11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся вечер, а 13 февраля —
грандиозный костюмированный бал. Это был последний бал императорской
России. До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось условное
название «Бал 1903 года», самый известный праздник в Санкт-Петербурге
времени царствования последнего из рода Романовых.
Гости бала.
11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а
в Большом (Николaевском)
зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они
отдавали "русский поклон" хозяевам.
Николай и Александра.
Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами
из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии
исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и
П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при
участии Анны Павловой).
После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в
Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован
вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в
Павильонный зал, где вечер завершился танцами.
13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей
присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров".
Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в
прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники
перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на
подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея
Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых
стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой
столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале.
После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали
до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения
специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой
под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и
танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры
гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Группа
танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на
генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и
кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В
качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра
Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.
По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие
фотографы Санкт-Петербурга — Боассон и Эглер, Александр, Ренца и
Шредер, Левицкий и другие — выполнили одиночные портреты и групповые
снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания
альбома с фототипиями, содержащего около двухсот изображений. Альбомы
распространялись (за определенную, довольно высокую, плату) с
благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.
Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали
костюмов и на основании сопоставления с имеющимися в музее вещами
атрибутировать целый ряд одежд, головных уборов, рукавиц и обуви. Таким
образом были выявлены отдельные предметы и комплекты, принадлежавшие
двенадцати участникам маскарада. В этих же костюмах они появились на
балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года.
Знакомство
с фототипиями позволяет представить направленность художественного
оформления маскарадных костюмов участников бала в их реальном
воплощении.
Здесь представлены бояре и боярышни, различные придворные чины времен
Алексея Михайловича, сокольничьи, стрельцы, горожанки в различных
одеждах: от богатых ферезей и платен до крестьянских сарафанов с
душегреями.
Баронесса Эмма Фредерикс
Её Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Георгиевна
Мария Николаевна Воейкова.
Её Императорское Высочество Великая княгиня Мария Павловна,герцогиня Мекленбург - Шверинская.
Его Императорское Высочество Великий Князь Сергей Александрович .
&