• Авторизация


Варвара Фёдоровна Степанова (1894–1958) 05-11-2017 20:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Томаовсянка Оригинальное сообщение



[375x483]Русская художница, представительница авангардизма первой половины 20 века, представительница конструктивизма, а также дизайнер и поэтесса. Долгое время выставлялась под псевдонимом Варст.

  Варвара Степанова родилась в Литве в городе Ковно 5 ноября 1894 года.

В 1910-1913 Степанова училась в Казанской художественной школе, где познакомилась со своим будущим супругом художником Александром Родченко. Не закончив школы уехала в Москву. В Москве Варвара Фёдоровна  работала на фабрике, сначала бухгалтером, а потом машинисткой, а в свободное время писала картины в студии Юона.

В Москве определился самостоятельный путь Варвары Степановой в искусстве. К авангардизму она пришла не сразу. Сначала занималась визуальной поэзией.

В 1915 году состоялся художественный дебют Степановой в московской Галерее Лемерсье. Она выставила два эскиза декоративных панно на выставке «Художники-декораторы в пользу раненых».

  В 1916 Степанова и Родченко стали жить и работать вместе. Мастерская молодой пары расположилась в центре Москвы на улице Мясницкой. В разное время супруги проживали на Зубовской площади, на Волхонке и даже в квартире Василия Кандинского.



Под влиянием своего партнёра художница отошла от символистских пейзажей и графики в духе Обри Бёрдслея и увлеклась новейшими авангардистскими течениями. Она вошла в круг московских левых художников и осталась преданной идее коммунизма до конца своих дней.

Февральская революция была с восторгом принята Степановой и Родченко. В 1917 ими был создан профсоюз художников-живописцев – Левая федерация. В это время художница выбирает самостоятельный творческий путь. Она вышла из тени своего мужа и стала полноправной и активной участницей московской художественной жизни.

[716x566]

В период между 1917 и 1919 Степанова выпустила несколько сборников экспериментальной «трансрациональной» поэзии в духе футуристической «зауми»: «Ртны хомле», «Зигра ар», «Гауст Чаба» и «Глоболкым». Книги были рукописными и сопровождались её собственными иллюстрациями.

«Цветописная графика» Степановой была попыткой прийти к синтезу цвета и звука – эту задачу ставили перед собой многие авангардисты на рубеже веков. По замечанию А. Лаврентьева, «новизна метода Степановой кроется в том, что она стремится соединить фактуру звучания текста с фактурой его написания». Стихи были написаны разноцветными буквами, и цвет играл одну из ключевых ролей в передаче ритма и настроения. «Воспроизводя живописной графикой беспредметную поэзию двух книг "Зигра-Ар" и "Ртны хомле", я ввожу в живопись графики звук как новое качество, увеличивая этим ее (графики) количественные возможности», – объясняла художница. Интересен её приём использования газеты в качестве фона для рукописных стихов «анти-книги» Гауст Чаба.

В 1918 Степанова отправила свои экспериментально-аналитические работы на первую выставку картин профсоюза художников-живописцев.

В 1919 Степанова создала примечательные коллажи к пьесе А. Кручёных «Глы-глы», в которых были остроумно спародированы полотна её современников – Малевича, Матюшина, Поповой, Розановой и других.

[показать]

«Рукописный плакат». 1919

В том же году Степанова заявила о себе во всеуслышание на открывшейся 9 февраля 1919 V Государственной выставке картин в Музее Изобразительного искусства.

Следующие два года художница трудилась над циклом «Фигуры», выполненном в духе беспредметничества. В этой наиболее известной серии картин Степанова исследует фигуру человека в движении.

[694x893]

«Беспредметная композиция» 1919-1920

«Картина, превращаясь в опыт и научное данное, дает формулу для производства новой формы жизни», – писала художница.

