Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями
Рене Декарт
Хорошие девочки попадают в рай, а плохие - куда захотят…
Уте Эрхардт
Можете ли Вы сказать, что Вам не нужна сказочная золотая рыбка для осуществления своих желаний? Что вы отлично справляетесь сами? Что вы удовлетворяете в жизни все свои желания? Живете так, как вы действительно хотели бы?
Кто-то, наверняка скажет «да» (самые мудрые из нас – и самые скромные!), кто-то скажет «нет», большинство ответит: «некоторые желания - да, некоторые – нет»…
И это нормально. Страшно представить человека, который удовлетворил ВСЕ свои желания. Но, так же грустно видеть человека, который прожил жизнь, так и не приняв в ней участия…
Как заметил Пьер Буаст: “Кто вечно желает, тот проводит свою жизнь в ожидании, а у кого нет желаний, тот ждет смерти”.
Но, почему даже в сказках нужен цветик-семицветик, чтобы человек мог получить желаемое? И главное - что делать?
Сфера желаний у современного человека действительно подвергается большому давлению. Происходит это из-за ошибочного применения к ней требований общества: «хорошие» мальчики и девочки не только не делают многих вещей (а некоторых из них действительно лучше не делать!), но и не должны «этого» хотеть.
Между тем по самой своей сути общественные требования применимы лишь к поведению — поступкам и действиям.
Следовательно, нужно разделять собственно сферу желаний и область поведения.
Техника "Сад желаний"
Нам может помочь известная восточная метафора — «сад желаний». Образ сада представлен в разных культурных традициях и часто является метафорой природных процессов, окультуривания человеком естественных природных форм. Зачастую сад является метафорой пространства, на которое удобно проецировать (переносить) свои представления о желаниях («диких» и «культурных»).
Инструкция:
Представим себе сад, огороженный огромной каменной стеной. Желания — «флора» и «фауна» этого сада. Там растут как заурядные лютики и ромашки, так и совершенно невероятные, экзотические цветы (в том числе такие, каких «не может быть»); там бегают «похотливые» кролики, трепетные лани, наряду со зверями, вполне «невиданными». Там есть хорошо утоптанные дороги (кое у кого, возможно, даже покрытые асфальтом общепринятости), а есть и «неведомые» кривые дорожки.
У сада есть калитка (может быть - не одна); через эту калитку желания могут быть выпущены «на другую сторону» - на сторону поведения. Впрочем, здесь они сразу же перестают быть желаниями и превращаются в нечто другое, гораздо более обыденное — мотивы, цели и прочее в таком роде. Очень важно научиться замечать это превращение и не путать их. Мотивы и цели деятельности (или поведения) — это уже не желания, а желания — это еще не мотивы и не цели.
Создайте рисунок «сада желаний» или воссоздайте его в песочнице (если она есть).
Обсуждение.
Предлагаемая психологическая работа может осуществляться в одиночку, вдвоем и втроем (а также, разумеется, и в группе). Основных «ролей» в работе две: расспрашивающий (терапевт) и рассказывающий (клиент). Третий может быть наблюдателем («супервизором»), следящим за осуществлением процедуры, а в случае необходимости готовым прийти на помощь расспрашивающему и отвечающим за безопасность ситуации (что немаловажно — как в отношении экскурсантов, так и в отношении территории Сада).
Если вы работаете в одиночку, то есть попеременно выполняете обе роли, не забывайте «пересаживаться» с места на место (в гештальт-терапии – с одного стула на другой): неплодотворность так называемого «внутреннего диалога» и «самокопания» чаще всего объясняется именно неумением осуществлять и отмечать необходимую смену ролей.
Общая схема рассмотрения может приблизительно быть распределена по четырем разделам:
- предмет желания — структура, обстоятельства и пр.
- контекст, необходимый для того, чтобы расспрашивающий мог понять рассказывающего (при работе в одиночку крайне важно явно обрисовать необходимый минимум контекста, хотя бы он и казался сам собой разумеющимся);
- отношение рассказывающего к своему желанию - гонит ли он его или лелеет, гордится или стыдится, реализует или оставляет на потом и пр.,
- и, наконец, его смысл и суть.
