• Авторизация


Модель современной режиссуры на сцене Мариинки 19-01-2010 12:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


\"опера\"

Как возникает художественное произведение? Например, спектакль Например, оперный Спектакль как художественное произведение возникает одним-единственным способом Через сердце его создателя (создателей) проходит та самая знаменитая гейневская трещина, расколовшая мир Иными словами: художник одушевляется какими-то чувствами и мыслями, у него что-то болит нестерпимо или делает его столь же нестерпимо счастливым (или то и другое одновременно, как чаще всего и бывает), и он реализует эти размышления и переживания в формах художественного творчества Конкретно: в оперном спектакле

И никак иначе Произведения, созданные всеми остальными способами, не являются художественными, но представляют собой продукт деятельности театрально-зрелищного предприятия, который в лучшем случае помогает его посетителям релевантно скоротать досуг

Постановка оперы Гектора Берлиоза «Троянцы», премьеру которой Мариинский театр показал в конце декабря, таки содержит в себе элемент художественности Даже два Они не спасли, конечно, целого, но зато позволяют поговорить немного об общих, типа, трендах в жизни крупнейшего российского оперного дома, а не ограничиться фельетоном (материала для которого, впрочем, пятичасовой спектакль навалил кучу)

Первое явление художественности заключается в том, что художественный руководитель Мариинского театра дирижер Валерий Гергиев любит музыку Самую разную И реализует любовь за пультом То есть когда Гергиев выбирает какое-то сочинение -- это значит, оно его увлекает, он видит в нем смысл и красоту, которыми хочет поделиться с публикой И это есть истинно художественный импульс

В отношении громадной дилогии Берлиоза, написанной по мотивам «Энеиды», как раз уместно убеждать делом, что она заслуживает внимание целого зрительного зала, а не только может служить учебным пособием для немногих изучающих оркестровку Достоинства «Троянцев», как показали полтора века их бытования в музыкальной литературе, не самоочевидны, и коль скоро Валерий Гергиев их находит -- он их и демонстрирует

Музыкальные достоинства он предъявил в нескольких концертных исполнениях оперы Со сценическими достоинствами вышло хуже

Постановку поручили «Ла фура дельс Баус» -- каталонской артгруппе, специализирующейся на всяких крупномасштабных зрелищах Почему? Потому что если конъюнктура прикажет, у нас оперным режиссером становится любой Когда-то оперные режиссеры были людьми, во-первых, музыки, и, во-вторых и в главных, -- культуры Они играли клавир и читали партитуру И либретто на языках оригиналов И все знали про эпоху создания оперы и про эпоху, в ней изображенную И когда Мейерхольд изменял время действия «Пиковой дамы» -- он делал это, глубоко понимая Пушкина, русские XVIII и XIX века (я уж не говорю о его выдающейся музыкальности) Сейчас это делается абсолютно произвольно, и во все оперы подряд пихается дурацкая политика, от Гитлера до Бен Ладена Не потому, что, как потом кудахчут «драматурги» в буклетах, режиссер озабочен проблемой тоталитаризма, а также отчуждения в современном обществе, но потому, что фантазия режиссера ничем, кроме телевизора, не питается А в русских операх сбылись все анекдоты: Грозный (он же Сталин), прозванный за свою жестокость Васильевичем, жрет водку под развесистой клюквой Вопиющая и возмутительная несправедливость: не то что за дирижерский пульт, а за последний пульт в группе вторых скрипок не попадешь, не отучившись минимум пятнадцать лет, зато чтобы занять режиссерское место, не потребно ничего, кроме нахальства и агрессивного невежества

Итак, «Троянцы» Могучий интеллект режиссера Карлуша Падриссы оперативно опознал в названии оперы Берлиоза семантическое сродство с трояном, компьютерным вирусом Раз так -- значит, все происходит в компьютерную эру

Согласитесь, от глубины этой мысли дух захватывает как-то не полностью Других, однако, нет Зато есть огромный массив музыки, то бишь музыкального времени, которое надо хоть как-то провести на сцене Эта проблема возникает всякий раз, когда режиссер не занимается художественной деятельностью Потому что если он занимается художественной деятельностью: избывает свою боль и т д , см выше, -- его фантазия творчески осваивает все пространство-время произведения, тогда нет лишних нот Если же режиссер жил себе не тужил без всякого Берлиоза с его «Троянцами», но тут поступил заказ (надо думать, выгодный, постановка -- копродукция с валенсийским и польским театрами), не отказываться же на том лишь пустячном основании, что сказать через это произведение нечего Произведение становится детской книжкой «Раскрась!» (этот призыв выразительней звучит по-украински: «Расфарбуй»)