[790x561]

«Танцующие фигуры на белом фоне» 1920

 

[792x1195]

«Плакат Академии социального воспитания»

Известный поэт серебряного века Бенедикт Лившиц сравнил Степанову, Попову, Гончарову и Розанову с древними воительницами – именно его перу принадлежит меткое определение «амазонки авангарда». Он писал:

«Эти (…) замечательные женщины всё время были передовой заставой русской живописи и вносили в окружающую их среду тот воинственный пыл, без которого оказались бы немыслимы наши дальнейшие успехи. Этим настоящим амазонкам, скифским наездницам, прививка французской культуры сообщила только большую сопротивляемость французскому “яду”».

[показать]

«Здание Моссельпрома». 1925

Это был период активной творческой деятельности Степановой. Кроме преподавательской деятельности, она, как новатор текстильного дизайна, в 1924-1925 выполнила 150 рисунков для ситценабивной фабрики. Варвара Степанова использовала авангардный опыт в дизайне декораций и костюмов при оформлении пьесы Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» в театре Мейерхольда в 1922.

В 1925 году Степанова приняла участие в Международной выставке декоративного искусства в Париже. В Советском павильоне были представлены её театральные эскизы – декорации к спектаклю «Смерть Тарелкина» по одноимённой пьесе Сухово-Кобылина, поставленному В. Мейерхольдом в Московском драматическом театре, – и дизайны тканей.

[показать]

Облолжки журнала «ЛЕФ» в исполнении В.Степановой

ЛЕФ – литературно-художественный журнал, основанный в 1923 году, предоставил Родченко и Степановой площадку для реализации всех своих смелых графических идей, которые отражали принципы конструктивизма.

 

В том же году Степанова и Родченко выполнили заказ на создание монументального панно для Дома Моссельпрома в Калашном переулке.

В 1926 году Степанова создала эскизы декораций для киноленты «Отрыв» - это был её первый и последний опыт сотрудничества с кинематографистами.

В 1928 году работы художницы попали на выставку «Бытовой советский текстиль», в 1930 – в экспозицию объединения «Октябрь».

К концу 20-х – началу 30-х гг. Степанова была признана одним из лидеров советского конструктивизма.

[648x932]

«За новый рекорд» 1929-30

В 1932 Варвара Фёдоровна Степанова вступила в МОСХ (Московскую организацию Союза художников СССР).

Большое место в творчестве Степановой занимала работа художественного редактора в журналах: «Кинофот», «Советское кино», «Современная архитектура», «Смена», «Советская жизнь».

В 1933-1934 она занимала должность художественного редактора в Партиздате. В 50-х годах, вместе с Родченко, оформила целую серию агитационно-политических альбомов.

После 1934 года, когда Сталиным был объявлен примат социалистического реализма, активность художницы существенно снизилась. Настало время жесточайшей цензуры – и самоцензуры в том числе. Вплоть до своей смерти бывшая «амазонка авангарда» занималась, в основном, оформлением книгопечатной продукции – преимущественно агитационного характера. В 1933-34 Степанова работала художественным редактором в Партиздате ЦК ВКП(б).

Начиная с 1935 года Степанова и Родченко вместе работали в издательстве «Изогиз», где оформляли фотоальбомы, среди которых – «10 лет Узбекистана», «Красная Армия», «Первая Конная», серия «СССР на стройке» и др.

В конце 30-х художница вернулась к станковой картине, но былого экспериментаторства в её поздних картинах уже не найти.

[789x517]

«Вид из окна (с дирижаблем)». 1938

1941-43 Степанова провела в эвакуации в Перми. Она оформляла Окна ТАСС и выставки Гослитмузея. После окончания Второй мировой войны сотрудничала с журналом «Советская женщина», создавала дизайны фотоальбомов «Москва» и «Московский метрополитен».



   Степанова скончалась 20 мая 1958 года в Москве. Её похоронили на Новом Донском кладбище рядом с супругом.

sovremennoe-iskusstvo.ru

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Варвара Фёдоровна Степанова (1894–1958) | татьяна_магаева - Дневник татьяна_магаева | Лента друзей татьяна_магаева / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»