Вопросы для обсуждения:
- Есть ли у этого сада садовник? Если да, то, кто он?
- В каком состоянии находится этот сад? Достаточно ли о нем заботятся?
- Что можно делать в этом саду? И что нельзя?
- Какие идеалы отражает этот сад? Чьи это идеалы?
- Что происходит или может произойти в этом саду такого, что не происходит за его пределами?
- Хочешь ли ты оказаться в этом саду, либо быть его хозяином или садовником?
- С кем ты хотел бы отправиться в этот сад?
Последующая работа с созданным образом может включать созерцание этого сада, во время которого клиент и терапевт обращают внимание на возникающие ассоциации, чувства и телесные ощущения.
Можно предложить клиенту сочинить небольшой рассказ, в котором описывается история создания и жизни изображенного на его рисунке сада, некоторые происходящие в нем события. Затем можно задать клиенту ряд вопросов. Помимо указанных выше, вопросы могут быть следующими:
- Чем созданный сад похож на твою жизнь?
- Какая часть сада тебе нравится больше всего, а какая – меньше всего?
- Что бы ты хотел сделать для того, чтобы в этом саду тебе было хорошо?
Можно также предложить клиенту совершить воображаемую прогулку по этому саду и затем рассказать о своих впечатлениях. Особое внимание нужно обратить на то, что человек чувствовал эмоционально и физически, мысленно совершая прогулку по саду, приближаясь к разным объектам в этом саду.
Если образ сада вызывает негативные чувства, попросите клиента нарисовать другой рисунок, отражающий его представления о желаемом положении дел. Выясните, что мешает в реальной жизни удовлетворять собственные желания и потребности. Как можно преодолеть препятствия, которые не позволяют клиенту жить так, как хотелось бы.
Большинства людей, в воротах калитки стоит Страж («Моральный Принцип», например). У одних людей он суров, у других — покладист; у одних честен и неподкупен, у других его легко соблазнить; у одних он умен и точен, у других туп и непробиваем, у третьих представления его туманны и запутаны. И так далее.
Поведение человека определяется не только желаниями, но и обязанностями, привычками и т.п.; иногда мы совершаем импульсивные поступки, за которые нам потом стыдно. В той мере, в какой поведение определяется желаниями, оно определяется также качествами Морального Принципа, который сторожит на «проходной» Сада желаний.
Если мы, придя в сад, начнем раздавать направо и налево оценки, а то и «принимать меры искоренения и перевоспитания», мы, скорее всего, мало что увидим, а к тому же рискуем «вытоптать весь сад». Путешествия в психику требуют такой же осторожности, как путешествия в прошлое или будущее в фантастических рассказах: новичку лучше не спешить с преобразованиями.
Первая трудность на пути в таинственный Сад — это частое неумение распознать, находитесь ли вы уже там, или только «на подступах», на подходе. «Хорошие девочки» (и мальчики), как правило, хорошо знают, чего «надо» хотеть, и делают вид, что этого-то они и хотят. Как часто приходится слышать от «хорошей девочки», что она хочет хорошо учиться! Начинаешь выяснять, зачем ей это нужно, и оказывается, что тогда мама ее будет любить, или подруги будут завидовать, или папа оставит в покое, или...
Такая цепочка — совершенно определенное свидетельство неподлинности рассматриваемого «псевдожелания». То, что нужно для чего-то другого, не есть желаемое само по себе. По такой цепочке нужно двигаться до конца, до того момента, когда нет уже возможности сказать «для чего», а остается только «потому что я этого хочу», — это и есть то, чего мы ищем. Один из контрольных вопросов здесь — как я буду это «потреблять». Предмет желаний хочется, как правило, для того или иного «употребления», и «употребление» это должно быть так или иначе приятным. Точность и полнота представления об этом «употреблении» поможет узнать подлинность, выявленность и оформленность желания.
В качестве приблизительного путеводителя по Саду поговорим о возможных классификациях желаний. Надеемся, что читатель избежит соблазна обязательного отнесения своих «цветов, животных и птиц» к тому или иному «роду и виду» — предлагаемые классификации могут лишь направить ваше внимание в ту или иную сторону. Если у вас «все не так» — это прекрасно, если что-то «ложится в схему» — тоже замечательно.
