• Авторизация


Платон. Космогония 06-09-2007 11:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[230x230]
Космогония Платона излагается в "Тимее", который был перееден на латинский язык Цицероном и вследствие этого был единственным из диалогов, известных на Западе в средние века. И тогда и ранее, в эпоху неоплатонизма, "Тимей" имел более сильное влияние, чем все другие произведения Платона, что представляет любопытное явление, так как он, конечно, содержит больше глупости, чем можно найти в других его произведениях. Как философское произведение он не представляет интереса, но историческое значение его было так велико, что следует обстоятельно рассмотреть его.

Место, занимаемое Сократом в более ранних диалогах Платона, в "Тимее" принадлежит одному пифагорейцу. В "Тимее" разделяются также в основном теории этой школы, включая взгляд, что число лежит в основе объяснения мира. В "Тимее" содержится, во-первых, резюме первых пяти книг "Государства", затем миф об Атлантиде, о которой сказано, что она была островом, находившимся вблизи Геркулесовых столбов, который был больше Ливии и Азии, "месте взятых. Затем Тимей, который является пифагорейским астрономом, рассказывает историю мира вплоть до сотворения человека. Он говорит в общих чертах следующее.

То, что неизменно, постигается разумом и мышлением; то, что изменяется, принадлежит мнению. Мир, будучи чувственным, не может быть вечным и должен был быть создан Богом. Поскольку Бог благостен, он сделал мир по образцу вечного. Не будучи завистливым, Он пожелал, чтобы все было по возможности подобно Ему самому. "Пожелав, чтобы все было хорошо, а худого по возможности ничего не было, Бог таким-то образом все подлежащее зрению, что застал не в состоянии покоя, а в нестройном и беспорядочном движении, из беспорядка привел в порядок, полагая, что последний всячески лучше первого". (Таким образом, представляется, что Бог Платона, в противоположность еврейскому и христианскому Богу, не создал мир из ничего, но переустроил предсуществовавший этому материал.) Он вселил ум в душу, а душу - в тело. Он сделал мир как целое живым существом, одушевленным и одаренным умом. Имеется лишь один мир, а не много миров, как учили различные досократики; не может быть больше одного мира, поскольку он - созданная копия, которая должна как можно ближе соответствовать вечному оригиналу, постигаемому Богом. Мир в своей целостности является одним видимым животным, вмещающим в себя всех других животных. Это шар потому, что подобное в тысячу раз прекраснее неподобного, а только шар подобен себе повсюду. Он вращается потому, что круговое движение самое совершенное; и, поскольку это его единственное движение, он не нуждается ни в ногах, ни в руках.

Четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля, - каждый из которых, по-видимому, представлен числом, находятся в постоянной пропорции, то есть огонь относится к воздуху, как воздух к воде и как вода к земле. Бог употребил все эти элементы при сотворении, мира, и поэтому мир совершенен и не подвержен старению или болезни. Мир приведен в гармонию благодаря пропорции, гармония же порождает в мире дух дружбы, и поэтому только один Бог в состоянии разложить мир на части.

Бог создал сначала душу, а затем тело. Душа состоит из неделимо-неизменяемого и делимо-изменяемого. Это третий и промежуточный род сущности.

Далее следует пифагорейская трактовка планет, приводящая к объяснению происхождения времени: "И вот когда Отец усмотрел, что порожденное им, это изваяние вечных богов, движется и живет, он возрадовался и в ликовании замыслил еще больше уподобить [творение] образцу. Поскольку же образец являет собой вечно живое существо, он положил в меру возможного и здесь добиться сходства; но дело обстояло так, что природа того живого существа вечна, а этого нельзя полностью передать ничему рожденному. Поэтому замыслил он сотворить некое движущееся подобие вечности; устрояя небо, он вместе с ним творит для вечности, пребывающей в едином, вечный же образ, движущийся от числа к числу, который мы назвали временем".

