Подтверждение этих потребностей организмом матери имеет
далеко идущие последствия для психофизического развития ребенка.
Здесь рассматриваются нижеследующие 4 уровня (уровни, которые
имеют особую значимость в телесно-психотерапевтической практике).
Опыт научения на телесном уровне
--------------------------------
На этом наиболее фундаментальном уровне индивид познает, что
он может доверять своим телесным импульсам и следовать им. Плод
может отдать себя пульсациям жизни: чередованию активности или
пассивности, напряжения или расслабления, активного "делания"
или простого присутствия. Саморегулирующиеся вегетативные
функции его тела могут развиваться беспрепятственно. Тело
ребенка испытывает наслаждение в океаническом, насыщенном
энергией существовании и беспрепятственном движении в
пространстве. Индивид на этом уровне привязан к своему
телесному "Я" (self). Я - это мое тело, мое тело - это Я.
Опыт научения на психологическом уровне
---------------------------------------
Неосознаваемое эмоциональное существо занимает центральное
место в опыте объединительной привязанности. Ребенок живет
в своем бессознательном. В течение всей жизни он не оставит этой
основы своего бытия. Бесознательное будет отодвигаться все
дальше и дальше на задний план, в то время как осознаваемые
чувства и действия происходят из этих "диффузных истоков":
возникают идеи, являются озарения-инсайты, поднимаются эмоции,
слова приходят как бы сами собой и т.д . Датский специалист
по психологии развития Фоссен (Vossen) описывает это следующим
образом: "Этот способ выражения затрагивает [...] индивида до
такой степени, в которой он диффузно, эмоционально, неясно
сознательно или бессознательно участвует во взаимодействии с
миром, с людьми и своим собственным опытом. Это опыт того,
чтобы быть участником, быть включенным и принятым, [...] быть
связанным с другими, быть эмоционально вовлеченным, позволять
чему-либо происходить или что-либо испытывать. Это относится к
объединяющей части опыта и [всей] личности; создает основу,
сердцевину и цельность индивида, его интеграцию. Это - матрица
всего опыта, всех эмоций" (Vossen, 1970). Один из первых
психоаналитиков Отто Ранк высказывает сходную точку зрения
в примечательном утверждении, связывающем эмбриональный опыт
с бессознательным и фрейдовским "Оно" ("Ид"): "первично
психологическое, истинно бессознательное, оказывается
эмбриональным аспектом психики, который существует
неизменноым в растущем "Я". Этот аспект подразумевается
в психоанализе под термином "Ид" (цит. по Janus, 1993). Говоря
кратко: испытываемый индивидом эмоциональный опыт формирует
его психологическое "Я". Я - это мои эмоции, мои эмоции -
это Я.
Опыт научения на социальном уровне
----------------------------------
На уровне отношений - в данном случае полной зависимости от
матери - индивид познает на самом фундаментальном уровне, что
он может создавать свою целостность в отношениях с другими. А
именно то, что "внешний" мир может бережно хранить и
поддерживать его. Это - основа базового чувства доверия,
которое позволяет людям вступать в близкие взаимоотношения и
является существенным для мгновений блаженства, испытываемого
в моменты подчинения или [эмоционального] слияния с ними.
Здесь находятся корни стремления мирно сосуществовать во
взаимном согласии и способности эмоционально резонировать с
другими человеческими существами. Это индивидуальный опыт
соединения собственного "Я" с "Я" других людей. Я - это ты,
ты - это я.
Опыт научения на духовном уровне
--------------------------------
То, что существование до рождения может включать ощущения,
которые можно описать не иначе, как духовные - это наблюдение,
которое неоднократно упоминает С.Гроф в своих описаниях опыта,
полученного людьми под воздействием ЛСД: "Опыт непотревоженной
пренатальной жизни [...] включает блаженное, неразделяемое,
океаническое состояние сознания [...] опыт космического
единства [...] участники экспериментов заявляют о полной потере
своего "Я" и в то же время говорят, что их сознание расширилось
настолько, чтобы воспринимать всю вселенную. Они чувствуют себя
поглощенными благоговением, смиренными и совершенно
незначительными и в то же самое время испытывают чувство
потрясающего достижения [...] иногда даже идентичности со
Всевышним... Это чувство слияния с окружающим миром и ощущения
единства воспринимающего с воспринимаемым объектом"
(Grof, 1983; in Janus, 1993). Для достижения подобных
состояний психодинамическая телесная психотерапия не использует
медикаментов, но именно это происходит с помощью
психотерапевта, который символически выполняет роль
заботливого "как бы" - внутриутробного окружения. Это
столкновение может приводить к достижению духовного опыта,
который произрастает из глубинного контакта с другой личностью.
С этой точки зрения духовные привязанности очень тесно
переплетаются с социальными привязанностями. Они проявляют себя
в чувствах привязанности и любви к другим людям, человечеству
в целом, природе и другим живым существам. Индивид ощущает
себя взаимосвязанным со всем сущим. Я - это все, все - это я.
------------------------
Комментарий переводчика.
Описываемые И.Кренц психологические состояния, используемые
в телесной психотерапии (см. выше) - "мгновения блаженства и
эмоционального слияния" или "слияния с окружающим миром" - это
и есть упомянутые нами ранее измененные состояния сознания.
Когда взрослый человек испытывает особые состояния сознания,
как бы возвращаясь в детство, в период внутриутробного развития
и связанные с переживанием океанического блаженства, единства
со всей Вселенной, возвышенного экстаза, "прорыва" в сферы
высшего состояния бытия и сознания и проч.- то ранее казавшиеся
для него неразрешимыми проблемы становятся мелкими и
несущественными. А обременявшие его стрессы, навязчивые
негативные мысли и банальные житейские перипетии, до того
занимавшие его чувства, как бы растворяются в этом состоянии
единства с миром... и уходят прочь. Подобный способ выхода за
пределы обыденности и разрешения, "снятия" противоречий -
фундаментальный механизм психотерапии (впрочем, общий с
религией - особенно наглядны здесь параллели с восточными
религиозно-философскими воззрениями о единстве мира).
И.Кренц "Свобода через связывание. О психодинамической телесной психотерапии"
(Freedom through Bonding. On the Nature of Psychodynamic Bodytherapy - Hamburg,
1999).