• Авторизация


Религиозная тема в творчестве И. Е. Репина. 28-05-2018 14:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение



Bo4kaMeda

«Каждая картина Репина – это ведь целая проповедь»

Л. Н. Толстой






Илья Ефимович Репин
Автопортрет 1920
Линолеум, масло
75,5 × 94 см
Музей-усадьба И. Е. Репина Пенаты

Все знают: Илья Ефимович Репин - крупнейший представитель критического реализма в русской живописи 19 века. Но скажите, не кажется ли при первом взгляде на его «Голгофу», написанную в 1869 году, что перед нами кадр из кинофильма или эскиз к нему? Знаем ли мы, какое место в творчестве Репина занимала религиозная тема?



Репин И. Е. «Голгофа (Распятие Христа)» 1869
Эскиз
Холст, масло
80 x 99 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Давайте же, не умаляя значение признанных произведений Репина, в которых с наибольшей полнотой раскрылся его талант «драматурга русской живописи», остановимся подробнее на менее известных страницах его творчества. Начнем с детства и юности, в которых кроется тайна таланта. Спустя много лет в очерке, посвященном своему любимому ученику Валентину Серову, Репин напишет: «Разумеется, во всех искусствах вся суть во врожденности». В воспоминаниях о собственном детстве он фактически определяет суть «врожденности» — она в восторженном восприятии мира, без которого не может состояться творческий акт.


Репин И. Е. Отрок Христос в храме

Обратимся к восторгам раннего детства: «Новый дом.. Просторно! Светло! Мне особенно нравится полог над большой кроватью… В большой горнице повесили новые образа - хоть и не в ризах, как у бабеньки, но очень хорошие… Сколько окон! И какие большие!… На некоторых окнах в глиняных горшках стояли цветы красная герань, фуксия и еще — ну совсем как из воску! — белые цветики со сладкими капельками по утрам, нежные и прозрачные!.. Маменька все устраивает и покупает новые картины… Выбрала без красок — Христос в терновом венце, с тростью в руках и глаза подняты вверх; а как руки нарисованы!»


«Христос» 1884
Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

Эстетические восторги сочетаются с нравственными переживаниями: «Маменька читает очень хорошо, ясно. И церковный язык так понятен, а непонятное слово сейчас же объясняет. Такой приятный голос у маменьки!

Я задумал сделаться святым я стал молиться Богу. За сарайчиком, где начинался наш огород, высокий тын отделял двор от улицы — уютное место, никто не видит. И здесь я подолгу молился, глядя в небо».



Рождество Христово 1890
73 × 53 см
Масло, Холст
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«…Самым важным в моем искусстве, — считал Репин в старости. — было писание писанок к Великому дню… На одной стороне рисовалось Воскресение Христа; оно обводилось пояском какого-нибудь затейливого орнамента, буквами «ХВ». На другой можно было рисовать или сцену преображения, или цветы — все, что подходило к Великому дню».

«И случалось, - вспоминал он, - что за мною приезжали подрядчики за сто-двести верст и звали на работу в отъезд... А у меня в мастерской стаяли на мольбертах два местных образа Спасителя к Божьей Матери, и я с увлечением добивался света от этих фигур, в лицах искал божественности. Настроение мое было религиозным. Наконец ярко блестевшими мазками несмешанных лиловых полос с палевым я достиг необыкновенного света вокруг голов на образах».


Господь в терновом венце 1894 год
Оцинкованное железо, масло
101 х 52,5 см
Витебский областной краеведческий музей





Внучка Репина Татьяна Николаевна Дьяконова (в девичестве Язева) со слов своих близких вспоминала: «Образа Божьей Матери и Христа дедушка написал в память отца своего, когда его там похоронили, и вначале Христос был изображен положившим руку на земной шар, и кровь из руки его стекала на земной шар. Но вскоре (пока картина еще была у дедушки дома) дедушка подумал, что для церкви это слишком тяжко и переделал ее, – Христос теперь держал в руке светящуюся чашу Причастия, но Дмитрий Николаевич, который видел первый вариант, всегда очень жалел эту переделку, хотя может быть она для церкви и больше подходила, как икона, но он находил (и был прав в этом), что первый вариант производил большее впечатление» отсюда .

При посещении дома-музея Репина в Чугуеве поражает образ Богоматери, исполненный художником в подростковом возрасте. Впечатляет сочетание портретности женского образа с таинственным свечением; ласковость, объединяющая Богоматерь с младенцем, реалистическая наивность и духовность, которую и стремился воплотить юный художник.


