![]()
Чезаре Маккари : Леонардо рисует Джоконду 1863
В феврале 1852 года императорские собрания Эрмитажа были открыты для публики — коллекция стала музеем. Но есть картина, которую Эрмитаж хранит где-то далеко в запасниках и никогда не показывает посетителям. Название её звучит знакомо — «Портрет Джоконды».
На самом деле, сенсации тут вроде нет. «Копия, неизвестный художник, XVI в. холст, масло, 71×53 см. Автор оригинала: Леонардо да Винчи. 1452-1519», — сообщается в описании этой единицы хранения. Статус великого музея не позволяет Эрмитажу выставлять копии. Подробностей происхождения петербургской Джоконды хранители тоже не раскрывают — по крайней мере, поиск информации не дал результата.
«Портрет Джоконды», неизвестный художник, XVI в. Государственный Эрмитаж, Петербург
О каких-то деталях биографии экспоната можно догадаться по его инвентарной описи: «Поступил в 1931 г. Передан из всесоюзного объединения «Антиквариат». Контора «Антиквариат» в 1929-1931 годах распродавала иностранцам коллекции крупнейших российских музеев — так пришлось добывать деньги на индустриализацию страны.
Известно, что граф С.Г. Строганов (1794-1882) был страстным коллекционером и буквально охотился за работами Леонардо. «Портрет юноши в образе Святого Себастьяна» Строганову где-то в 1850-хх продали именно как работу да Винчи — но уже после смерти графа искусствоведы договорились, что картину писал ученик мастера Джованни Больтраффио. Возможно, и «Джоконда» — трофей Строганова; в 1931-м «Антиквариат» не смог продать её и сдал на хранение в Эрмитаж.
«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». Леонардо да Винчи, 1503–1519 гг. Лувр, Франция
Но знаете, и с той «Моной Лизой», которая висит в Лувре и считается подлинной (доска, масло, 76,8 × 53 см), тоже не всё ясно. Считается, что портрет своей супруги Лизы Герардини флорентийский торговец шёлком Франческо дель Джокондо заказал Леонардо в 1503 году. Но почему мастер не отдал картину заказчику, а увёз с собой во Францию, где он и остался навсегда?
Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»[. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»

«Айзелуортская Мона Лиза», Леонардо да Винчи (?), начало XVI век. «Фонд Моны Лизы», Швейцария
В 1913 год арт-дилер Хью Блейкер обнаружил в доме некоего английского дворянина картину XVI века на которой была изображена... да, опять Джоконда, сомнений нет. Только тут модель явно моложе, чем её французская версия. Блейкер купил картину и разместил её в своей студии в районе Айзелуорт на западе Лондона. С тех пор её называют «Айзелуортской Моной Лизой».
Радиоуглеродный анализ холста показал, что он был произведен между 1410 и 1455 годами. Сейчас полотно принадлежит группе неких швейцарских инвесторов. Образованный ими цюрихский «Фонд Моны Лизы» настаивает, что эту картину тоже писал Леонардо: мол, ранний («айзелуортский» вариант) он передал заказчику, а второй сделал позже для себя.
Так, считается, что монументальную копию «Тайной вечери», которая сейчас хранится в монастыре Тонгерло (Бельгия) делал Андреа Соларио под присмотром самого да Винчи (возможно, он даже приложил руку к фигуре Христа). А ещё — известны самые неожиданные вариации на тему Джоконды, вышедшие из мастерской Леонардо. Например, странная «Донна Нуда» (она, кстати, тоже в хранится в Эрмитаже).