До этого не было ни дней, ни ночей. Мы не должны говорить о вечной сущности, что она была или будет; правильно сказать лишь, что она есть. Подразумевается, что о "подвижном образе вечности" правильно сказать, что он был или будет.

Время и небо появились в один и тот же момент. Бог создал солнце так, чтобы животные могли изучать арифметику; предполагается, что без чередования дней и ночей мы не имели бы никакого представления о числах. Наблюдение дня и ночи, месяцев и лет привело к знанию о числе дало нам понятие о времени, и отсюда произошла философия. Это - величайшее преимущество, которым мы обязаны зрению.

Имеется (помимо мира в целом) четыре рода животных: боги, птицы, рыбы и наземные животные. Боги - это главным образом огонь; неподвижные звезды - это божественные и вечные животные. Создатель сказал богам, что он мог бы уничтожить их, но не сделает этого. Он предоставил им сделать смертную часть всех других животных, после того как он сделал бессмертную и божественную часть.

(Это место, подобно другим отрывкам о богах у Платона, вероятно, не следует принимать всерьез. Вначале Тимей говорит, что он ищет лишь вероятность и не может быть уверен. Многие подробности явно выдуманы и не понимались буквально.)

Создатель, говорит Тимей, создал по одной душе для каждой звезды. Души обладают чувствами - любовью, страхом и гневом; если они одерживают верх над этими чувствами, то они ведут праведную жизнь, если нет - неправедную. Если человек проживет хорошо всю жизнь, то после своей смерти он будет вечно и счастливо жить на своей звезде. Если же он будет жить плохо, то при своем втором рождении будет женщиной. Если, будучи женщиной, он (или она) будет продолжать дурно вести себя, то превратится в животное, и также превращения будут продолжаться до тех пор, пока его разум не одержит победу. Бог поместил некоторые души на Земле, некоторые - на Луне, а некоторые - на других планетах и звездах и предоставил младшим богам образовать их тела.

Имеется два рода причин: разумные причины и причины, которые происходят от чего-либо, приводимого в свою очередь в движение и по необходимости сообщающего его другим вещам. Первые наделены умом и являются творцами прекрасного и доброго, в то время как вторые, будучи лишены разумения, производят всегда одно беспорядочно случайное. Изучать надо оба рода причин, потому что космос обладает смешанной природой, родившись из сочетания необходимости и разума. (Будет замечено, что необходимость не подчинена власти Бога.) Тимей переходит затем к роли, приписываемой необходимости.

Земля, воздух, огонь и вода не являются первыми началами, буквами или элементами; они даже не являются слогами или составными словами. Огонь, например, не следует называть "это", но лишь "такое", то есть это не субстанция, но скорее состояние субстанции. Здесь возникает вопрос: являются ли постигаемые сущности лишь названиями? Нам говорят, что ответ зависит от того, являются ли одним и тем же разум и истинное мнение. Если это не так, то знание должно быть знанием сущностей, и поэтому сущности не могут быть простыми названиями. Разум и истинное мнение, конечно, различаются, потому что одно внедряется через наставление, а другое - через убеждение; одно сопровождается истинным пониманием, а другое - нет; все люди разделяют истинное мнение, но разум является атрибутом богов и очень немногих среди людей.

Это ведет к довольно любопытной теории пространства как чего-то промежуточного между миром сущностей и миром преходящих чувственных вещей.

"...Во-первых, ...есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себе, откуда бы то ни было и сама, ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя - ощутимое, рожденное, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть еще один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно. Мы видим его как бы в грезах и утверждаем, будто этому бытию непременно должно быть где-то, в каком-то месте и занимать какое-то пространство, а то что не находится ни на земле, ни на небесах, будто бы и не существует".

Это очень трудный отрывок, и я не претендую на то, что вполне понял его. Я думаю, что выраженная здесь теория должна была возникнуть из размышления о геометрии и, по-видимому, представляет собой предмет чистого разума, подобно арифметике, и все-таки она должна была относиться к пространству, которое является аспектом чувственного мира. Вообще нереально искать аналогии с более поздними философами, но я не могу не думать, что Канту должен был бы понравиться этот взгляд на пространство, как родственный его собственному.