Богоматерь с Младенцем 1895-1896 год
Оцинкованное железо, масло
101 х 52,5 см
Витебский областной краеведческий музей

Не без гордости Репин пишет: «Чугуев давно уже славился своими мастерами... В Осиновке у нас великолепно расписана церковь огромными картинами. Все это — копии с фресок Исаакиевского собора, исполненные очень талантливыми местными живописцами».

В августе 1861 г. Репин работал в Малиновской церкви, в 5 верстах от Чугуева. где написал болъшую картину во всю стену - «Распятие», копию гравюры с картины Штейбена. Не случайно по дороге в Петербург Репин грезил: «Большею частью в грезах мне представлялись иконостасные мои образа: я еще жил ими, только что написанными. Писал я их прямо на лесах... Свежесть и яркость красок, необычная в религиозной живописи, была для меня обязательна, так как мои образа публика видела только снизу».


Иконостас в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Слобода с иконами работы И. Е. Репина

В 1870-80-е гг. живопись жанровая, историческая и портретная заняли ведущее место в творчестве Репина, но священная история постоянно волновала его воображение. От академической программы на большую золотую медаль «Воскрешение дочери Иаира» Репин готов был отказаться, уйдя из Академии, настолько далекой казалась эта тема от жизненных проблем. И вдруг параллельно два эпизода из жизни Христа полностью захватывают его. Но замыслы рождаются трудно. Он чувствует себя одновременно рабом композиционных академических «шаблонов» и рабом натуры. Преодолеть это противоречие ему помогает Крамской, которого Репин называл своим учителем


Благословение детей (на евангельский сюжет) 1890-е

В те годы влияние Крамского усиливалось впечатлениями от живописи Н. Ге и К. Флавицкого. Репин вспоминал, как однажды, под впечатлением посмертной выставки Флавицкого, на которой его поразил эскиз-набросок «Голгофа», ему захотелось эту грандиозную тему разработать значительнее.

«Я долго собирался. И вот — наконец-то передо мною холст. День был пасмурный, ноябрьский, в комнате моей был полумрак, и я все живее и живее чувствовал себя во власти вдохновения. Голгофа не только рисовалась мне ясно, но мне казалось, я уже и сам был там. Со страхом колыхался я в толпе, давая место кресту. Сбежавшаяся масса люда стояла вдали. Близкие Христу — мать, ученики и друзья — долго, только издали, трепетали, онемев от отчаяния и горя. Страха ради, они не смели подойти ближе. Мать упала от изнеможения. С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения. Солнечное затмение. Тьма... И церковная завеса разорвалась, и все внутри у меня рвалось... Как музыки, хотелось рыданий... Благодетельная темнота затмения. В темноте, понемногу и невольно, близкие добираются до креста... Неузнаваемый, в потоках запекающейся крови, Он узнал их. Он им обрадовался... Он им говорил и успокаивал их: "Не горюй, мать. Иоанн тебе заменит сына... Лицо его едва можно было узнать: терновые колючки, крепко прикрученные к голове, все более впивались в голову и шею: он был страшен в своем кровяном покрове; местами потоки струились, блестя от факелов. "Боже, Боже, за что же Ты меня оставил!».


Голгофа Эскиз Фрагмент

Однако идет время, а конкурсная программа в Академии остается не написанной. И вот в 1871 г., после мучительных месяцев работы над замыслом, вдруг открывается Репину единственный убедительный вариант решения картины. «Есть особое, поглощающее очарование в трагизме. Я испытал это, когда писал академическую программу «Смерть дочери Иаира». Более месяца сначала я компоновал картину: переставлял фигуры, изменял их движения и главным образом искал красивых линий, пятен и классических форм в массах. В то же время, под влиянием разговоров с Крамским, я все более устанавливался в отрицании и классического направления и академической школы живописи во имя нашей русской реальной самобытности в искусстве.... Вдруг я осеняюсь мыслью: да нельзя ли эту же тему- — «Смерть дочери Иаира» — на этом же большом холсте начать по-новому, по-живому, как мерещится у меня в воображении эта сцена? Припоминаю настроение, когда умерла моя сестра Устя, и как это поразило всю семью. И дом, и комнаты — все как-то потемнело, сжалось в горе и давило.


Воскрешение дочери Иаира 1871 Эскиз

Итак, я перед большим холстом, который начинает втягивать меня своим мрачным тоном... К вечеру картина моя уже была так впечатлительна, что у меня самого проходила какая-то дрожь по спине... Всякий исполненный до полной реальности предмет в картине уже ослаблял общее впечатление, которое было почти музыкально...»


