"...На площади механизмы Тингели и прочие яркокрашеные скульптурки мокнут в водице фонтана или искусственного озерца,
сонливо звякают зубчатые колёса..."
Фонтан Стравинского (фр. Fontaine Stravinski), также Фонтан Тэнгли , установлен на площади Игоря Стравинского, недалеко от центра Помпиду в 1983 году.
Он был создан парой концептуалистов - швейцарским архитектором Жаном Тэнгли совместно с его женой, французской художницей Ники де Сен-Фалль, в 1982-83-х годах.
Как и музыка Стравинского, фонтан весьма экстравагантен. Яркие клоунско-ярмарочные разноцветные фигуры, колесные механизмы и скрипичный ключ, из которых бьют струйки воды, иллюстрируют, по мнению авторов, произведения Стравинского: "Весна священная", "Байка про лису" и "Жар-птица". Все фигуры двигаются и выглядят живыми на фоне бьющих струй фонтана.
Названный именем Игоря Стравинского фонтан состоит из 16 находящихся в движении скульптур (мобилей), размещенных по всей площади фонтана (1650 см × 35 см × 3600 см).
Тэнгли выполнил чёрные колесные механизмы из железа, а Сен-Фалль создала яркие авангардные фигуры из полистирола.
Фигуры разыгрывают спектакль под лучшие произведения Стравинского, по очереди выпуская струйки воды.
Под площадью Стравинского расположен Центр музыкальных исследований IRCAM, созданный, так же как и Центр Помпиду, архитектором Ренцо Пьяно.
Хоровод мобилей исполняет замысловатые па: крутится в бешеном фуэте шляпа клоуна, выступает павой диковинная птица, мечется сраженное любовью сердце, маячит смерть за пустыми глазницами черепа, а скрипичный ключ отбивает такт, дирижируя этой феерией из музыкальных произведений русского композитора .
Спектакль, разыгрывающийся в водах фонтана, несомненно, навеян базельскими карнавалами, поразившими в детстве воображение маленького Жана: толпы ряженых в масках и костюмах в сумерках двигались по улицам, били в барабаны и играли на свирелях, на троне восседал персонаж с головой в виде черепа носорога — фантомы, вторгавшиеся в повседневную жизнь из средневековой истории, завораживали будущего скульптора.
Когда-то французский президент Жорж Помпиду мечтал: «Мне хочется, чтобы в Париже был выстроен культурный центр – одновременно музей и творческая мастерская, где пластические искусства соседствовали бы с музыкой, кино, книгами и аудиовизуальными исследованиями...».
В 1969 году был объявлен международный конкурс на проект крупнейшего в Европе культурного центра. В нем приняли участие архитекторы из 49 стран, представившие 680 проектов. Жюри конкурса утвердило совместный проект итальянца Ренцо Пиано и англичанина Ричарда Роджерса. Строительство продолжалось почти пять лет. Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду был торжественно открыт 31 января 1977 года.
Кстати, парижане чаще обходятся словом "Бобур" - так называется прилегающий к Центру район.
Пьер Булез, основавший IRCAM, был уверен, что скучную площадь Стравинского перед Центром Помпиду смогут оживить лишь скульптуры Тэнгли.
Тэнгли согласился только с условием, что его подруга Сен-Фалль также примет участие в создании фонтана.
Он считал, что яркие скульптуры его жены вместе с его чёрными мобилями смогут создать гармоничный переход от футуристичного здания Центра Помпиду к мрачному готичному зданию церкви Сен-Мерри.
При создании фонтана возникли некоторые технические проблемы, связанные с расположением фонтана. Чтобы уменьшить вес, скульптуры Тэнгли были изготовлены из алюминия, а фигуры Сен-Фалль из лёгких стеклопластика и полиэстера. Высота фонтана была выбрана как можно более низкой.
Музыка Игоря Стравинского, тесно связанная с танцем и русскими народными мелодиями и сказками, дала художникам темы для обширного тематического репертуара. Фонтан напоминает в итоге страницы детской книжки.
Открытие фонтана Стравинского произошло 19 июня 1983 года, в честь чего были организованы празднества в Музее современного искусства.
И вот это чудо современной архитектуры, скульптуры, креатива и концептуализма в действии!
автор картины " Фонтан Стравинского Париж" - Уваров