Это цитата сообщения 
макошь311 Оригинальное сообщениеПочему репку тянули всем миром
	 
	Сегодня перечитаем «Репку», обратившись к старинным традициям.
	 
	Она исстари фигурировала в народном творчестве. Про выражение «проще пареной репы» Вы, конечно, знаете.
	 
	А пословицы слышали? 
	Кругла девка, как репка. (Или: хороша (девка), как мытая репка!).
	Круглую девицу ласкательно называли как раз Репушкой.
	Или: На спине не репу сеят. Хоть ты матушку-репку пой (речь идет о непристойной песне).
	 
	А загадки?
	Шибу (брошу) шибком, вырастет дубком, заолешничком.
	В землю крошки, из земли лепешки.
	Под дубком, под карандышком, ни клубком, ни камешком.
	Сама клубочком, а хвост под себя.
	Cверху зелено, посередке толсто, под конец тонко.
	Кругла, да не девка: с хвостом, да не мышь. 
	 
	По народному обычаю, когда у ребенка выпадал молочный зуб, ему полагалось кинуть его за печку, приговаривая: «Мышка, мышка! На тебе зуб репяной, а мне дай железный!»
	 
	Интересно: в этом обряде фигурируют два персонажа знаменитой сказки – и тот, который послужил названием, и тот, который появился последним, но сыграл «решающую роль»! А Вы не находите, что они чем-то похожи?
	 
	О.Сулейменов в «Аз и Я» заметил, что «у славянских жрецов письма и языка был значок... репен (репа), хвостатый клубень», и связан он был с солнцем. Так что репка – солнечный (солярный) символ, а мышка, тоже кругленькая, и тоже с хвостиком – совсем наоборот, представитель подземного мира.
	 
	И в этом качестве репка может означать сам мир или сложную, важную для жизни задачу. Бабка с дедкой – предки, которые, не в силах решить ее, зовут внучку. Здесь легко угадывается идея связи поколений, не так ли?
	 
	Но этого оказывается недостаточно, и на подмогу зовут сначала Жучку, потом Кошку, и, наконец, Мышку. В этой анималистической троице представлена традиция трехзвенного мирозданья.
	 
	
 [показать]Верхний мир символизирует собака (или волк), спутник небесных богов. Если в древних мифах (Цербер, Анубис) – это страж загробного мира, то у крестьян на Руси волк до XIX в. почитался как верный пес святого Георгия, насылаемого грешникам в наказание.
 
	 
	А еще у народов мира собака связывалась с природными явлениями (с молнией, дождем), им приписывалась способность видеть духов, предупреждать хозяев об опасности, чувствовать приближение природных катаклизмов, предсказывать эпидемии.
	 
	
 [показать]Кошка связана с земным миром, с домом. Во многих мифологических традициях она связывается с луной, плодородием. Но в некоторых культурах является и солярным символом царственности. Е.Блаватская отмечала:
 
	 
	«Египтяне представляли луну как кошку. Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле; и, таким образом, обыкновенная кошка была принята как выражение, как естественная эмблема и живое воспроизведение луны. Солнце, взиравшее вниз в преисподнюю, во время ночи, могло также называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме».
	 
	И неслучайно в «Книге мертвых» бог солнца Ра выступает как «великий кот».
	 
	Можно еще добавить, что мужское начало традиционно сопровождалось образом собаки, а женское – кошки: «Мужик да собака на дворе, баба да кошка в избе».
	 
	
 [показать]Мышка, как уже говорилось – 
представитель подземного мира. Поговорка «гора родила мышь» как раз и связана с хтонической ее природой.
 
	 
	В греческих мифах Зевс-громовержец обращает своих детей в мышей, крыс и кротов. Кроме того, в древних мифах мыши падали с неба. Это дало основу для средневекового поверья, что мышь родилась от грома и грозы. (А собака – помните? – связывалась с молнией и дождем).
	 
	Итак, в простеньком тексте «Дедка за репку, бабка за дедку…» заключен призыв к союзу поколений с силами мира – небесными, земными и подземными. И тогда можно решить любую, даже кажущуюся невыполнимой, задачу.
	 
	Короче говоря: сила в единстве!
	 
	При желании эта формула обращается в графику креста, священного символа многих народов безотносительно к принятому у них вероисповеданию: горизонталь – поколения (слева – предки, справа – потомки), вертикаль – триединство мира.
	 
	Автор: Валентина Пономарева