• Авторизация


Григорий Григорьевич Мясоедов - один из первыых художников-передвижников 19-04-2018 17:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Томаовсянка Оригинальное сообщение



[показать]

Автопортрет

Мясоедов Григорий Григорьевич – выдающийся живописец, вошедший в историю русского искусства как организатор и бессменный руководитель Товарищества передвижных художественных выставок.



   Пройдет ещё 100 лет и про передвижников будут знать, и помнить, только глубокие и узкие специалисты. А картины художника Григория Мясоедова будут изумлять своей глубиной и радовать красотой любителей живописи.

Опахивание. 1876.

Картина представляет собой очень редкое изображение древнейшего славянского обряда, который проводился крестьянками во время падежа скота.
Тянет за собой плуг незамужняя девушка, сопровождаемая женщинами деревни. Смысл обряда - проведение круговой борозды, через которую "коровья смерть" не сможет перепрыгнуть.
В бликах костра лица действующих лиц выглядят полными мистического ужаса. Словно познавшие великую загадку, участницы процессии дошли до ее кульминации.Фигура колдуньи - руководительницы, распорядительницы ритуала, размещен художником спин ой к зрителю. Этот образ узнаваем лишь по особой одежде.Огонь - великий очиститель. Вот и здесь все внимание участниц ритуала приковано в нему.
Вдали светлеет горизонт, возвещая приближение утра. В утренних сумерках скорее угадываются фигуры всех участников обряда. Безграничная вера в благотворное действие древнего ритуала наполняет картину, создавая атмосферу надежды, упования на высшие силы, непознаваемые, но почитаемые
сотнями поколений.

 

Портрет В. М. Гаршина

   Молодой человек, глядящий с портрета кисти талантливого художника, привлекает зрителя внимательным и полным печали взглядом. Большие, выразительные, глубокие глаза, высокий лоб, классического типа нос, черные волосы и борода - все указывает на восточное происхождение героя (как известно, род Гаршиных происходил из татар). Тонкая рука, подпирающая щеку, выдает натуру впечатлительную, нервную.

 

Несмотря на то, что перед нами молодой человек, создается ощущение, что его жизненный опыт велик. Начинающий писатель уже полон зрелого пессимизма.
Портрет остался незаконченным. Это лишь талантливый набросок маститого автора. Чувствуется, что внутренний мир модели близок художнику, интересует его. В 80-е годы 19 столетия художник очень плотно общался с Гаршиным. Они были интересны друг-другу.
Интересно, что Гаршина, в качестве модели, использовал Репин в нескольких работах. Художника привлекал тот внутренний излом писателя, так ясно отражающийся на его лице.
Портрет кисти Мясоедова остался незаконченным, как и сама жизнь писателя. Ему было только 33 года, когда очередной нервный срыв закончился самоубийством. Мир людей оказался для Гаршина неприемлемым, слишком черствым и жестоким.

Фото Андрей Кончаловский.

«Это были сумерки между надеждой и отчаянием. 
Время затаило дыхание. 
Все предметы словно перестали отбрасывать тень в прозрачной, чудовищной тени растущей угрозы. 
Казалось, рядом с солнцем на сверкающем небе появилась колоссальная комета из средних веков. 
Всё было зыбким.
И всё казалось возможным…»


Эрих Мария Ремарк «Ночь в Лиссабоне», 1962

Дорога во ржи, 1881

Тяжелым золотом налилось ржаное поле на картине. Поле рассекает дорога, уходящая в далекий горизонт. Немыслима дорога без путника. Судя по одежде, дорога для этого человека - образ жизни. Автор скрыл от публики лицо путника, тем самым обобщая его образ. Нет дороги без путника, как не бывает путника без дороги.
Над полем нависло бескрайнее вечернее небо. Взгляд зрителя направляется художником туда, где небо встречается с землей. Недостижимая даль, откуда появляются облака, - вот цель путника.
Русской ржи от меня поклон,
Полю, где баба застится...
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце...

Ты в погудке дождей и бед —
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку — на весь тот свет!
Здесь мои — обе заняты.


Марина Цветаева


Страдная пора (Косцы), 1887

«Страдная пора» - пожалуй, самое духоподъемное полотно в живописном наследии  Григория Григорьевича Мясоедова. Изображенные за работой косцы словно пропевают торжественный гимн природе, звучащий в золотом поле с рожью, в высоком голубом небе с белыми взмахами облаков. Выбранный живописцем композиционный ракурс - снизу, из-за колосков ржи - подчеркивает монументальность и величие образа страны. Звонкий летний полдень насыщает картину яркими красками и рождает удивительное чувство патриотизма. Радость труда и любовь к своей земле, благодарность за ее плоды - вот истинный сюжет работы.

[726x994]

Лесной ручей. Весной. 1890

   Это удивительно реалистичное изображения ручья, протекающего через густой лиственный лес, точно передает ощущение влажного, даже сырого воздуха и тонкого аромата зелени. Стоя рядом с этим полотном, словно слышишь нежное певучее журчание ручья, шелест трав и листьев, многочисленные приглушенные звуки, характерные для леса.
При минимальном разнообразии цветовых средств изображение получилось удивительно подлинным и объемным. Очень точно передана игра света, при котором солнечные лучи пробивают зеленую массу листьев под косым углом и ложатся характерными пятнами на траву у подножья деревьев и поверхность воды.
Лесной ручей достаточно широк, поверхность его спокойная, достаточно тихая, покрытая тонкой пленкой, образовавшейся из-за обилия зелени. В темной воде не слишком явно, скрыто отражаются деревья, придавая и без того достаточно объемному полотну глубину и выразительность.

[722x923]

Осеннее утро. 1893

Осень особенно богата теплыми красками, но поневоле навевает грусть, ведь за ней придет холодная зима. Очаровательное и удивительно красивое природное увядание запечатлено в этом полотне с особым мастерством. Художнику удалось передать не только настроение осеннего дня в лесу, но и особую перспективу, которую формируют мелкие детали на переднем плане и уходящие вдаль могучие старые деревья.
Кажется, что на картине преобладает золотой цвет опадающей листвы — поверхность земли густо усеяна разномастными листьями во всех оттенках желтой гаммы. Часть из них еще прочно держится на ветвях, лишая лес характерной зимней прозрачности. Это дает понять, что до зимы еще как минимум месяц, и есть время насладиться последними теплыми деньками.
На земле листьев так много, что они кажутся единым мягким покрывалом, которым природа заботливо укрывает лес и его обитателей от будущих холодов. Листвой присыпан и небольшой ручеек, который едва угадывается под ее слоем. У его берегов трава еще зеленая, и это очень оживляет пейзаж. Лес выглядит нетронутым человеческой рукой, и только пень на переднем плане от явно спиленного ствола дает понять, что люди успели побывать и в этом тихом природном заповедном крае.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Григорий Григорьевич Мясоедов - один из первыых художников-передвижников | татьяна_магаева - Дневник татьяна_магаева | Лента друзей татьяна_магаева / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»