Поэтические мечты Серебряного века нашли свое воплощение и в живописи. Самым ярким представителем этого направления в искусстве был Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Он творил и жив мире грез, в вечном поиске гармонии, которую можно назвать мелодиями грусти старинной. Ну и как же тут без Прекрасной Дамы? У Борисова-Мусатова их было несколько - сестра Елена, ближайшая подруга и помощница Надежда Юрьевна Станюкович и жена, тоже художница Елена Владимировна Александрова. Их портреты можно встретить практически на всех полотнах художника. Одна интересная деталь: платья периода середины 19 века для дам, позировавших художнику, шились специально на заказ, чтобы образ был полным и соответствовал стилю и эпохе...
В.Э. Борисов-Мусатов За вышиванием 1901
Образы дам и окружающей их природы, старинных парков и усадеб, созданные Борисовым-Мусатовым несколько возвышены и нереальны, все как бы построено по законам красоты и так непохоже на окружающий нас мир. Это раздумье и тихая скорбь о чем-то несбыточном, далеком. Если вдруг озадачиться вопросом, какая музыка наиболее полно подошла бы к картинам этого художника, то вероятнее всего большинство зрителей выбрали бы фортепианный цикл П.И. Чайковского "Времена года"... мелодии грусти старинной.
В.Э. Борисов-Мусатов Автопортрет художника с сестрой 1898
Сестра художника Елена Эльпидифоровна Борисова-Мусатова Фото начала 1900-х
Виктор Борисов-Мусатов родился в семье железнодорожного служащего 2 (14) апреля 1870 года в Саратове, отец Эльпидифор Борисович и мать Евдокия Гавриловна Мусатовы были бывшими крепостными, приписавшимися к мещанскому сословию. В 1873 году с мальчиком случилась беда: он упал со скамейки и повредил себе позвоночник. И как пишут источники, на всю жизнь остался «с прекрасной, гордо вознесенной головой и горбатым туловищем». Это наложило отпечаток на восприятие окружающего мира: мальчик, а потом уже зрелый мужчина, стал мечтательным, сосредоточенным... Автопортрет с сестрой стал одной из первых серьезных картин художника, одной из его визитных карточек...
В.Э. Борисов-Мусатов В ожидании гостей 1894
В.Э. Борисов-Мусатов Маки в саду 1894
В.Э. Борисов-Мусатов Мальчик с собакой 1895
В.Э. Борисов-Мусатов Девушка освещенная солнцем 1897
Рисовать юноша начал очень рано, первоначальные профессиональные навыки получил в 1883—1890 годах в студии В.В. Коновалова, выпускника Академии художеств. Затем было поступление в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где Мусатов учился с перерывом с 1890 по 1895. В 1891, прервав обучение в Училище, он уехал в Петербург и поступил в Академию художеств. При поступлении он добавил к фамилии Мусатов первую часть - Борисов в память о деде. Учителем Борисова-Мусатова в Академии был знаменитый художник П.П. Чистяков. Но болезнь заставила живописца покинуть сырой Петербург и вернуться в Москву, а затем отправиться в путешествовие по Крыму и Кавказу, а осенью 1895 уехать в Париж. В Париже художник начал заниматься рисунком в мастерской Фернана Кормона, учениками которого были Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Вийон и Рерих. В результате всего этого Виктор Борисов-Мусатов напишет следующие строки: "Я нашел свой мир... и ничто уже меня не может выбить из моей колеи. Человек носит свое счастье в самом себе. Я его имею и верю, что в нем не разочаруюсь до конца".
В.Э. Борисов-Мусатов Осенний мотив 1899
Объяснение в любви
(написано под впечатлением картины В.Э. Борисова-Мусатова "Осенний мотив")
Сияет роса на листочках.
И солнце над прудом горит.
Красавица с мушкой на щечках,
как пышная роза, сидит.
Любезная сердцу картина!
Вся в белых, сквозных кружевах,
мечтает под звук клавесина…
Горит в золотистых лучах
под вешнею лаской фортуны
и хмелью обвитый карниз,
и стены. Прекрасный и юный,
пред нею склонился маркиз
в привычно заученной роли,
в волнисто-седом парике,
в лазурно-атласном камзоле,
с малиновой розой в руке.
«Я вас обожаю, кузина!
Извольте цветок сей принять…»
Смеется под звук клавесина
и хочет кузину обнять.
Уже вдоль газонов росистых
туман бледно-белый ползет.
В волнах фиолетово-мглистых
луна золотая плывет.
