• Авторизация


История Трамвайной сети в Нижнем Новгороде 26-01-2021 21:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В 1896 году Нижний Новгород принимал гостей на XVI Всероссийскую художественно-промышленную выставку. Собственно она и являлась причиной появления трамвайной линии в городе.

Движение трамвайных вагонов обеспечивала электростанция, расположенная на Благовещенской площади. В левом крыле располагались посадочная станция фуникулера подъемника.

 
Похвалинская гора и электрическая станция 
1904 - 1906 гг.
Автор: "Шерер, Набгольц и Ко"

Похвалинская гора и электрическая станция
1904 - 1906 гг.
Автор: "Шерер, Набгольц и Ко"

Нижегородские склоны крутые и высокие и у первых трамваем не хватало мощности забраться наверх. Поэтому наверху и внизу были независимые ветки, а соединяли их фуникулёры.

 
Похвалинский элеватор 
1904 - 1906 гг.
Автор: "Шерер, Набгольц и Ко"
Похвалинский элеватор
1904 - 1906 гг.
Автор: "Шерер, Набгольц и Ко"
 
Буксир на Оке в ледоход 
1897 - 1900 гг.
Буксир на Оке в ледоход
1897 - 1900 гг.

Верхняя посадочная платформа располагалась на месте современной гостиницы Нижегородская. Здесь же была конечная остановка трамвая. Отсюда трамвай ехал по улице Похвалинской, далее по Малой Покровке.

 
План Нижнего Новгорода 1896 года - фрагмент карты
План Нижнего Новгорода 1896 года - фрагмент карты
 
Нижний Новгород 
Проводы Владимирской Оранской иконы Божией Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь
1896 - 1901 гг
Перекресток Малой Покровской и Большой Покровской
Нижний Новгород
Проводы Владимирской Оранской иконы Божией Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь
1896 - 1901 гг
Перекресток Малой Покровской и Большой Покровской
 
Пересечение Малой Покровской и Ильинской 
1905 - 1917 гг.
Пересечение Малой Покровской и Ильинской
1905 - 1917 гг.

Слева видно здание нынешнего Дома бракосочетания.

С малой покровки трамвай сворачивал на большую покровскую. Пути были одноколейными и на фотографии у государственно банка виден разъезд.

 
Здание Государственного банка 
1913 г.
Автор: Максим Петрович Дмитриев
Здание Государственного банка
1913 г.
Автор: Максим Петрович Дмитриев
 
Большая Покровская улица и Покровская церковь 
1904 - 1906 гг.
Автор: "Шерер, Набгольц и Ко"
Большая Покровская улица и Покровская церковь
1904 - 1906 гг.
Автор: "Шерер, Набгольц и Ко"
Покровская церковь (Церковь Покрова Пресвятой Богородицы): Год постройки:1719, 1823-1824 (колокольня), снесена в 1951 г.
Располагалась примерно на месте дома №30А
 
Схема трамвайных путей в Нижнем Новгороде на 1896 год
Схема трамвайных путей в Нижнем Новгороде на 1896 год

Далее пути выходили на площадь Минина и Пожарского, там трамвайные пути через ворота Кладовой башни были проложены на территорию Нижегородского кремля.

 
Благовещенская площадь. День "Белой ромашки" 
1912 г.
Автор: Максим Петрович Дмитриев
Благовещенская площадь. День "Белой ромашки"
1912 г.
Автор: Максим Петрович Дмитриев
Сто лет назад началось движение по борьбе с туберкулезом. Нижегородский отдел Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом проводил «Дни белой ромашки» в 1911, 1912 и 1913 годах.

В этот день добровольцы-волонтеры распространяли цветки белой ромашки (отсюда и название акции) за пожертвование и раздавали листовки. Размер пожертвования не был фиксированным и составлял обычно от 3 копеек до 35 рублей. Цветы для акции частично покупались оргкомитетом, частично их предоставляла безвозмездно из своих оранжерей известная в городе меценатка купчиха В.М. Бурмистрова (урожденная Рукавишникова).

«День белой ромашки» имел определенные расписание и маршрут: утренний молебен у здания городской Думы (ныне областного суда), потом торжественное шествие по Большой Покровской, Лыковой дамбе, Зеленскому съезду и Рождественской улице и затем через плашкоутный мост - на ярмарку. Далее процессия двигалась по Нижегородской улице к цирку Никитиных, оттуда к Спасскому староярмарочному собору и затем - к Главному ярмарочному дому. После окончания шествия волонтеры расходились по заранее определенным для них участкам и там до позднего вечера занимались сбором средств. Так, в 1911 году было собрано более 20 000 рублей, что позволило построить санаторий для туберкулезных больных.
 
Трамвай в Нижнем Новгороде 
1916 г.
Трамвай в Нижнем Новгороде
1916 г.

