В 1896 году Нижний Новгород принимал гостей на XVI Всероссийскую художественно-промышленную выставку. Собственно она и являлась причиной появления трамвайной линии в городе.
Движение трамвайных вагонов обеспечивала электростанция, расположенная на Благовещенской площади. В левом крыле располагались посадочная станция фуникулера подъемника.
Похвалинская гора и электрическая станция
1904 - 1906 гг.
Автор: "Шерер, Набгольц и Ко"
Нижегородские склоны крутые и высокие и у первых трамваем не хватало мощности забраться наверх. Поэтому наверху и внизу были независимые ветки, а соединяли их фуникулёры.
Верхняя посадочная платформа располагалась на месте современной гостиницы Нижегородская. Здесь же была конечная остановка трамвая. Отсюда трамвай ехал по улице Похвалинской, далее по Малой Покровке.
Слева видно здание нынешнего Дома бракосочетания.
С малой покровки трамвай сворачивал на большую покровскую. Пути были одноколейными и на фотографии у государственно банка виден разъезд.
Покровская церковь (Церковь Покрова Пресвятой Богородицы): Год постройки:1719, 1823-1824 (колокольня), снесена в 1951 г.
Располагалась примерно на месте дома №30А
Далее пути выходили на площадь Минина и Пожарского, там трамвайные пути через ворота Кладовой башни были проложены на территорию Нижегородского кремля.
Сто лет назад началось движение по борьбе с туберкулезом. Нижегородский отдел Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом проводил «Дни белой ромашки» в 1911, 1912 и 1913 годах.
В этот день добровольцы-волонтеры распространяли цветки белой ромашки (отсюда и название акции) за пожертвование и раздавали листовки. Размер пожертвования не был фиксированным и составлял обычно от 3 копеек до 35 рублей. Цветы для акции частично покупались оргкомитетом, частично их предоставляла безвозмездно из своих оранжерей известная в городе меценатка купчиха В.М. Бурмистрова (урожденная Рукавишникова).
«День белой ромашки» имел определенные расписание и маршрут: утренний молебен у здания городской Думы (ныне областного суда), потом торжественное шествие по Большой Покровской, Лыковой дамбе, Зеленскому съезду и Рождественской улице и затем через плашкоутный мост - на ярмарку. Далее процессия двигалась по Нижегородской улице к цирку Никитиных, оттуда к Спасскому староярмарочному собору и затем - к Главному ярмарочному дому. После окончания шествия волонтеры расходились по заранее определенным для них участкам и там до позднего вечера занимались сбором средств. Так, в 1911 году было собрано более 20 000 рублей, что позволило построить санаторий для туберкулезных больных.
Трамвайные пути огибали главную кремлевскую площадь, проезжал мимо шатрового Архангельского собора и останавливался у здания нынешней Филармонии имени Мстислава Ростроповича
У часовой башни стоял посадочный павильон второго фуникулера. На нем можно было спуститься к началу торговой Рождественской улицы. По ней шел второй трамвайный маршрут
Для контраста фотография того же места, но немного с другого ракурса спустя ~25 лет
И для пущего контраста фотография из недалекого прошлого
Так трамвайный вагон доезжал до электростанции, а далее следовал по временному плашкоутному мосту (временный потому как действовал мост исключительно во время навигации).
...Плашкоутный мост один, через Оку, для соединения города с ярмаркой: он открывается 25 июня и снимается в конце сентября... Источник: "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" 1859 год Автор: Николай Иванович Храмцовский
Далее трамвай следовал уже по современным улицам Советская, площадь Революции и улицы Чкалова. Вторая конечная остановка трамвайной линии была территория XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки.
Центральный вход на выставку располагался на месте центрального входа в парк имени 1 мая.
В 1901 году продлили ветку от Большой Покровской до площади Горького, здесь рельсы поворачивали на улицу Горького и шли до площади Свободы и упирались в улицу Короткую (ныне это переулок Короткий)
В 1927 году появляется полноценное трамвайное кольцо. Новые рельсы протянулись по Пискунова, Большой Печерской, Сенной площади и части улицы Белинского
В 1939 году кольцо расширилось. Перенесли пути с Большой Покровской на Ильинку, Добролюбова, сделали разворотное кольцо на Черном пруду.
Так ранее называлась площадь Горького. Это фотография переходного периода. Еще видны рельсы уходящие на Большую Покровскую и уже есть рельсы в обе стороны улицы Полевой (ныне улица Максима Горького).
1947 – нынешний вариант трамвайного кольца сложился после Великой Отечественной войны. Так с улицы Горького трамвайные пути перенесли на параллельную ей улицу Белинского.