• Авторизация


Юрий Борисович Норштейн. Мастер и упёртый гений 13-06-2010 03:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Он дитя войны, он не закончил высшего образования, ну просто потому што нужно уметь быстро на вопросы отвечать.. а как можно отвечать, не подумав?.. хороший ответ это законченная мысль, это маленький сюжет, это мучительный вывод.
Вот так он и живёт, этот большой дядя, этот прекрасный человек - каждую свою мысль и каждый поступок наделяя смыслом. Он не умеет работать, жить, разговаривать в пустоту. Ему нужно достучаться, обспорить, а еще лучше - изобразить и доказать.
Я все время, реально, постоянно открываю в Юрии Борисовиче какие-то новые слои. То, как трепетно он относится к своим детищам, своим кадрам, - достойно нижайшего преклонения и поглощения этого опыта теми самыми слоями, и все правильно, и все мудро, и все-все увязано в тонкую и лёгкую ниточку, за которую хочетца хвать - и держаться постоянно, чтобы иметь при себе натуральный образец человека, умеющего осмысливать воздух в осязаемое вещество. Чтоб пробирало! В случае Юрия Борисовича это вещество - свет из кадра.

Так вот, сегодня я посетила очередную выставку в Галерее на Солянке, организованную с участием Юрия Норштейна и его жены Франчески Ярбусовой, которая как раз занимается тем, что придает мысли Мастера правильную форму, именно рисует придуманные образы.

[699x466]

Аллегоричность и символичность. Образы фильмов Норштейна изучаются только кадр за кадром, и никак иначе. Любую из его работ можно ставить на паузу каждую секунду, и конкретно у этого момента стопроцентно есть своя собственная, личная и часто грустная история.
Многослойность - это еще и способ. Года три тому была я на выставке Норштейна в ГМИИ им. А.С. Пушкина, так там показывали эти его стеклянные слои на примере "Ёжика в тумане" - первый с кустиком, второй с Ёжиком, третий с травинками и узелком, четвертый с лошадью... Когда в студию во время съемок заходили люди и говорили - "чей-то как-то пыльно у вас" - слышали в ответ "вот только не вздумай дунуть или чихнуть!!"
Потому что именно эта тонкая пыль и создавала прозрачность и лёгкость воздуха, помните? от тумана и льющегося из кадра света исходит зябкая влажность, даже жалко Ёжика становится.

А на выставке "Большие глаза войны" показаны были кадры из "Сказки Сказок", потому что тема войны там была зашита в канве, в основе детских воспоминаний Юрия Борисовича, о которых он любит рассказывать.

Вот например. Самая первая картинка, которая сидела в голове Мастера, когда фильм только-только начинал зарождаться и обретать мысленные образы.

[699x466]

Это - длинный ряд тумбочек, которые выносили из домов в Марьиной Роще - место, где прошло детства Юрия, - выносили во двор, когда отмечали свадьбы и похороны, дни рождения и проводы на войну... Тумбочки накрывали длинной белой скатертью, ставили немудрящие угощения и рассаживались, и пели, и выпивали, а потом были танцы под граммофон...


Вот она Марина Роща, снятая Норштейном накануне полного уничтожения экскаваторами

[699x466]

[700x481]

[700x527]

[699x466]

Еще одно воспоминание, вошедшее в "Сказку" (И моя любимая история)
Глаза главного героя, Волчка. Когда был придуман образ домового Марьиной Рощи, духа этого живого и дышащего места, его изображение долго висело над столом Юрия Борисовича, с зияющими дырами вместо глазниц.
И никак не получалось найти подходящие глаза для него.
А нашлись они благодарю такому случаю - сын знакомой, любознательный мальчик, подобрал на улице скомканный лист бумаги, принес домой. Это оказался лист из французского журнала, и он попался на глаза Норштейну. На листе был изображён котенок, которого вытащили через секунду после того, как утопили. Спасли. А фотограф тут же поймал кадр. Вот и получилось так, что один глаз кота уже где-то в потустороннем мире, а другой горит бешеным огнем. Ну натурально Воланд. Юрий Борисович схватил листок, побежал к жене и потребовал сделать Волчку именно ЭТИ глаза:


[493x699]

[699x466]

[646x699]

Рассказывать о Норштейне можно бесконечно, ибо он не-ис-чер-паем!
Я фанат абсолютный и законченный.
Покажу еще картинки с выставки. Кстати, думала, в субботу будет вал народа, так залы почти пустые были.



[699x466]
Волчок, длинный кадр в мультфильме. Глаза. приближение. Вот она, душа Марьиной Рощи.


[699x466]
На каждом этаже показывали кино о Мастере и с его участием.

[699x466]
рабочий стол у него просто потрясающ!


[699x466]

[699x466]

[699x466]
Эти слюдяные детальки к мультику


[699x466]

[699x466]

[699x498]
[699x466]
[700x510]
[699x466]
[699x466]

[699x466]

Помимо картинок на выставке присутствовали артефакты
[699x466]

[466x699]
[699x466]
[699x466]

В общем-то, это крохи малявочные из всего необъятного профессионального и личного опыта человека и признанного гуру мультипликации, изматывающе дотошного (по словам коллег) труженика и бесконечно преданного своему делу работяги.


[653x522]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
colore 13-06-2010-08:38 удалить
Потрясающе! С удовольствием посетила бы подобную выставку. На мой взгляд, очень интересно подан материал.
colore, выставка проходила прямо под носом, в 2 минутах ходьбы от офиса, а я сунулась в последний день. Спасибо) но он же реально потрясающ.
Disko_Partizan 19-08-2010-09:04 удалить
Ася, спасибо за рассказ..я так и не смогла свои впечатления утрясти и внятно рассказать-показать. Воспользуюь твоим ...
утащу себе на память.
Я не дошла до аукциона, но приобрела его Волчка с автографом...
Disko_Partizan 19-08-2010-09:05 удалить
ps купила там себе шляпку)


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Юрий Борисович Норштейн. Мастер и упёртый гений | Шайка-Лейка - верните в семью хромоногую лошадь | Лента друзей Шайка-Лейка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»