При этом, как и в случае с Джокангом, не обошлось без геомантии «саче».
Дюсум Кхьенпа выбрал место посреди долины там, где склоны гор перед монастырем были ровными и покрытыми растительностью, а позади монастыря — скалистыми и малоприступными.
Это символизировало мягкую силу «мирных» будд и яростную энергию «защитников дхармы», или «гневных» проявлений будд. Посередине долины протекала речка, что всегда считается благоприятным знаком.
Во время культурной революции 60-х, как и многие другие священные буддийские места, монастырь был разрушен, и отстроен заново в 80-х благодаря усилиям шестнадцатого Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже.
Кармапу называют Ламой в Черной короне. Считается, что, когда в одном из прошлых воплощений он достиг просветления, дакини поднесли в честь этого события корону, свитую из их черных волос.
Некоторые наиболее реализованные люди на самом деле способны увидеть эту энергетическую корону.
А для всех остальных кто-то из китайских императоров приказал своим мастерам сделать копию того, что сам увидел над головой пятого Кармапы, Дешин Шегпы.
Тем не менее здесь все пропитано духом Кармапы и других мастеров линии передачи, например Миларепы, в пещере которого нам удалось помедитировать в самом начале поездки. Энергетика места непередаваемая!
В одном из залов сохранился трон, на котором когда-то восседали все Кармапы.
А в другом можно получить благословение статуей Сангье Ненпы, учителя восьмого Кармапы Микьё Дордже.
После смерти учителя Микьё Дордже сделал эту статую и наполнил ее реликвиями, оставшимися после кремации Сангье Ненпы. После этого статуя взлетела в воздух и висела семь дней.
Ее до сих пор так и называют — «висящая в воздухе».
Есть несколько комнат, которые полностью заставлены статуями того или иного будды, например Будды Шакьямуни, Зеленой Тары или, как на фотографии, Авалокитешвары. Этот четырехрукий бодхисаттва является олицетворением сочувствия всех будд.
Побродив вместе с тибетскими бабушками по монастырю, мы забрались на крышу, чтобы поближе взглянуть на традиционное украшение — двух оленей и колесо Дхармы. Когда Будда Шакьямуни давал первое учение (или, как говорят буддисты, сделал первый поворот колеса Дхармы), это произошло в Оленьем парке в индийском Сарнатхе.
Кроме пяти первых учеников, послушать Будду пришло и двое оленей.