Это цитата сообщения
Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщениеБартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682)
[608x699]
За неординарными людьми всегда тянется шлейф легенд и выдуманных историй. Если верить молве, этот испанский художник был сыном богатых и известных родителей, неоднократно совершал путешествия в Италию и даже в Америку, учился у самого Веласкеса. На самом деле многое в биографии художника — лишь вымысел.
Он был четырнадцатым ребенком в отнюдь не знатной семье севильского цирюльника Гаспара Эстебана. В 1627 г. умер отец, а через год и мать, Мария Мурильо, фамилию которой возьмет впоследствии Бартоломео, когда станет знаменитым.
Ну а пока мальчика стала воспитывать сестра Марии.
Тетка была замужем за известным врачoм Севильи, обеспеченным человеком, потому увлечение Бартоломео рисованием поощрялось. Супруги отдали его в ученики к Хуану де Кастильо (1584-1640), художнику, рисовавшему в духе испанских романистов XVI в., который приходился родственником его матери
В 1639 г. учитель покинул Севилью ради Кадиса, города, постепенно становившегося «главными испанскими воротами в Новый Свет», а значит, финансовым и культурным центром страны.
Автопортрет 1670
Мурильо не поехал с учителем, предпочитая остаться независимым. Оставшемуся не у дел, ему ничего не оставалось, как заняться торговлей. Для севильской ярмарки свободный художник производил самый ходовой товар—картины религиозного содержания. Писать их приходилось быстро, отсюда в ранних работах — некоторая неуверенность рисунка и сухость выполнения.
Желание усовершенствоваться привело его в Мадрид. Здесь судьба свела его со знаменитым Веласкесом, который помог молодому художнику получить разрешение на копирование находящихся в королевских дворцах полотен Тициана, Рубенса, Ван Дейка. Пребывание в столице и знакомство с лучшими образцами европейской живописи послужили хорошей школой для Мурильо.
Он возвратился в Севилью в 1645 г. совсем другим художником и вскоре получил заказ на 11 картин для местного монастыря францисканцев.
Мурильо должен был показать историю нищенствующего ордена с дней его основания.
Пытаясь сохранить собственный стиль и в то же время угодить заказчикам, в 1645-46гг он создал очень разные по настроению картины. Трудно представить их вместе, но все эти полотна объединяет присущее Мурильо стремление к реализму. Возможно, в разных работах проявилось влияние работ Веласкеса, Риберы и других испанских художников того времени.
[529x700]
"Се Человек!" 1668-70
[529x700]
"Мать Скорбящая" (Dolorosa) 1660-1670
[514x700]
"Непорочное зачатие" ок. 1680, Эрмитаж
Работа над этой серией совпала с важным событием в личной жизни Мурильо. 26 февраля 1645 г. он женился на донье Беатрис Сотомайор-и-Кабрера. Скорее всего, молодые люди были знакомы с детства. Дядя невесты, ювелир Томас де Вильялобос, жил в том же квартале, где и воспитавшая Мурильо тетка. Приданое Беатрис составила небольшая рента с родительского поместья. Для молодого художника с нестабильным заработком это было очень кстати.
[513x700]
"Поклонение пастухов" 1646-1650. Эрмитаж
[700x278]
"Кухня ангелов" 1646, Лувр
[600x556]
"Блаженный Жиль перед Григорием IX 1645-1646
Через год, в марте 1646 г., у Беатрис и Бартоломео родился первый ребенок, дочь Мария. Несмотря на очень скромный достаток, Мурильо был очень счастлив. Это чувствуется, когда смотришь на огромные полотна, написанные им после свадьбы.
[700x527]
"Отдых на пути в Египет" ок. 1665, Эрмитаж
А в 1649 г. в Севилью пришла новая беда — чума. За время эпидемии умерло две с половиной тысячи человек — полгорода. Страшная болезнь, казалось, не коснулась семьи Мурильо. К этому времени он с женой воспитывал уже троих детей. Но в 1650 г. умерла любимица, четырехлетняя Мария. В год смерти дочери у Мурильо родился сын Хосе Эстебан.
[505x700]
"Младенец Иисус, уколовшийся терновым венком" 1655-1660, Эрмитаж
В это трудное для Севильи время Мурильо обращается к общественной жизни. В 1652 г., после одного из городских бунтов, город избрал его в качестве историографа. Вскоре художник понял, что работа только в монастырских застенках успеха не принесет. Он решил бороться за признание широкой публики.
[497x700]
"Выпечки лепешек" 1645-50, Эрмитаж
[700x470]
"Сон Иакова" 1660-1665, Эрмитаж
В картинах, написанных им в этот период (1647-1654 гг.), меньше творческой самобытности и больше стремления понравиться всем. Ведь художественный рынок требовал не только таланта, но и особой, экономической сноровки. А она у Мурильо была.