Все желания человека можно условно отнести к 3 сферам: телесной, эмоциональной и интеллектуальной.
Фрейд занимался преимущественно телесными желаниями и пытался свести к ним все остальные. Адлер, К. Хорни и многие другие подчеркивали эмоциональные желания и связанные с ними проблемы. Интеллектуальные желания очень ярко описаны у В. Франкла («Человек в поисках смысла»); к ним относятся, например, эстетические желания.
Что касается телесных желаний, то здесь полезно различение «тела» и «плоти». Желания (более корректно назвать их «потребности») тела просты и естественны; ярким образцом может служить жажда в жаркий летний день. Желания плоти (у человека!), напротив, часто запутанные, «закрученные», смешанные с эмоциональными и интеллектуальными желаниями. «Желания плоти» управляют значительной частью нашей жизни. Сексуальность человека, как правило, сильно отличается от животного влечения.
Потребности и желания. В чем разница?
Нам необходимо понять, что голод и аппетит это далеко не одно и тоже.
Голод – это потребность. Аппетит – желание.
Голод сообщает нам о потребности организма в питательных веществах. Чувством голода организм сигнализирует нам, о снижении уровня глюкозы в крови. И если вы дадите организму в ответ на чувство голода какой-нибудь фрукт, он будет доволен!
Аппетит – это совсем другое. Это наши желания, наши пристрастия, наши вкусовые привычки. Иногда что-то настолько аппетитно выглядит и пахнет, что мы готовы есть и есть, хотя не только не голодны, но даже чувствуем, что давно объелись.
Аппетит, как и любые желания, удовлетворить крайне сложно. Вы же сами знаете, удовлетворяем одно желание, возникает другое, еще больше прежнего. А голод, как и большинство потребностей, удовлетворить достаточно просто.
Потребности - это то, в чем нуждается ваше тело. Желания - это то, чего хочет ваш ум (и душа, если вы верите в ее существование).
Чтобы вы ярче осознали разницу между потребностями и желаниями, приведем пример.
Когда у вас появляется жажда, тело сообщает, что хочет пить. И оно будет полностью удовлетворено и счастливо, если вы дадите ему стакан воды. Вода - потребность для тела. Но если вы решите утолить жажду лимонадом, пивом, кофе – вы исполните свои желания, обусловленные вашими вкусовыми предпочтениями.
Причем, идя на поводу у желаний, вы, как правило, даете телу менее качественную пищу, чем могли бы.
В основе наших желаний лежат наши потребности.
А. Маслоу выделил следующие виды и уровни потребностей человека: [409x500]
Потребности можно разделить на многие виды, но основными являются:
- физиологические потребности – сон, питание, отдых, движение и т.д.
- духовные потребности – любовь, счастье, свобода и т.д.
- материальные потребности – квартира (дом), одежда, деньги и т.д.
Потребности возникают, когда мы в чем-то нуждаемся, испытываем острую необходимость. Они являются важными для нашей жизни, оказывают на нее часто серьезное влияние, вследствие чего у нас появляется желание их удовлетворить (или не появляется). Когда мы в чем-то нуждаемся или нам чего-то хочется, у нас появляется желание это иметь или делать. Наши потребности рождают желание. И чем сильнее мы хотим что-то, тем сильнее наше желание удовлетворить нашу потребность. Слова “Я хочу”, “Я нуждаюсь”, “Мне необходимо”, “Мне нужно” определяют всю нашу жизнь.
Другая классификация, принцип которой также принадлежит А.Маслоу, разделяет желания на «дефицитарные» (то есть связанные с недостатком чего-то) и «бытийные». В этом отношении жажда — яркий пример дефицитарного желания (организм требует недостающей жидкости). Яркий пример «бытийного» желания — жажда познания в собственном, непосредственном смысле: познания не для использования «в народном хозяйстве», а просто «потому что интересно». А.Маслоу, в частности, различал дефицитарную и бытийную любовь; попробуйте и вы определить — кого вы любите, потому что нужен (или нужна), а кого — «просто так» (формулировка «потому что он хороший» может скрывать за собой как то, так и другое).
