Я уже писала про русскую некрасавицу Наташу Ростову и про сиятельную Элен Безухову, про то, как видят их режиссеры, экранизирующие "Войну и мир"...А видят они их порой достаточно странно.
Время поговорить о мужчинах романа: сегодня речь пойдет о Пьере Безухове.
Я всегда испытывала какую-то теплую жалость к этому герою, хотя иногда он даже чуть-чуть раздражал. Своей беспомощностью, неловкостью, неуклюжестью...Он удивительно не соответствовал героической эпохе. Это вам не дерзкий Долохов, не сложный душевно князь Андрей, которого так и тянуло с дубами беседовать, не симпатичный и храбрый Денисов, не порочный Анатоль Курагин. Это такой вот большой ребенок: крупный страшно рассеянный очкарик. Им легко манипулировать, его легко подстроить под себя...
А вот, что говорит нам и сам Толстой:
"..вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке..." *
Чаще всего к Пьеру применяются эпитеты "большой", "толстый", "сильный", "высокий, выше других мужчин". Мы знаем, что Пьеру на начало романа двадцать лет, десять из которых он прожил заграницей. Сходство с ребенком проявляется, когда Пьер улыбается:
"У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения..."*
Когда я впервые читала роман, я представляла Пьера примерно таким, каким он изображен на иллюстрации ниже: немного одутловатым, не очень красивым, с большими руками и пухлым лицом.
Д. А. Ш. "Пьер на диване", Источник: Pinterest
В голливудской версии 1956 года Пьера сыграл красавец Генри Фонда. Когда я увидела его в кадре, я, если честно, даже сразу не поняла, что это за герой...к тому же почему-то без очков. А разобравшись, ужасно удивилась: это точно Пьер? Вот серьезно, ребята? Этот роковой мужчина лет сорока с квадратным подбородком - Пьер Безухов?
Это первое впечатление преследовало меня весь фильм. Генри Фонда тут и в отличной форме, и хорош собой, и обходителен, и, даже можно сказать, уверен в себе. Такой Пьер с легкостью затмевает Андрея Болконского, да и вообще всех мужчин в этом фильме...Куда собственно Наташа смотрела? Кстати, изначально на роль Пьера звали Марлона Брандо (вот серьезно?), но он отказался сниматься - не хотел работать с Одри Хепберн.
Ну и ладно. Генри Фонда тоже очень хорош. И, сверкая белозубой улыбкой и страстным взглядом, влет сбивает притягательность всех остальных лиц мужеского пола. Ну, Наташа, ну зачем эти метания? Забирай его сразу!
В советской экранизации роль Пьера Безухова исполняет Сергей Бондарчук. Безумный контраст с первым фильмом, правда? Это вам не Генри-темноволосый красавец-Фонда...
И вот опять. Ладно, пусть толстенький и нелепый. Но Пьеру здесь должно быть чуть за двадцать...Сергею Бондарчуку же 47 лет. Играть юношескую наивность и неловкость в этой ситуации невозможно, поэтому и герой воспринимается совершенно по-другому: как весьма недалёкий в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил дядечка.
В сериале ВВС 1972 года Пьера играет... Энтони Хопкинс он же Ганнибал Лектер.
Актер снова гораздо старше своего героя, но, как ни странно, по сравнению с предыдущими версиями, выглядит более органично. Этот Пьер действительно большую часть фильма смущен и растерян, плохо понимает, куда он попал и что делать и это не выглядит совсем уж глупо. Местами даже мило.
Современные режиссеры наконец-то прочли роман одумались и на роль Пьера подбирали актеров моложе славных 30 - 50 лет. Так, в экранизации 2007 года на эту роль был утвержден Александр Бейер.
Перекошенные очки, смятение во взгляде - это ли не Пьер? Внешне он подходит, но...что-то я не нашла, где Толстой писал про такие шикарные большие ушки. С такой внешностью героя, фамилия "Безухов" приобретает какой-то ироничный оттенок. Помимо выдающихся ушей, от которых я никак не могла отвлечься, Пьер был излишне тощ, порывист и как-то затравлен. В его глазах периодически появлялся странный испуг, на губах скользила усмешка...На фоне же окружающих он выглядел бледно, несолидно, а иногда даже можно было уловить в нем что-то такое, подхалимское.
Могу с уверенностью заявить, что мой фаворит из этой подборки - это последний Пьер, которого сыграл Пол Дано в 2016 году. Сама не ожидала, правда. Но он прекрасен.
Я отчего-то всегда представляла себе Пьера именно таким вот повзрослевшим купидончиком, в облике которого еще можно уловить что-то детское и страшно трогательное. Он неуклюж, немного несуразен, но, как и в романе, подкупает своей простотой и честностью. И не выглядит глупым. Его хочется отловить, а потом жалеть, опекать и наставлять на путь истинный. Элен же там кажется настоящим чудовищем - ну как такого лапушку можно обидеть?
Что ж, вот так вот странно получилось: женщины в новых экранизациях не впечатляют от печального "совсем", а вот мужские образы не так уж плохи. По крайней мере, я наконец-то встретила своего Пьера. А как считаете Вы?
*Толстой Л. "Война и мир".