Ордалия – «Божий суд».
Во времена раннего средневековья на территории Священной римской империи Карла Великого свободные граждане пыткам в суде не подвергались. Они могли засвидетельствовать свою правоту через присяжных ( друзей, родственников) или прибегнув к «суду божию» о р д а л и и .
Причём к ордалии склонялись добровольно, для того чтобы обнаружить, на чьей стороне правда.
Люди раннего средневековья были убеждены, что Бог постоянно вмешивается в людские дела и поэтому его можно побудить к участию в судебной тяжбе. Об истине судили на основании следов, оставленных испытанием ( раскалённым железом, которое держали в руках или по которому ходили босиком, либо кипящей воде , в которую опускали руку). Обожжённую руку или ноги забинтовывали , а на третий день снимали повязку и по состоянию ран судили о виновности участников ордалии.
В народе божий суд считался наиболее надёжным способом доказательства правды.
Ордалия могла происходить и без применения пыток, а служить для демонстрации божественной истины. Ей могли подвергаться не только люди, но и вещи. Так, существовала легенда Х1 века, согласно которой в костёр были брошены сочинения св. Доминика и сочинения еретика, первые трижды вылетали из огня невредимыми, вторые сгорели.
Карл Великий издал предписание «без каких либо сомнений верить в силу и справедливость ордалии». ( Ахенский капитулярий, 809 г.)
Во Франции и Германии на протяжении столетий ордалия оставалась признанной составной частью судопроизводства. «Саксонское зерцало», а вслед за ним ( в 70-х годах Х111 в.) и «Швабское зерцало» одобрили эти процедуры в качестве законных средств судопроизводства и божий суд просуществовал в Германии вплоть до ХV столетия.
Использованная лит-ра: А.Я.Гуревич. Ордалия –«божий суд».