Помните, что это не абстрактное психологическое «философствование», а конкретное и реальное исследование самих себя.
Желания бывают очень разные у разных людей. Для вас важно, какие желания действительно живут в вашем личном Саду.
Еще одна классификация, которая может быть полезна, это реализация и время в широком смысле слова. Есть желания, которые возникают и удовлетворяются периодически (та же жажда). Например, когда вы пьете или едите, попробуйте определить – когда вы действительно удовлетворяете жажду или голод, а когда «просто так», за компанию, или «впрок». Есть желания, которые сопровождают вас всю жизнь, но так никогда и не исполняются. Бывают желания, которые приурочены к определенному времени («летом поехать на море»).
Начните свою «экскурсию» с подробного рассмотрения трех-четырех желаний, достаточно различных по своему характеру. Это проложит вам дорогу в Сад ваших желаний. Вряд ли стоит с самого начала затевать слишком подробную «инвентаризацию» Скорее полезно было бы приучить себя к более или менее регулярным экскурсиям, постепенно знакомясь с Садом.
Остается еще один, очень существенный вопрос: как вы обходитесь со своими желаниями? Какую часть их вы реализуете? Как вы относитесь к тем желаниям, которые «нельзя» (не нужно, неэтично, невозможно) реализовать? Насколько вы позволяете «псевдоморальным» браконьерам действовать в вашем Саду, а «рационализаторам» подменять действительные желания «социально-пригодными»?
Желания — основной резервуар нашей энергии. Если вы всю жизнь делаете то, что «нужно», считая необходимым ограничивать себя в своих реальных желаниях, вы рискуете утерять связь со своим Садом (жизненной энергией); нетрудно догадаться, что это может вести к потере интереса к жизни, даже к депрессии, когда кажется, что не хочется уже ничего. Один анекдотический персонаж, которого врачи заставили бросить пить, курить и гулять, на вопрос готов ли он умереть, сказал: «Конечно, готов — зачем мне такая жизнь?!» С другой стороны, если вы только и делаете, что удовлетворяете свои желания (не осуществляя при этом выбора — дефицитарные ли это желания или бытийные), жизнь тоже может оказаться, в конце концов, пустой и бессмысленной.
Резюме:
Наши желания очень важны, так как они приводят к действиям. Как сказал Людвиг Фейербах: “Там, где прекращается желание, прекращается и человек”. Как вы думаете, возможно, ли чего-то достичь в жизни, если нет желания этого достичь? Будете ли мы успешны, счастливы, здоровы или любимы, если мы не будем хотеть всего этого? Сможете ли мы жить той жизнью, о которой мечтаем, если у нас не будет желания жить такой жизнью? Конечно же, нет. Если у нас нет желания что-то иметь или делать, то мы и стремиться не будем это получить. Зачем? Нам ведь это не нужно. Никакой необходимости мы во всем этом не увидим, поэтому не будем себе этим и голову забивать. Желания – это своего рода кирпичики, из которых состоит вся наша жизнь. Более того, можно даже сказать, что своими желаниями мы создаем свою жизнь. Желая что-то, мы сознательно, а часто и не осознанно, творим свою судьбу. Поэтому следует более ответственно подходить к выбору того, что мы желаем.
Удовлетворение ваших желаний мало зависит от окружающего мира. В нем есть все, что нам необходимо. Даже, если речь идет о потребности в любви. Даже если вы оленевод Крайнего Севера, где на 1000 километров олени-олени-олени…(шутка). Препятствия чаще всего не внешние, а внутренние. В большинстве случаев, Вы сами «перекрываете себе кислород», не давать себе развиваться, не позволять себе жить, так как хотелось и мечталось.
Ведь для каждого из нас:
Под небом голубым есть город золотой,
С прозрачными воротами и яркою звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы:
Одно - как желтый огнегривый лев,
Другое - вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
А в небе голубом горит одна звезда.
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят,
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.
Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый...