...Ласточки в ярко-синем небе - это самое первое впечатление от Флоренции. Как их много!
Удивительное чувство не покидает тебя в этом городе. Чувство узнавания - ведь всё так знакомо по книгам, альбомам, фильмам - и неослабевающего восхищения: здесь духом средневековья, Возрождения пронизано всё...
Стен хочется коснуться рукой... сколько лет этой кладке?
Не могу удержаться, чтобы не процитировать отрывок из книги "Гений места" моего любимого Петра Вайля.
"Соотечественник борется с «синдромом Флоренции» испытанным методом: оттопыренной губой и усталым взглядом. Видали. Конечно, флорентийские палаццо с высоким цоколем рустованного камня выглядят удручающе знакомо: не только Лубянка, но и простой жилой монстр где-нибудь на проспекте Мира не уступит палаццо Медичи-Риккарди. Видали. Но тревога не проходит, а от небывалой густоты шедевров, от откровений за каждым углом, от жаренных на гриле с чесноком белых грибов за столом с клетчатой клеенкой, от мраморных табличек с цитатами из Данте на стенах домов, от самих кирпичей этих стен, от девяноста сортов мороженого на углу виа Кальцайоли и виа дель Корсо — только усиливается. Маленький (полмиллиона) город хочет быть первым и имеет к тому основания".
Улица, фонарь, аптека... только аптеке этой лет пятьсот)))
Город Данте... здесь о нём вспоминаешь на каждом шагу. Вот Chiesa di Dante - церковь Данте. Здесь, в церкви Св. Маргариты, он впервые увидел Беатриче. Здесь же венчался со своей женой Джеммой Донати. ("Высокие отношения", - заметила Оксана, слушая рассказ экскурсовода... - "Нормальные - для интеллигентных людей!" - тут же откликнулся Роман.) Я уже говорила, что группа у нас подобралась замечательная)))
Улица Данте...
Музей, который тут называют Casa di Dante (дом Данте), на самом деле не его дом (тот был разрушен), а похожий - дом той эпохи, когда гвельфы сражались с гибеллинами... а потом "чёрные" гвельфы с "белыми"...
...а на мостовой рядом - профиль Данте. чтоб был лучше виден, его поливают водой.
"Суровый Дант" - вспоминается пушкинский эпитет...
... идёшь узкими улочками - и вдруг видишь те самые таблички со строфами из Божественной комедии...
Такими были праотцы и тех,
Что всякий раз, как церковь опустеет,
В капитуле жиреют всем на смех.
"Рай". Песня XVI.
Стена дома рядом с музеем Данте.
Помнят флорентийцы о своём великом земляке... и памятник воздвигли. Только после изгнания из родного города он сюда так и не вернулся - и похоронен в Равенне, а в Санта Кроче, где покоятся многие знаменитые итальянцы (Галилей, Макиавелли, Микеланджело, Россини... не только итальянцы - здесь лежит и Михал Клеофас Огиньский...) - находится только его кенотаф, надгробный памятник в месте, где нет останков покойного...
Il mio bel San Giovanni
Dante*
Он и после смерти не вернулся
В старую Флоренцию свою.
Этот, уходя, не оглянулся,
Этому я эту песнь пою.
Факел, ночь, последнее объятье,
За порогом дикий вопль судьбы...
Он из ада ей послал проклятье
И в раю не мог ее забыть, -
Но босой, в рубахе покаянной,
Со свечой зажженной не прошел
По своей Флоренции желанной,
Вероломной, низкой, долгожданной...
Эти строки Анны Ахматовой я вспоминала, глядя на ласточек в небе над Санта Кроче...
А Флоренция живёт своей жизнью, и жители её по-прежнему носят имя флорентийцы - как и те, великие...
Велосипед - весьма популярный транспорт на узких улочках.
Осанка полицейского так же величественна и гордая посадка головы такая же, как и у герцога Козимо Медичи (это я притворилась, что фотографирую памятник, а на самом деле вот этот красавец и привлёк внимание)))
"Наш герцог... Мы одержали победу..." - говорила экскурсовод, и мы понимали, что история для флорентийцев - это не только сухие исторические факты, она в каждом камне великого города и в сердцах его жителей.
Палаццо Веккьо — одно из наиболее известных строений Флоренции. Сейчас оно служит ратушей. Строительство правительственного здания — резиденции правительства Флоренции было поручено гильдиями Арнольфо ди Камбио в 1298 г.
Мраморный Давид у здания Синьории - копия, подлинник Микеланджело давно упрятан в Музей Академии. Копия не вполне точная - левая нога длиннее, иначе не получалось, статуя заваливалась назад. Секрет Микеланджело в 19 веке, когда создавалась копия, так и не раскрыли.
А рядом, в Лоджии Ланци, - целая череда шедевров, большинство из которых тоже копии, к сожалению...
"Похищение сабинянок" Джамболоньи:
Знаменитый Мардзокко - символ Флоренции - работы великого Донателло.
Львов во Флоренции хватает - ещё бы!
А рядом прекрасная работа Бенвенуто Челлини - Персей с головой Медузы Горгоны. Подлинник, кстати.
Говорят, Челлини предусмотрел и просчитал всё: даже то, что патина, которая появится со временем на бронзовой фигуре, будет подчёркивать рельефы мышц...
Детали постамента...
...и рука Медузы.
Здесь же, на площади, великолепный фонтан с огромной статуей Нептуна, работа скульптора Бартоломео Амманнати (создан в 1563-1575 гг.). В центре фонтана - огромная фигура морского бога из белого мрамора, возвышающаяся на колеснице, запряженной четверкой морских коней.
А наш путь лежит дальше...
Мимо таких витрин мимо не пройдёшь!
Итальянское мороженое - это Тема)))
Как не вспомнить, что Флоренция - родина Карло Коллоди, создателя Пиноккио!
Если хочешь, можешь не только купить фигурку Пиноккио, но и сфотографироваться)))
Пора перекусить... Но в жару есть совсем не хочется... Лёгкий салат и фрукты - то, что нужно! Мне так нравится, что салаты в Италии подают незаправленными, а оливковое масло и бальзамический уксус добавляешь сам, по своему вкусу.
Можно продолжить путь...
Башня отражается в витрине напротив:
Потомки художников Возрождения рекламируют своё искусство, создавая на мостовой копии великих картин. Кстати, я прошла по ссылке, написанной на куске картона))) Посмотрите, если интересно: http://madonnarifirenze.it/MadonnariFirenze/PhotoGallery.html
А этого художника дочка сфотографировала в апреле 2010 года, накануне Пасхи.
А в просветах узких улиц видно что-то необыкновенное - многоцветное, яркое...
И вот мы на Piazza del Duomo - главной площади Флоренции. Здесь высится громадный собор Санта Мария дель Фьоре, колокольня Джотто высотой 84 метра и одно из самых старых зданий города - Баптистерий Сан Джованни, Святого Иоанна Крестителя, покровителя Флоренции.
Санта Мария дель Фьоре является четвертым собором мира по размеру (после Собора Св. Петра в Ватикане, собора Св. Павла в Лондоне, и Дуомо в Милане). Длина его - 153 метра, ширина - 90 метров. Купол, созданный Брунеллески, кажется громадным...
...а над куполом - ласточки...
Campanile di Giotto (колокольня Джотто). Ее фасады со всех сторон украшены уникальными шести- и четырехгранными медальонами.
Собор Санта Мария дель Фьоре был освящен в 1436 году, хотя фасад еще был не достроен. И только в 1887 году фасадные работы были завершены. Многоцветье создаётся мрамором разных цветов: белого - из карьеров Каррары, зеленого - из Прато и розового - из Мареммы.
Рядом с собором находится баптистерий Сан Джованни. Это восьмигранное сооружение, отделанное зеленым и белым мрамором и построенное в XI-XII веках, считается старейшим зданием на площади Дуомо. Оно появилось здесь раньше самого собора.
Главное украшение баптистерия - его удивительные двери, декорированные золочеными барельефами работы Пизано и Гиберти. На самых старых дверях, выходящих на юг, Андрей Пизано «рассказал» о жизни Иоанна Крестителя. А восточные двери с библейскими сюжетами с легкой руки Микеланджело по сию пору называют "Вратами Рая". Их создал молодой флорентийский скульптор Лоренцо Гиберти.
Мне так и не удалось дождаться, пока отойдут туристы, рассматривающие это чудо, - сфотографировала так.
И снова процитирую Петра Вайля:
"Человеческое участие в облике Флоренции вообще сомнительно: этот город — явление скорее природное, вросшее в пейзаж, точнее, из окружающего тосканского ландшафта вырастающее. Если башни — деревья, то соборы — горы. Особенно кафедрал Санта Мария дель Фьоре, и особенно когда смотришь из-за баптистерия: перед глазами пять уровней горной гряды — сам баптистерий, кампанила Джотто, фасад собора, купола абсид, большой купол Брунеллески. Бело-зеленый флорентийский мрамор — снег, мох, мел, лес?
На всю эту каменную растительность смотришь снизу вверх. Улицы узки, площади тесны. Средневековые башни и ренессансные купола размещены так, что с наблюдателя падает кепка, напоминая о необходимости смирения".
...Флорентийский вечер тих и прозрачен.
Пустеет набережная Арно...
Тёплая южная ночь опускается на Флоренцию. Спокойной ночи, Bella!