Художник сумел убедить «денежные мешки» города в том, что его живопись — чрезвычайно выгодное вложение капитала. Ради выгодной торговли он обратился к серийности. Например, существует два очень похожих варианта «Бегства в Египет». Обе картины написаны во фламандской манере. И неудивительно: в Севилье проживало много купцов с Севера Европы. Испанские бедствия их не коснулись, потому они были очень выгодными покупателями. И бывший торговец религиозными картинками на севильской ярмарке вышел на более высокий уровень.
[574x700]
"Покаяние святого Петра" 1645-50
[700x629]
"Освобождение апостола Петра" 1665-67
[565x700]Эрмитаж
"Мальчик с собакой" 1655-60, Эрмитаж
Для свободной продажи им были написаны различные варианты мадонн. Замечательно то, что Матерь Божья у Мурильо — всегда прекрасная андалузка, смуглая девушка с красивыми, миндалевидными глазами. Он мастерски сумел передать на этих полотнах и глубокое счастье материнства, и неувядающую красоту севильских женщин. Недаром Мурильо получил прозвище — «художник Мадонн».
[528x700]
"Благовещение" конец 1660-х, Эрмитаж
Не остался «свободный торговец» и без официальных заказов. Он пишет «Тайную вечерю» для Санта Мария ла Бланка(1650г),
[586x700]
"Тайная вечеря" 1650-e
«Непорочное зачатие» для евангельского архиепископа(1652г), «Св. Исидора» и «Св. Мандра» для кафедрального собора (1655г).
[550x664]
"Св. Исидор" 1645 Севилья. ризница соборa
[550x656]
"Св. Леандр" 1655
Для севильского монастыря Сан Клементе, Мурильо написал две картины, посвящённых чудесам, совершённым Девой Марией.
Истинное признание пришло к художнику в 1656 г., когда капитул собора (церковный совет) назвал Мурильо лучшим живописцем Севильи и заказал ему картину «Видение Св.Антония Падуанского». За нее он получил огромную сумму — 10 тысяч реалов.
[467x700]
"Видение Св. Антония Падуанского" между 1660 и 1680 годами, Эрмитаж
Теперь Мурильо — преуспевающий деловой человек. Тысячи реалов были вложены им в торговое предприятие в Америке. Он взял в аренду для своей семьи роскошный особняк. В его доме появились рабы.
По некоторым данным, в начале 1660-х гг. художник ездил в Мадрид.
Известно, что в 1660 г. после смерти великого Веласкеса король пригласил на вакантное место придворного художника Мурильо, но тот... отказался.
[574x700]
"Непорочное зачатие" между 1645 и 1655, Эрмитаж
[700x474]
"Благословение Иакова Исааком" ок. 1660, Эрмитаж
[497x700]
"Святой Иосиф, ведущий младенца Христа" 1670-1675, Эрмитаж
[429x700]
"Распятие на кресте" 1675-82, Эрмитаж
Чтобы упрочить свое положение, Мурильо в 1662 г. вступил в орден тертиариев Св. Франциска. Эта организация напоминала масонские ложи, а членство в ней могло помочь росту карьеры. Несколько раньше, в 1660 г., Мурильо основал и возглавил в Севилье Академию художеств. Она была организована по типу акционерного общества: формального владельца не было, а средства собирались среди ее учащихся. Здесь впервые стали официально изучать обнаженную натуру. В 1664 г., вследствие борьбы за лидерство, пост президента получил Вильдес Леаль. С тех пор Мурильо больше не интересовался своим детищем.
1 января 1664 г. произошло страшное событие, разделившее жизнь Мурильо на две половины: прошлую — счастливую, светлую и будущую — мрачную, как склеп. Он похоронил жену. На руках у него осталось пятеро детей. Два года после смерти любимой Мурильо практически не рисовал. Художник словно остановился и задумался: «Ради чего я всю жизнь работал, гнался за золотой монетой?» Особняк Мурильо сменил на скромное жилище при госпитале Ла Каридад. Возведенное с таким упорством здание благополучия дало трещину.
Однако, жизнь шла своим чередом. В 1665 г. художника пригласили декорировать церковь Санта Мария ла Бланка. Oн должен был украсить купол храма. Для этого Мурильо создал несколько холстов в форме тетивы с луком. Горожане назвали эти работы «мендос пунтос» (аркообразные).
[700x350]
"Рождение Девы Марии" 1661
[700x442]
"Явление Непорочной Девы" 1665
Кажется, порой художника покидает печаль. «Что за насыщенный солнцем кусок живописи! — писал о полотне, написанном для церкви Санта Мария ла Бланка, один из исследователей творчества Мурильо.
Семидесятые годы XVII в. стали самым продуктивным периодом в творческой жизни художника. Еще в 1665 г. Мурильо был принят в Братство Милосердия. Он написал немало картин для этого духовного учреждения.
В последние годы жизни художник много писал. Но трагические нотки, появившиеся в его творчестве после смерти жены, снова и снова «звучат» на полотнах. Мурильо обратился к теме мученичества
Жизненный путь Мурильо оборвался внезапно. Он впервые отправился украшать чужой город, собор в Кадисе, и во время работы сорвался с лесов. Мурильо еще успел вернуться в Севилью. Но фортуна, словно не простила измены родному городу — 3 апреля 1682 г. художник умер.
Говорили, что художник умер в бедности. Это, действительно, странно. Он выполнял большое количество заказов и вёл умеренный образ жизни. Ближе к правде версия, что он пожертвовал деньги религиозным организациям, членом которых он был.
После смерти он оставил очень скромное состояние, но много учеников и последователей. Его творчество оказало большое влияние на более поздних испанских художников. Благодаря Мурильо, искусство Испании было впервые признано в Европе как нечто, достойное подражания.
[642x700]
"Младенцы Иисус и Святой Иоанн" 1655-60
[535x700]
"Святое семейство" 1660-70
[700x478]
"Две женщины за решеткой" (вторая половина XVII века)
[497x700]
"Смерть инквизитора Педро де Aрбуэса" ок. 1664
[700x414]
"Овцы на водопое" вторая половина XVII века
[492x700]
"Кающаяся Магдалена" 1669
[550x700]
"Святое семейство с Иоаном Крестителем и Св. Елизаветой" 1665-70
[512x700]
"Христос в Гефсиманском саду" 1670-e
[505x700]
"Раскаяние Св.Петра" 1670-e
[470x700]
"Видение Св.Франциску" 1667-70
[476x700]
"Cв. Августин, моющий ноги Христу" 1650-55
[481x700]
"Cвятая Роза Лимская" ок. 1670
[478x700]
"Крещение Христа" ок. 1655
[417x590]
"Две Троицы" между 1675 и 1682 годами
[590x699]
"Св. Бонавентура и Св.Леандр" 1665
[476x700]
"Св. Августин Гиппонейский" 1670-e
[500x700]
"Св.Анна и Мария" (Обучение Марии) 1665
[583x700]
"Св Юстина и Св. Руфина" ок. 1665
[542x700]
"Поклонение волхвов" 1655-60, музей Толедо
[483x700]
"Св.Иероним" 1678-80
[547x700]
"Св.Бернардо перед Богоматерью" (Чудо лактации) 1655-60
[570x700]
"Святое семейство с ребёнком Иоанном Крестителем" 1655-1660
[700x521]
"Страдания Св.Андрея" 1675-82
[541x700]
"Явление и дар Богородицы Святому Ильдфонсo" 1650-e
[491x700]
"Св. Франциск Ассизский" ок 1647
[566x700]
"Апостол Сантяго" (Св.Яков) 1655
[554x700]
"Cв.Иоанн Креститель в детстве" 1660-e
[557x700]
"Добрый пастырь" 1660
[700x569]
"Поклонение пастухов" 1650-55
[670x601]
"Авраам и три ангела" 1670-1674
[700x539]
"Возвращение блудного сына" 1668 Вашингтон, Национальная галерея
[463x700]
"Мадонна с Младенцем" 1660-1665
[453x700]
"Мадонна с Младенцем" ок. 1672
[471x700]
"Мадонна с Mладенцем, с чётками" 1650-55
[463x700]
"Мадонна с чётками" 1650
[588x700]
"Младенец Иисус даёт хлеб паломникам" 1678 Художественный музей Будапешта
[559x700]
"Девушка с цветами" 1660-e
[571x700]
"Портрет Николаса Омаcура" 1642
[487x700]
"Портрет аристократа" 1670
[600x529]
"Св.Салвадор Орта и инквизитор Арагона" 1645-46
[473x700]
"Непорочное зачатие" 1645-50
[526x700]
"Мария с Младенцем и играющие ангелы" ок. 1675
[700x539]>
"Святое Cемейство с птичкой" 1650
[650x589]
"Христос, излечивающий паралитика" 1667-70 Лондонская Национальная галерея
[589x456]
"Четыре фигуры на ступеньке" 1655 Форт-Уэрт. Техас, США
[500x669]
"Смеющийся мальчик" 1670-e, Частное собрание, Мадрид