![]()
Шпиль Петропавловского собора — именно эта архитектурная доминанта центра города ассоциируется у многих с Санкт-Петербургом. Идейное и композиционное ядро ансамбля Петропавловской крепости — каменный собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Его закладка состоялась 30 мая 1712 года. Сооружение собора по проекту и под руководством архитектора Д. Трезини заняло 20 лет — с 1712 по 1732 год.
![]()
История собора берёт свою историю с начала 18 века, когда 29 июня (10 июля по новому стилю) 1703 года, по инициативе Петра I была заложена деревянная церковь. Поскольку церковь была заложена в день святых апостолов Петра и Павла, то и её освящение 1 (12) апреля 1704 года состоялось в честь этих святых. Каменный Петропавловский собор был заложен 30 мая (10 июня) 1712 года на месте деревянной церкви. Освящение каменного собора состоялось 29 июля 1733 года - в праздник святых апостолов Петра и Павла.
![]()
Необычны для традиционного русского культового зодчества как внешний облик собора, так и интерьер. Его главное украшение — резной золоченый иконостас и надпрестольная сень — дар храму от Петра I и Екатерины I. Иконостас был создан в Москве по рисункам Д. Трезини группой мастеров-резчиков под руководством И. П. Зарудного.

Программу иконостаса составили Петр I и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Композиция иконостаса включает пять больших киотов. В них размещены 43 иконы, написанные в 1726–1729 годах русскими иконописцами А. Поспеловым и Ф. Протопоповым. Эскизы икон выполнил М. Аврамов, организатор и директор Петербургской типографии и Рисовальной школы.
![]()
По задумке Петра новая постройка должна была превзойти по высоте Меншикову башню и колокольню Ивана Великого в Москве. Так и вышло: собор выше последней на 32 метра. Сегодня же шпиль Петропавловского собора, благодаря перестройкам, увеличился ещё на 10,5 метра. Кстати, ангел, размещённый на его колокольне, считается официальным историческим символом Санкт-Петербурга. Ангел на шпиле собора появился в 1720-х годах по предложению Трезини. Ангел размешен на шаре, венчающим шпиль собора, а над фигурой ангела находится крест.
![]()
Собор соединен галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной для погребения великих князей — членов императорского дома Романовых. Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.
![]()
Храм Святого Петра и Павла и Ботный дом — укрытие для ботика Петра I
Длина главного здания: 61 м.
Ширина: 27,5 м.
Высота стен: 15 м.
Высота иконостаса: 20 м.
Размеры ангела (четвертого по счету): крест – 6,5 м, высота фигуры – 3,2 м, размах крыльев – 3,8 м.
Высота купола с крестом: 72 м.
Первоначальная высота колокольни со шпилем: 106 м.
Наивысшая точка собора после реконструкции 1858 года: 122,5 м.
Петропавловский собор оставался высочайшим зданием Санкт-Петербурга до введения в эксплуатацию башни «Лидер» в 2013 году.

Ангел и крест на самом верху Петропавловского собора
На колокольне располагается 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. Там же установлен карильон. В 17-18 веках в качестве гимна использовалась церковная мелодия композитора Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Куранты и сейчас исполняют её каждый час. Позже был принят официальный гимн Российской империи «Боже, царя храни», он также до сих пор исполняется, но каждые 6 часов.
Перед алтарем установлена кафедра для произнесения проповедей. В православных церквях практика чтения проповедей прежде не существовала. Впервые она была введена в царствование Петра I.Симметрично кафедре находится царское место — помост, где во время богослужения стоял император.

Со времени своей постройки Петропавловский собор служил усыпальницей для династии Романовых. Ещё при Петре здесь появились захоронения двоих его сыновей и четырёх дочерей. Сам Пётр и все следующие императоры (за исключением Петра II и Иоанна VI) также похоронены на территории собора. В 1896–1908 годах к зданию была пристроена Великокняжеская усыпальница.

Собор построен в стиле петровского барокко. Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами. Роспись стен принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову. Лепной декор собора выполнили И. Росси и А. Квадри, плафоны в центральном нефе — Пётр Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах собора под общим руководством Андрея Матвеева нарисованы художниками Г. Гзелем, В. Ярошевским, М. Захаровым, В. Игнатьевым, И. Бельским, Д. Соловьевым, А. Захаровым. Пространство собора освещается пятью люстрами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарём является подлинником XVIII века, остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны.

После прихода советской власти здание Петропавловского собора было передано Музею революции, позже его помещения занял склад Центральной книжной палаты. А в 1954 году комплекс перешёл к Государственному музею истории Ленинграда (ныне — Санкт-Петербурга)Собор действующий. В настоящее время в нем служатся царские панихиды в дни памяти российских государей, проходят постоянные богослужения по согласованию с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга.



![]()

Царские врата
![]()

Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного, резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой. Иконостас имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне.

![]()

![]()
Царское место



![]()

Кафедра проповедника, украшенная золочёной скульптурой

Стены собора украшены знаменами, в XIX веке число знамен здесь доходило до полутора тысяч! Еще здесь находились другие военные трофеи – оружие, а также ключи от европейских городов - Варшавы и Парижа.

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах - интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города. Лишь в 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.
![]()
![]()
![]()
Трофейные знамёна





На надгробиях императоров и императриц, помимо креста, по углам помещены еще четыре бронзовых герба Российской империи. На доске писалась также и дата вступления на престол.

Захоронения Екатерины I, Елизаветы Петровны и Петра I

В 1998 году в Екатерининском приделе собора упокоились останки последнего императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.
![]()
Витраж с ликом Иисуса Христа в окне Великокняжеской ниспадальницы

Все надгробия в 1865 году были заменены на мраморные, существующие и ныне, но два саркофага отличаются от остальных. Они были изготовлены в 1887-1906 годах из зелёной яшмы и розового орлеца для императора Александра II и его супруги Марии Александровны.
![]()
Иконостас и другие элементы внутреннего убранства усыпальницы утрачены. Запрестольный витраж «Воскресение Христово», выполненный по эскизу художника Н. А. Бруни, погиб во время блокады (1941–1944).

Великокняжеская усыпальница
Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены. https://www.spbmuzei.ru/petropavlovskiy.htm