Воскрешение дочери Иаира




Воскрешение дочери Иаира (фрагмент)




Воскрешение дочери Иаира (фрагмент)




Воскрешение дочери Иаира (фрагмент)




Воскрешение дочери Иаира 1871 Эскиз


Высоко ценя Александра Иванова, Репин считал высшим его достижением «Библейские эскизы». Кажется, на каком-то этапе они подсказали Репину новое прочтение некоторых эпизодов из жизни Христа. В 1886-1888 гг. появляется графический цикл «Евангельские сюжеты», выполненный карандашом на бумаге. Лишь в одной композиции «Шествие на Голгофу» применяется сепия, усиливающая эффект трагического освещения, в котором словно растворяется мощная фигура Христа, несущего крест. Репин выбирает самые драматичные эпизоды: «Христос и Иуда», «Предательство в Гефсиманском саду», «Христос среди учеников после Воскресения».

«Евангельские сюжеты» предшествовали созданию картины «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Правда, картину трудно назвать удачной: образы, доведенные до натурализма, «снимают» общее впечатление.


Николай Мирликийский освобождает от смерти трех невинно осужденных 1888
215 × 196 см
Масло, Холст
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных 1890
126.5 × 98.5 см
Масло, Бумага на холсте
Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев




Святой Николай. Эскиз 1888
30 × 24 см
Масло, Холст на картоне
Художественный музей Атенеум, Хельсинки


В 1898 г. Репин совершил паломничество в Иерусалим. «Я почти ничего не писал там — некогда, хотелось больше видеть. Впрочем, написал образ в русскую церковь - голову Спасителя. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим...» В частном собрании в Хельсинки хранится исполненный карандашом небольшой композиционный рисунок к иконе, на котором явно выражено страдание и отрешенность Христа.


Несение креста. 1898
Бумага, граф.карандаш
Частное собрание, Хельсинки




Несение креста. И. Е. Репин. 1898
Холст, масло
Александровское подворье, Иерусалим


В последние десятилетия Репин все чаще обращается к евангельским сюжетам и в живописи, и в графике. На последней прижизненной выставке 1927 г. в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни. Непривычная композиция — два разбойника на крестах, третий крест на земле, зияющая вдали открытая могила, собаки, обнюхивающие кровавые следы,— заставила одного из финских критиков искать в произведении редкие для Репина символические значения.


Голгофа 1925
Музей Принстонского университета




Голгофа Эскиз 1896
Холст, масло
48 х 102 см


В 1920-е гг. Репин почти постоянно работал в «Пенатах» над какой-нибудь евангельской композицией: «Утро Воскресения», «Неверие Фомы», «Отречение Святого Петра», «Отрок Христос в храме», «Христос в пустыне». Главным объектом внимания и восторгов Репина всегда был человек. Священное же писание помогало разобраться в его духовной сущности.

Оказавшись почти в полной изоляции в 1920-е гг., он писал одному из своих корреспондентов: «Когда наша церковь отлучила Льва Толстого, я дал слово не переступать порога церкви, но, когда чернь грабительски стала у власти и, расходившись, стала глумиться над всеми святынями народа, оскверняя церкви, я пошел в церковь… И теперь нахожу, что церковь есть великое знамя народа, и никто никогда не соберет так народ, как церковь».


Иисус в терновом венце 1913
52 × 44 см
Масло, Цементная плита


Осенью 1930 года здоровье Ильи Ефимовича резко ухудшилось. Последние дни своей жизни его не оставляла вера в светлое будущее Родины. По свидетельству близких Репина, его уже не интересовали бренности этой жизни и собственная немощь, все его мысли и разговоры были о Христе. Его дочь Вера Ильинична рассказывала: „Горничная пришла ко мне и сказала, что Илья Ефимович говорит о Христе и зовет меня“. Она подошла к отцу и спросила: „Что ты папочка, Христос с тобою?“ „Да Вера – ответил Илья Ефимович – Христос со мною“.


Христос
Холст, масло
61 x 26 см
Архангельский областной музей изобразительных искусств

На 85-летие художника не было получено поздравлений из Советской России, хотя его дочь пыталась в Ленинграде устроить его выставку. Так правительство наказало Репина за отказ вернуться на родину. И в результате за границей осталось множество ранних и последних произведений художника - одного из великих представителей дореволюционной русской культуры.


Тайная вечеря 1903
63.2 × 103.7 см
Масло, Холст
Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, Великий Новгород




Тайная вечеря 1876
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Христос в Гефсиманском саду 1880-е
62 × 91.5 см
Масло, Холст
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск




Моление о чаше 1860-е
29.2 × 21.2 см
Масло, Дерево
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Если все «Если все, то не я...» 1896
Эскиз
Холст, масло
52 x 76 см




Иуда 1885
холст масло
60 x 49
Государственная Третьяковская галерея




Иди за мной, Сатано
56.7 × 121.5 см
Масло, Холст
Национальный музей «Киевская картинная галерея»




Иди за мной, Сатано. Искушение Христа 1901-1903
Холст, масло
71 x 90
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко




Иди за мной, Сатано 1895




Иди за мною, Сатано 1891
21 × 40 см
Масло, Картон Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Отыди от меня, Сатано




Искушение Христа. Эскиз к картине Иди за мною, Сатано




И. Е. Репин в мастерской у картины «Искушение Христа». Здравнёво. Фото С. Юрковского. 1895 (?)




