Итак, перенесёмся в старые годы и представим таинственный скит в глухих заволжских лесах на речке Керженце, что близ Святлоярова озера...
Горит лучина и старец седобородый выводит на листах книги загадочные письмена... Ему крайне важно, чтобы этот текст сохранился. И также важно, чтобы поняли его только посвящённые в тайну... В какую? Не в тайну ли сокровенного града Китежа — того святого, невидимого града, в окрестностях коего и трудился сей старец?...
Не будем уточнять, где и как они были найдены и где хранятся ныне, ибо опасаемся за их сохранность — сколько уже было утрачено подобных книг... (Только история об утрате дощечек "Велесовой книги", манускрипта "Ярилиной книги" с пергаментом "Боянова гимна" — чего стоит!)
Открываем, листаем страницы... Тайнопись потрясает: три типа рунических знаков, совершенно неизвестных доселе. Почерк совершенный, каллиграфический. Есть и буквицы, выведенные киноварью, заставки с узорами, будто списанные с хохломских шкатулок, что делают здесь же по-соседству. И особенно восхищает один из видов письмён: знаки, будто цветы...Но что это?
К счастью, первые страницы в книгах записаны обычной кириллицей... И первая из них называется: "Цветник духовный"...
Здесь же расскажу о том, что прочесть пока не удалось, о самом "цветочном", или "вильском" письме, и о книгах, кои таковым письмом писались во времена ведическо-языческие, да и позднее...
Напомню историю: ведическая традиция продолжала жить на Руси и после её официального крещения. Обширные языческие области оставались все последующие века, есть они в Поволжье и в наше время.
Области берендеев близ Большого Китежа у Светлоярого озера, а также близ Городца (Малого Китежа) вошли в Нижегородское княжество после их разгрома Батыем в 1238 году. Тогда и легендарный град Большой Китеж стал невидим.
Известная по летописям языческая Пургасова Русь была разделена между Нижегородским княжеством, а также Золотой Ордой после сражений с князем Пургасом в 1229 году. Нижегородское княжество, объединённое с Русью Пургасовой и землями берендеев — Городецким княжеством, и последующий век сохраняло ведическую веру наравне с православной.
Ведическая вера объединяла волжан тогда в союз с единоверной Золотой Ордой, вплоть до принятия золотоордынцами (булгарами) ислама в 1312 году. После сего союз распался. К тому же Золотая Орда ослабла под ударами среднеазиатского тирана Тамерлана.
Нижегородское княжество с подвластными язычниками-русами из родов пургасов на юге, берендеев на севере, и иных, откололось от Золотой Орды и поначалу номинально перешло под власть великого князя московского (1392 год). Но это не помешало нижегородцам отразить поход московских ратей в 1410 г., которые желали утвердить свою власть и крестить «поганых» силой.
Окончательно пургасы, берендеи с нижегородцами вошли в состав Московской Руси только после разгрома Золотой Орды Иваном Грозным в 1552 г. Не так давно!
Последующая отмена вечевой власти, закрепощение (отмена Юрьева дня при Борисе Годунове), а также христианизация края, сопровождавшаяся переводом многих угодий, священных лесов, в собственность церкви, а также отписанием целых деревень монастырям, — привели к восстаниям.
Потом было Смутное время и волжане поддержали Лжедмитрия: казака Илейку Муромца (Горчакова). Разгром повстанцев и последующий погром капищ, вырубка священных рощ, истребление жречества, подорвали основу существования высокой, средневековой ведической культуры (в том числе и ведорусской литературы) в крае. Но это был уже XVII век.
Потом волжане поддерживали Разина и Пугачева. И были новые погромы.
Но и по сию пору в Поволжье, по данным переписи, около полумиллиона людей (в основном марийцев, но также мордвы, чувашей, татар и части русских) придерживаются старой веры.
Именно к этой традиции принадлежали и упомянутые выше книги, писанные тремя видами руницы. Наиболее вероятно, что они, как и подобные, писались до походов Ивана Грозного. Потом, таковые книги могли и переписываться.
Именовалась те рукописи традиционно: «Книгами цветов», поскольку один вид руницы и в самом деле напоминал условно изображённые цветы. И т.о. есть основания полагать, одна из таких книг содержала и мифы, «сказания цветов», сохранённые в том числе и устной традицией...
***
Ещё с 70-х годов прошлого века начал я собирать осколки старых сказаний, подбирать к ним "ключ былинный", и затем эта работа вылилась в книги разных жанров: песни "Звёздной книги Коляды", прозаические пересказы тех песен — "Мифы славян", выходившие в разные годы и даже вошедшие в школьные программы по литературе.
И вот теперь, в наступившую цифровую эпоху, я стал их пересказывать и для платформы Author today:
Это новый для меня опыт. Тут всё иначе, чем в книгах бумажных. Можно делать и живые цветные иллюстрации, например...Или самому настраивать шрифт, фон книги... Заходите, подписывайтесь, регистрируйтесь!
Если дело пойдёт, и будет поддержка со стороны читателей, то выложу там и "Сказание о Битве цветов" от волшебника Асгаста Сварожича, он же и приснопамятный Бус Кресень. И продолжу далее давно уже задуманную серию книг о пращурах славян: Яре, Вогумире, Бусе...
Художественная литература ныне оживает тут...
Поддержки исследованиям волжской письменности за все эти годы так и не последовало, хотя уже два десятка лет как об этой теме заявлено на разных площадках: теперь и здесь.
Едва теплится интерес к рунам «Велесовой книги», причем губят сей интерес разного рода неадекваты, авантюристы, плагиаторы и проч...
И нет у нас тех, кто мог бы, скажем, приравнять те же волжские манускрипты, скажем, ко "Рукописи Войнича", за расшифровку коей назначена баснословная сумма. А такого рода работа по дешифровке — заняла бы многие годы, без поддержки тут не обойтись. Вот нашёлся спонсор для "Веды славян", — и копия одной старой рукописи была выкуплена, потом переведена и опубликована. Будет ли то же для этих манускриптов, чтобы хоть выкупить их копию из гос. хранилища, — до сего времени неясно...
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси.