Когда мы слышим имя Рубенса, перед нашим внутренним взором возникают громадные многофигурные композиции с бурлящим движением фигур и пышнотелые златокудрые красавицы — плоть и кровь старинной цветущей Фландрии. Эти образы заслоняют подчас другие стороны плодотворной художественной деятельности Рубенса, в том числе и его мастерство портретиста. Портрет мужчины 1597
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США [458x699]
Портрет, который иногда называют портретом архитектора или портретом географа, в зависимости от того, как объясняют употребление измерительных инструментов, которые находятся в руках модели, создан Рубенсом до отъезда в Италию (в 1600).
Портрет императора Карла V 1603
Лондон, галерея( Courtauld Institute Galleries), Англия
В то время как Рубенс был придворным художником Винченцо Гонзага, герцога Мантуанского, его посылали с дипломатической миссией в Испанию ( 1603-1604гг). Это было, вероятно, первой встречей Рубенса с cильным и великолепным положением габсбургской династии и габсбургских правителей. Он уважал Карлa V, как основателя имперской и династической власти этого семейства. [492x698] Портрет Гаспарда Схоппинса (Gaspard Schoppins) 1604-05
Галерея Палатина(Палацо Питти), Флоренция, Италия [482x698] Винченцо II Гонзаго Герцог Мантуанский, деталь 1605
Музей истории искусства, Вена, Австрия [504x520] Маркиза Бриджида Спинола-Дория 1606-07
Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Картина была написана, в то время как Рубенс был в Генуе в 1606г. Важный генуэзский аристократ, Спинола, женился на Джакомо Массимильано Дории в 1605г. Маркиза, 22-х лет, написана в великолепном серебристом платье, возможно, её свадебным наряде. [458x699] [553x600] Голова пожилой женщины 1615
Национальная галерея Канады, Оттава
Этюд головы женщины, вероятно, работавшей в доме художника, принадлежит ряду голов, которые Рубенс писал приблизительно 1615г. Многие из них он использовал для больших полотен. Эта женщина появляется, по крайней мере, на двух мифологических картинах, конечно, в другой одежде [579x699] Мальчик с птичкой ~1616
Столичный музей, Берлин, Германия
Ребенку, играющему с птичкой, приблизительно два года. Первоначальный вариант, на котором была только голова ребенка, был, видимо, эскизом ангела к картине "Мадонна в цветочнoм венкe". [543x699]
Позже художник дорисовал картину с левой стороны, добавив руку с птицей. Ребенок, вероятно, первый сын Альберт, который родился в 1614. [579x699]
Мотив ребенка, играющего с птицей, возвращает к старине. Птица символизирует душу или жизнь, которая улетает. На многих картинах художников XV-XVI веков "Дева Мария с младенцем", Иисус изображается с птицей в руке, как намек на его смерть и воскрешение. Имел ли Рубенс подобную аллегорию ввиду, когда добавил птицу в детский портрет, или мотивировал некоторый специфический инцидент из собственной жизни, неизвестно Этюд головы девочки (Клара Серена Рубенс) 1615-16
Вадуц, собрание князя Лихтенштейна
Клара Серена, дочь Рубенса, умершая в 1623г. в возрасте двенадцати лет, была дочерью Изабеллы Брант, первой жены Рубенса [490x699] Портрет герцога Букингема 1625
Галерея Палатина (Palazzo Pitti), Флоренция, Италия
Джорж Виллерс, герцог Букингем (1592-1627), министр и фаворит английских королей Иакова I и Карла I. Генeрал-адмирал армии Англии [496x699] Поясной портрет дамы (Сюзаннa Фоурмент) 1620-25г
Лувр, Париж, Франция [521x667] Семья Яна Брюгеля Старшего 1612-13г
Художественная галерея института искусств Курто , Лондон [531x699] Портрет Людовика XIII, короля Франции 1622-25,
Нортон Симон музей, Пасадена, Калифорния, США [567x699] Портрет Анны Австрийской ~1622-25,
Нортон Симон музей, Пасадена, Калифорния, США [561x699] [434x541] Портрет Анны Австрийской ~1622-25
Лувр, Париж, Франция [576x698] Портрет Альберта и Николаса Рубенсов ~1626-27
Коллекция князя Лихтенштейна, Вадуц
Альберт и Николас - сыновья Изабеллы Брандт, первой жены Рубенса [401x699]
В один из самых обыкновенных дней 1625 года Рубенс вдруг спускается с небес своих грандиозных полотен, населенных богами, героями, королями и королевами, и рисует карандашом маленькую камеристку. Это вовсе не его любимый тип женщины. В его холстах обычно царствуют крупные, пышнотелые, полные избытка жизненных сил героини. На рисунке совсем юная придворная. Почти подросток. Этот хрупкий цветок возрос в душных покоях дворца, где самим воздухом служили фальшь, интрига, условность. [508x699]
Рубенс решает, окончив рисунок, написать картину «Портрет камеристки». Портрет камеристки инфанты Изабеллы 1625
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [516x699] Семейный портрет
(Томас Говард, 2-ой граф Арандэля, и его жена Алатея, урождённая Талбот) 1620г
Старая пинакотека, Мюнхен, Германия [699x695] [700x421]