Андрей Белый Март 1903
В.Э. Борисов-Мусатов Мотив без слов 1900
В.Э. Борисов-Мусатов Гармония 1900
В.Э. Борисов-Мусатов Кавалер, читающий стихи (этюд к картине "Гармония") 1899
В.Э. Борисов-Мусатов Сидящая дама (этюд к картине "Гармония") 1899
1902 год дарит миру еще одну картину, которую всегда показывают, когда речь идет о Борисове-Мусатове. Это знаменитый "Водоем". Около воды грустят и мечтают две женщины: это сестра и невеста художника. Сохранился рассказ В.Л. Станюковича, о первом показе картины: "Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Мы были ослеплены красками, не понимали… Изумлённые сидели мы перед картиной и долго молчали. Стояла тишина, Виктор тихо ходил в другой комнате.
— Как хорошо… Боже, как хорошо! — прошептал кто-то тихо.
И широкая струя счастья залила наши сердца, словно не было низенькой мастерской, дождя за окном, этих длинных провинциальных буден. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели — счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущённый. Он понял… И долго в этот вечер сидели мы на его широком турецком диване перед картиной, очарованные её могучим обаянием. Это было совершенно новое, неожиданное и невиданное".
В.Э. Борисов-Мусатов Водоем 1902
В 1904 году художник получил заказ на четыре росписи-фрески для одного из частных московских особняков. Тема росписей "Времена года" (вот он... Петр Ильич Чайковский!). Художник создал акварельные эскизы фресок: "Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Осенний вечер" и "Сон божества". Настоящая музыка в живописи, о которой сам художник сказал так: "Бесконечная мелодия, которую нашел Вагнер в музыке, есть и в живописи. Во фресках этот лейтмотив - бесконечная, монотонная, бесстрастная, без углов линия". Правда он избрал Вагнера, но все же русское нам как-то ближе...
Четыре фрески из цикла "Времена года"
В.Э. Борисов-Мусатов Весенняя сказка 1904-1905
В.Э. Борисов-Мусатов Летняя мелодия 1904-1905
В.Э. Борисов-Мусатов Осенний вечер 1904-1905
В.Э. Борисов-Мусатов Сон божества 1904-1905
Женщины на полотнах художника самые главные: он их любит, они ими восторгается, он старается не дышать на них. В жизни Борисов-Мусатов не раз влюблялся, но на ответное чувство надеяться не мог в силу своего физического недостатка. Однако две родственных души всегда найдут друг друга и Бог подарил ему тоже настоящую любовь и преданную подругу, ставшую его женой Елену Владимировну Александрову. Ее образ мы найдем, например, на картине "Гобелен", где она изображена вместе с сестрой художника.
В.Э. Борисов-Мусатов Гобелен 1901
В.Э. Борисов-Мусатов На террасе 1903
Сестра художника Е.Э.Мусатова на террасе
В.Э. Борисов-Мусатов Дама в голубом 1902
В.Э. Борисов-Мусатов Дама в голубом 1904
В.Э. Борисов-Мусатов Девушка в ожерелье 1904
В.Э. Борисов-Мусатов Женщина в голубом 1905
В.Э. Борисов-Мусатов Изумрудное ожерелье 1903-1904
Н.Ю.Станюкович с зонтиком
В.Э. Борисов-Мусатов Портрет Надежды Юрьевны Станюкович 1903
В.Э. Борисов-Мусатов Дама у гобелена (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903
В.Э. Борисов-Мусатов Прогулка на закате 1903
В.Э. Борисов-Мусатов Осенняя песня 1905
В.Э. Борисов-Мусатов Венки васильков
В.Э. Борисов-Мусатов На балконе
В.Э. Борисов-Мусатов Романс
В.Э. Борисов-Мусатов Усадьба 1902
В.Э. Борисов-Мусатов Реквием 1905
"Реквием" - последняя монументальная картина художника, написанная в связи со смертью Н. Ю. Станюкович. На фоне дворца и парка, на фоне античных скульптур, аркад и колонн проходят перед нами бесплотные женщины, почти тени. Проходят и уходят в этот мир... Друг художника, В.К. Станюкович, муж Н.Ю. Станюкович писал о картине: ""Реквием" - одно из чудес, одна из вершин искусства. В этом создании Мусатов поднялся на недосягаемую ступень религиозного искусства. Что же это, как не доведение собственной жизни до религии?" . Осень 1905 года Борисов-Мусатов с семьей провел в Тарусе на даче Цветаевых. 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов внезапно скончался. Ему было всего 35 лет.
В.Э. Борисов-Мусатов Розы и сережки
За свою жизнь художник написал 77 картин, которые хранятся в более чем 20-ти музеях мира. Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика...
В.Э. Борисов-Мусатов Весна
Для написания материала использованы фотографии из журнала "Наше наследие", опубликованные в статье: Пророк и мечтатель. М.А.Врубель — В.Э.Борисов-Мусатов. Графика