Трамвайные пути огибали главную кремлевскую площадь, проезжал мимо шатрового Архангельского собора и останавливался у здания нынешней Филармонии имени Мстислава Ростроповича

 
Собор Михаила Архангела 
1900 - 1915 гг.
Собор Михаила Архангела
1900 - 1915 гг.

У часовой башни стоял посадочный павильон второго фуникулера. На нем можно было спуститься к началу торговой Рождественской улицы. По ней шел второй трамвайный маршрут

 
Кремлёвский элеватор, башня и ярмарка 1
896 - 1905 гг.
Автор: В.И. Бреев
Кремлёвский элеватор, башня и ярмарка 1
896 - 1905 гг.
Автор: В.И. Бреев
 
Кремль. Верхняя станция кремлевского элеватора 
1896 - 1917 гг.
Кремль. Верхняя станция кремлевского элеватора
1896 - 1917 гг.
 
Нижний Базар - Улица Рождественская 
1900 г.
Слева два корпуса Гостиного двора, впереди Козьмодемьянская церковь
Фотография сделана в районе площади Народного единства
Нижний Базар - Улица Рождественская
1900 г.
Слева два корпуса Гостиного двора, впереди Козьмодемьянская церковь
Фотография сделана в районе площади Народного единства

Для контраста фотография того же места, но немного с другого ракурса спустя ~25 лет

 
Рождественская улица 
1925 - 1927 гг.
Рождественская улица
1925 - 1927 гг.

И для пущего контраста фотография из недалекого прошлого

 
Вид улицы Рождественской 
1890 - 1895 гг.
Вид улицы Рождественской
1890 - 1895 гг.

Так трамвайный вагон доезжал до электростанции, а далее следовал по временному плашкоутному мосту (временный потому как действовал мост исключительно во время навигации).

...Плашкоутный мост один, через Оку, для соединения города с ярмаркой: он открывается 25 июня и снимается в конце сентября... Источник: "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" 1859 год Автор: Николай Иванович Храмцовский
 
Вид на плашкоутный мост 
1896 год
Вид на плашкоутный мост
1896 год

Далее трамвай следовал уже по современным улицам Советская, площадь Революции и улицы Чкалова. Вторая конечная остановка трамвайной линии была территория XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки.

 
Главный вход на Всероссийскую промышленную и художественную выставку 
1896 год
Главный вход на Всероссийскую промышленную и художественную выставку
1896 год

Центральный вход на выставку располагался на месте центрального входа в парк имени 1 мая.

 
План XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки
План XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки

В 1901 году продлили ветку от Большой Покровской до площади Горького, здесь рельсы поворачивали на улицу Горького и шли до площади Свободы и упирались в улицу Короткую (ныне это переулок Короткий)

 
Схема продленной трамвайной ветки в Нижнем Новгороде в 1901 году
Схема продленной трамвайной ветки в Нижнем Новгороде в 1901 году
 
Улица Короткая в промежутке современных улиц Семашко и Максима Горького Источник: План Нижнего Новгорода 
1859 год
Улица Короткая в промежутке современных улиц Семашко и Максима Горького Источник: План Нижнего Новгорода
1859 год

В 1927 году появляется полноценное трамвайное кольцо. Новые рельсы протянулись по Пискунова, Большой Печерской, Сенной площади и части улицы Белинского

 
Трамвайное кольцо Нижнего Новгорода в 1927 году
Трамвайное кольцо Нижнего Новгорода в 1927 году

В 1939 году кольцо расширилось. Перенесли пути с Большой Покровской на Ильинку, Добролюбова, сделали разворотное кольцо на Черном пруду.

 
Трамвайное кольцо Нижнего Новгорода в 1939 году
Трамвайное кольцо Нижнего Новгорода в 1939 году
 
Площадь им. 1 Мая 
1935 год
Автор: Кузнецов Лев Александрович
Площадь им. 1 Мая
1935 год
Автор: Кузнецов Лев Александрович

Так ранее называлась площадь Горького. Это фотография переходного периода. Еще видны рельсы уходящие на Большую Покровскую и уже есть рельсы в обе стороны улицы Полевой (ныне улица Максима Горького).

1947 – нынешний вариант трамвайного кольца сложился после Великой Отечественной войны. Так с улицы Горького трамвайные пути перенесли на параллельную ей улицу Белинского.

 
Трамвайное кольцо Нижнего Новгорода в 1947 году
Трамвайное кольцо Нижнего Новгорода в 1947 году

История Трамвайной сети в Нижнем Новгороде

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История Трамвайной сети в Нижнем Новгороде | Оксана_Лютова - Хочу все знать... или понемногу обо всем | Лента друзей Оксана_Лютова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»