Тимей говорит, что истинными элементами материального мира являются не земля, воздух, огонь и вода, но два вида прямоугольных треугольников: один, составляющий половину квадрата, и другой, составляющий половину равностороннего треугольника. Первоначально все было смешано и "четыре рода обособились в пространстве еще до того, как пришло время рождаться устрояемой из них Вселенной". Но затем Бог впервые придал им вид через форму и число "...они были приведены Богом к наивысшей возможной для них красоте и к наивысшему совершенству из совсем иного состояния". Нам говорят, что упомянутые выше два вида треугольников являются прекраснейшими формами и поэтому Бог использовал их при создании материи. Посредством этих двух треугольников можно построить четыре или пять правильных геометрических тел, и каждый атом одного из этих четырех элементов является правильным геометрическим телом. Атомы земли - кубы, огня - тетраэдры, воздуха - октаэдры и воды - икосаэдры.

Теория правильных геометрических тел, которая выдвинута в книге тринадцатой Евклида, была в эпоху Платона новым открытием; она была завершена Теэтетом, который появляется как очень молодой человек в диалоге, носящем его имя. Согласно традиции, он первый доказал, что имеется лишь пять родов правильных геометрических тел, и открыл октаэдр и икосаэдр. Правильные тетраэдр, октаэдр и икосаэдр имеют в качестве своих граней равносторонние треугольники, додекаэдр - правильные пятиугольники и не может быть, поэтому составлен из платоновских двух треугольников. По этой причине Платон и не прибегает к додекаэдру в связи с указанными ранее четырьмя элементами.

Что касается додекаэдра, Платон говорит лишь: "В запасе оставалось еще пятое многогранное построение: Бог определил для Вселенной и прибегнул .к нему, когда разрисовывал ее и украшал". Это место неясное, но содержит "в себе намек, что Вселенная является додекаэдром; но в других местах говорится, что она представляет собой шар. Пентаграмме всегда принадлежало видное место в магии и, по-видимому, этим положением она обязана пифагорейцам, которые назвали ее "здоровьем" и употребляли в качестве символа для опознания членов братства. Вероятно, она обязана своими свойствами тому обстоятельству, что додекаэдр имеет пятиугольники в качестве своих граней и в некотором смысле представляет собой символ Вселенной. Эта тема привлекательна, но здесь трудно установить что-либо определенное.

После обсуждения ощущения Тимей переходит к объяснению того, что человек имеет две души: одну бессмертную и другую - смертную; одну - созданную Богом и другую - созданную другими [младшими] богами. Смертная душа, вмещающая в себе "...опасные и зависящие от необходимости состояния: для начала - удовольствие, эту сильнейшую приманку зла, затем страдание, отпугивающее нас от блага, и в придачу двух неразумных советчиц - дерзость и боязнь - и, наконец, гнев, который не внемлет уговорам, и надежду, которая не в меру легко внемлет обольщениям. Все это они смешали с неразумным ощущением и с готовой на все любовью и так довершили по законам необходимости смертный род души".

Бессмертная душа находится в голове, смертная - в груди.

В этом диалоге содержатся любопытные физиологические идеи. Например, что назначение кишечника состоит в том, чтобы благодаря задерживанию в нем пищи предотвращать обжорство. Кроме того, там имеется другое объяснение переселения душ: трусливые или нечестные мужчины в своей следующей жизни превратятся в женщин. Не плохие, но легкомысленные мужчины, которые считают, что астрономию можно изучать, глядя на звезды, без знания математики, превратятся в птиц; те, которые не обращаются к философии, превратятся в обитающих на земле диких животных; самые глупые станут рыбами.

Последний абзац этого диалога подводит резюме всему диалогу:

"Теперь мы скажем, что наше рассуждение пришло к концу. Ибо восприняв в себе смертные и бессмертные живые существа и пополнившись ими, наш космос стал видимым живым существом, объемлющим все видимое, чувственным Богом, образом Бога умопостигаемого, величайшим и наилучшим, прекраснейшим и совершеннейшим, единым и однородным небом".

Трудно решить, что в "Тимее" следует принимать всерьез, а что следует считать игрой фантазии. Я думаю, что следует принимать вполне серьезно объяснение сотворения мира как создания порядка из хаоса, так же как и соотношение между четырьмя элементами, и их отношение к правильным телам и составляющим их треугольникам. Объяснение времени и пространства является именно таким, в каком Платон убежден; то же относится к точке зрения на сотворенный мир как на копию вечного прообраза. Смешение необходимости и цели в мире является убеждением, которое было свойственно практически всем грекам задолго до появления философии. Платон воспринял его и тем самым прошел мимо проблемы зла, которая не дает покоя христианской теологии. Он серьезно думал, как мне кажется, что мир - животное. Но подробности относительно переселения душ и роль, приписываемая богам, и остальным подчиненным природным силам даны, по-моему, лишь для того, чтобы придать изложению возможную конкретность.

Этот диалог в целомзаслуживает изучения, поскольку он оказал большое влияние на древнюю и средневековую мысль; и это влияние не ограничивается тем, что наименее фантастично.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
01-03-2020-23:57 удалить
3 Невозможность беспредметного познания мира. Теоретические последствия беспредметного мировоззрения
Как предположил ведический философ дома Феанора (славянский) Святослав, любой объективистский подход к познанию мира рано или поздно признает, что без наблюдателя картина мира не может быть описана или перестает быть рациональной. Известно, что квантовые законы действуют не только в микромире, но и в макромире. Это было описано Ньютоном. Такая цивилизация с объективистским подходом могла бы создать механизмы с ограниченными возможностями и эффективностью, но затем она все же переключилась бы на субъективный метод. Заклинание, наложенное на кастрюлю с для нагрева воды, дает больший эффект, чем нагрев огнем или газом, что показали эксперименты Ломоносова. В этом порядке картина мира по существу и преподается в школе сегодня. Сначала идет физика, которая описывает основные структуры эфира - поля и материю. И потом начинается курс магии - то есть контроль над своим сознанием и миром как его подсистемой.
Академик Васильев считает, что мы - совокупность наблюдателей, которые вступают в контакт с себе подобными или нет по своему усмотрению. Этому пониманию способствует структура альвийского мозга как трансивера, который базируется на недвойственном понимании и полилогике, то есть недихотомичном мышлении.
Согласно Третьяку, более примитивные абстрактные гуманоиды, чье сознание имеет тенденцию к дихотомическому мышлению, могут иметь инстинкт доминирования, то есть склонность потреблять все больше и больше ресурсов. По мнению биологов, такой инстинкт мог быть присущи некоторым типам насекомых 10 000 лет назад. Это приведет к появлению лишних и чуждых альвам рас, войнам из-за глупости, например, поляризации общества и неспособности прийти к согласию или искреннему желанию добра, которое не будет соответствовать действительности, появлению религиозных взглядов, которые не будут основаны на самопознании в медитации, опыте и логике, росте государственного аппарата и усилении законодательного регулирования, чрезмерной и принудительной занятости альвов, неподготовленности планеты к появлению альвов. Это будет усугубляться и тем, что действует режущий принцип восприятия, то есть такие гуманоиды будут считать это единственным возможным способом существования. Наука, которая в нормальной форме представляет лишь ограниченный вид рациональных знаний, превратится инструмент, ограничивающий мировоззрение. Как известно, рациональное знание - это такое знание, которое признает мир таким, какой он есть, а не удобным. В этом случае у науки будет постоянно расширяющееся поле предметов для изучения, которое естественно будет генерироваться сознанием наблюдателя, но он не будет понимать об это.
4 Причины для магических ограничений 2 уровня
Поскольку, согласно Платону, Альвхейм была заранее подготовлен к прибытию нас, то есть духов, достигших определенного уровня понимания, магия должна быть ограничена в материальном мире, чтобы предотвратить его виртуализацию в повседневной жизни. Наша цель в материальном мире - рассматривать вещи в материальной форме или в опыте. Но для этого они должны быть стабильными и должна быть установлена определенная ограничительная процедура для ознакомления с ними. Однако ничто не мешает наблюдателю совершить скачок между вариантами мультивселенной, то есть использовать уровень базовой магии и действовать не только в этой версии. Конечно, остальные ничего об этом не узнают, если он им ничего не скажет.
Исходя из принципа ограничения магии в варианте наблюдателя, то есть в Альвхейме у нас есть объекты, изначально созданные со свойствами, которые ранее не были определены. Например, кристаллы, которые светятся при приближении к определенным металлам, которые используются при освещении помещений.