Вот «Ла фура » и расфарбовывает Само собой, искрится и клубится видеографика (Франка Алеу) Ездит на колесах изрядный троянский конь, сложенный из яйца и блестящих алюминиевых супрематических плоскостей Яйцо облеплено открытыми ноутбуками, потом хор предпримет с этими ноутбуками разные маневры, демонстрируя на мониторах всякую всячину, а под конец несколько десятков мониторов, укрепленных на какой-то полусфере, изобразят пламена, и эта совокупная картинка образует костер для Дидоны Наряды хора не оставляют сомнений, что художник по костюмам Чу Урос, кроме телевизора, видел еще и «Звездные войны» Впрочем, не могу не признать: Джордж Лукас создал матрицу столь убедительную, что современное банальное сознание, вознамерившееся поупражняться на темы космоса и будущего, объехать ее на кривой козе просто не может

Зато Кассандру вывозят отнюдь не на козе, а в кресле-каталке, хотя, как тут же обнаруживается, троянская принцесса вполне способна ходить на своих двоих Да еще и парить -- когда ей приходит пора во избежание греческого плена покончить с собой, ее тросами вздымают на воздух (вызывает уважение профессиональная самоотверженность выдающегося драматического сопрано Ларисы Гоголевской -- весьма корпулентной женщины) Вися, Кассандра, хоть и не с первой попытки, распарывает у себя на теле емкость с жидкостью, каковая жидкость, изливаясь, вызвала немалое оживление в публике Тем временем опустился белый суперзанавес, и еще две какие-то подвешенные неподалеку дамы стали вскрывать прикрепленные к нему мешочки с красной краской Которая и потекла по белому -- так ведь говорю же: раскрась!

А некто Эмиль Фаски раскрасил убогой графоманской хореографией большой симфонический кусок партитуры Вот не припомню: Илас летал до этого или после? Илас -- это молодой моряк, ему написана большая ария про красоты родной Фригии Отважный тенор Дмитрий Воропаев исполнил ее, будучи заключен в скафандр и перемещаем под колосниками на тросах, к тому же прикрепившись пуповиной к летательному аппарату: надо разуметь, то был выход в открытый космос

Вообще тросы -- идея фикс гг Падриссы и художника-постановщика Ролана Ольбетера Например, арии Дидоны расфарбованы тем, что царицу Карфагена то спускают на укрепленном на тросах креслице, то поднимают Все это, надо сказать, становится спектаклем в спектакле: тросы заедают, веревки путаются, страховочные пояса не застегиваются Занавески цепляются за части декораций, их отцепляют, надувные трубы, изображающие, судя по всему, воздуховоды на космической станции, тоже так сразу не уберешь, а прежде на таких трубах во всю диагональ зеркала сцены корячились какие-то неустановленные лица, изображавшие в свою очередь вместе с трубами морских змеев, пожравших Лаокоона в общем, к прописанным в опере мучениям троянцев и карфагенян следует прибавить балет «Мучения постановочной части»

Вторичное пламя компьютерного костра послужило непреднамеренной, но точной метафорой происходящего в этот вечер в театре И почти в каждый другой вечер в каждом другом оперном театре Театр давно стал частью индустрии entertainments, задача которой -- сжигание свободного времени Вот и получается, что сначала изготовители спектакля вынуждены сжигать время, в течение которого должна звучать музыка, а лицезрение этого процесса становится для досужего человека, купившего билет, сжигателем целого свободного вечера

Однако я обещал рассказать о двух элементах художественности Второй, кроме Гергиева и его оркестра, -- Екатерина Семенчук в партии Дидоны

Выходит обладательница сильного, богатого и сразу узнаваемого благодаря индивидуальной теплой яркой окраске меццо-сопрано и настоящего актерского мастерства Поет высокопрофессионально и проникновенно, с отменной дикцией -- не только от уменья, но от понимания смысла слов (а Семенчук поет по-французски, зная язык), играет точно, эмоционально достоверно И, несмотря на глупости режиссуры и сценографии, на формальную работу ее партнеров, на нелепые платье и парик, пока на сцене Дидона, присутствие в зале перестает быть сжиганием времени И обретает смысл


Сообщение добавлено с помощью Semagic 1.7.3.3U Сообщение добавлено через LiveJournal API

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Модель современной режиссуры на сцене Мариинки | Skurat - Дневник Skurat | Лента друзей Skurat / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»