Взятие Христа стражею. Эскиз 1886
36.5 × 55.5 см
Масло, Холст
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Се, человек 1867
31 × 19 см
Масло, Холст на картоне




Христос и Мария «Утро Воскресения. Христос и Мария Магдалина» (1920–1921)
холст, масло




Неверие Фомы. Конец 1910 х годов или 1922
Холст, масло
186,5 х 135
Частное собрание




Иов и его друзья 1869
133 × 199 см
Масло, Холст
Государственный Русский музей, Санкт Петербург




Видение пророка Иезекииля 1877
Картон, акварель, графитный карандаш, белила
43 x 32 см




Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима 1870
91 × 75 см
Масло, Картон Государственная Третьяковская галерея, Москва




Выход патриарха Гермогена 1881
Эскиз неосуществленной картины




Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона. Эскиз 1878
24 × 31 см
Масло, Холст
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Крестный ход в Курской губернии 1883
175 × 280 см
Масло, Холст
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Крестный ход в курской губернии (фрагмент)




Крестный ход в курской губернии (фрагмент)




Крестный ход в Курской губернии. Фрагмент 1883
Масло, Холст
Государственная Третьяковская галерея




Крестный ход в Курской губернии. Фрагмент 1883
Масло, Холст
Государственная Третьяковская галерея




Мальчик, несущий икону. Эскиз 1880
33.5 × 20.5 см
Масло, Холст
Художественный музей Атенеум, Хельсинки




Крестный ход Первоначальный эскиз картины «Крестный ход в Курской губернии» 1877
Холст, масло
Государственный Русский музей, С.-Петербург




Этюд с иконой «Спас» 1880-е
30.4 × 33.1 см
Масло, Холст




Еврей на молитве 1875
80 × 64.5 см
Масло, Холст




Протодиакон 1877
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Монахиня 1878




Монахиня 1887
55.5 × 87.3 см
Масло, Холст




Богомолки-странницы 1878




1. Паломник. Этюд 1880 Акварель, Бумага
2. Паломник. Акварель




Отказ от исповеди 1879 — 1885
Холст, масло
48 x 59
Государственная Третьяковская галерея




Отказ от исповеди. Эскиз 1880-е
30.4 × 22.5 см
Акварель, Графит, Бумага
Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил




Холст, масло
98,5 × 125,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Инок Филарет в заточении в Антониево-Сийском монастыре




Вид Святогорского Успенского монастыря на реке Северский Донец 1880
Холст, масло
62 x 37 см




Проповедь Кунцевича в Белоруссии 1893
29 × 40 см
Графит, Бумага
Витебский художественный музей, Витебск




Пророк 1890




Христос и Иуда 1889




Предательство в Гефсиманском саду 1888
Бумага, карандаш
22 x 35 см
Государственный Русский музей




Христос и Никодим 1887
33 × 22 см
Графит, Бумага
Государственный Русский музей, Санкт Петербург




Голгофа 1887




Христос среди учеников после воскресения 1886
Бумага, графитный карандаш
29,8 х 41,1 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Николай Гоголь и отец Матвей 1902




Венчание XIX век
30 × 41 см
Карандаш, Уголь, Бумага
Художественный музей Атенеум, Хельсинки




Церковь и колокольня в Чугуеве 1880
19 × 24 см
Карандаш
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Часовня у Гостиного двора 1891
Бумага, графитный карандаш




Искушение 1891
Бумага, пастель, уголь, графит
29 x 41
Дальневосточный художественный музей Хабаровск




Солоха и дьяк 1926
45 × 53.5 см
Масло, Холст
Симферопольский художественный музей, Симферополь



[показать]
Борис Михайлович Кустодиев Портрет И. Е. Репина. Этюд 1902
56.5 × 39.3 см
Масло, Холст
Вологодская областная картинная галерея, Вологда



[показать]
И. Е. Репин. Портрет 1901
Художник В. А. Серов




Репин в мастерской в «Пенатах» фотография 1906 года




www.knls.net
www.ippo.ru
rmuseumdotorg.wordpress.com
likirussia.ru

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Религиозная тема в творчестве И. Е. Репина. | татьяна_магаева - Дневник татьяна_магаева | Лента друзей татьяна_магаева / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»