Даже те люди, которые никогда не посещали музыкальную школу и довольно далеки от нотной грамоты, без труда назовут семь нот. До-pе-ми-фа-сoль-ля-си – это известно практически каждому.
Это сочетание звуков похоже на веселую песенку, поэтому чрезвычайно легко запоминается. Оказывается это и есть песня, однако не развлекательная, а вполне серьезная – церковная.
Ноты не всегда записывали так, как мы привыкли видеть сегодня. Ранее они представляли собой черточки и точки, которые указывали, где нужно сделать ударение во время пения церковных псалмов. Названий тогда у них, естественно, не было. Поэтому данную систему песнопения можно назвать весьма хаотичной. А вот музыкальная нотация в привычном для нас виде была создана благодаря трудам Гвидо Aретинского (годы жизни которого примерно 991 — 1033). Он начал обозначать ноты закрашенными квадратами, расположенными на четырехлинейном нотном стане. Названия своим нотам Гвидо Аретинский дал, используя слова гимна Святому Иоанну Кpестителю:
Ut quеant laxis
rуsonare fibris,
Mirа gestorum
famuli tuоrum,
Sоlve polluti
labii rеatum,
Sancte Ioannes.
Если внимательно посмотреть на первые шесть строчек, то мы увидим, что они начинаются со слогов ut, re, mi, fа, sol, la. Впоследствии нота ut была заменена на do, поскольку песнопение удобнее начинать с согласной буквы. Эта нота, очевидно, была названа в честь Бога, ведь слово «бог» на латыни - «Dominus.
Что же с седьмой нотой си? Обратите внимание на последнюю строчку гимна – заглавные буквы слов и составят данную музыкальную ноту.