3 The impossibility of a subjectless knowledge of the world. Theoretical consequences of a subjectless worldview
As the Vedic philosopher of the house of Feanor (Slavic) Svyatoslav suggested, any objectivist approach to the knowledge of the world would sooner or later admit that without an observer the picture of the world could not be described or ceased to be rational. It is known that quantum laws operate not only in the microworld, but also in the macrocosm. This was described by Newton. Such a civilization with an objectivist approach could create mechanisms with limited capabilities and efficiency, but then it still switched to the subjective method. The spell cast on a pot of boiling water gives a greater effect than diluted under fire or heating it with gas, as shown by Lomonosov’s experiments. In this order, the picture of the world is essentially taught at the school today. First comes physics, which describes the basic structures of the ether - fields and matter. And then the course of magic begins - that is, control of your consciousness and the world as its subsystem.
Academician Vasiliev believes that we are a collection of observers who come into contact with their own kind or not. This understanding is promoted by the structure of the Alvian brain as a transceiver, which is formed under nondual understanding and polylogy, that is, non-dichotomous.
According to Tretyak, more primitive humanoids, whose consciousness in its abstraction has a tendency to dichotomous thinking, could have an instinct for domination - that is, a tendency to consume more and more resources. According to biologists, such an instinct could be inherent in some types of insects 10,000 years ago. This would lead to the appearance of superfluous and alien races, wars from stupidity, for example, polarization of society and the inability to agree or sincere desire for a good that would not be consistent with reality, the emergence of religious views that would not be based on self-knowledge in meditation, experience and logic, growth state apparatus and increase legislative regulation, excessive forced employment of alva, unpreparedness of the planet for the emergence of alva. This would be compounded by the fact that the cutting principle of perception would act, that is, such humanoids would consider this to be the only possible way of existence. Science, which in normal form represents only a limited kind of rational knowledge, would turn into an alva-instrument restricting the worldview. As we know, rational knowledge is such knowledge that recognizes the world as it is, and not as convenient. In this case, science would have an ever-expanding field of subjects for study, which would naturally be generated by the consciousness of the observer, but he would not know about it.
From the principle of the limitation of magic in the observer's version, that is, in Alvheim we have objects originally created with polyproperties. For example, crystals that glow when approaching metals that are used in lighting rooms.
4 Reasons for Level 2 Magic Limitations
Since the land, according to Plato, Alvheim was prepared in advance for the arrival of us, that is, spirits having reached a certain level of understanding, magic should be limited in the material world in order to prevent its virtualization in everyday life. Our goal in the material world is to consider things in material form or in experience. But for this they must be stable and a certain restrictive procedure should be established for familiarizing themselves with them. However, nothing prevents the observer from making a leap between multiverse options, that is, using the level of basic magic, and not acting only in this version. Of course, the rest will not know anything about this if he does not tell them anything.
From the principle of limiting magic in the variant of the observer, that is, in Alvheim we have objects originally created with properties that were previously undefined. For example, crystals that glow when approaching certain metals that are used in indoor lighting.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Платон. Космогония | Открытое забрало - Дневник Открытое забрало | Лента друзей Открытое забрало / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»