Начало здесь
Третий этап интонационного общения - Слово, Речь. Если музыка и интонация были языком подсознания, то слово стало языком сознания.
Мы можем составить таблицу двух компонентов речи.
Слово | Интонация | |
отдел психики | сознание | подсознание |
определяет | поведение | состояние |
сигнал | произвольный | непроизвольный |
главное | что сказано? | как сказано? |
В музыкально-поэтической интонации оба этих компонента гармонизованы в единое целое.
Интонационный резонанс
Музыкально-поэтическая интонация стала самой организованной формой общего интонационного процесса, частью которого она является. Она оказалась способна создавать совершенно особое состояние человека - интонационный резонанс, обладающий гипнотическим воздействием на человеческую психику. Происходит это так: колебания музыкально-поэтической интонации (МПИ) создают ритм, который способен настраиваться на внутренний ритм подсознания и при особых условиях попадать с ним в резонанс. Такой резонанс резко усиливает смысловое и эмоциональное воздействие МПИ и распространяет его с отдельной личности на громадные массы людей. Благодаря интонационному резонансу они могут совершать коллективные действия - петь, плясать, маршировать... Но его воздействие может быть и более глубоким - когда возникает новая для какой-то социальной группы мысль, передача её становится возможной именно благодаря интонационному резонансу. С него начинается искусство музыки и поэзии. Иначе говоря, искусство музыки и поэзии - искусство возникновения интонационного резонанса.
В идеале интонационный резонанс направлен на объединение людей в единое человечество, но увы... в истории человечества интонационный резонанс выполняет далеко не всегда положительную роль. К сожалению, им часто пользовались и пользуются для разжигания чувств агрессии, насилия, социальной ненависти.
Интонационный резонанс гармонизует слово и интонацию, сознание и подсознание, поведение и состояние, смысл слова (что сказано) и выразительность (как сказано). Можно ещё раз сказать, что музыка и поэзия - это искусство вызывать интонационный резонанс. На чем основано это явление?
Прежде всего на первичном качестве интонации - возбуждать подсознание воспринимающей аудитории, объединяющейся в коллективный психический орган. Этот орган - назовём его "коллективное подсознание" - под влиянием ритмически организованной музыкально-поэтической интонации настраивается на её пульсацию. При совпадении с собственным ритмом коллективного подсознания возбуждение усиливается и приводит коллектив к единому алгоритму поведения. Почему это происходит?
Подсознание воспринимает информацию по естественному двоичному биологическому коду - комбинациям двух символов "да" и "нет". Но ритм построен так же - в его основе двоичный код из комбинаций сильной, ударной доли (символ "да") и слабой, безударной, доли (символ "нет"). Поэтому подсознание воспринимает ритмическую информацию как бы без перевода. Когда количество и скорость ритмической информации, содержащейся в музыкально-поэтической интонации, совпадает с оптимальной способностью коллективного подсознания её воспринять, наступает явление интонационного резонанса. Такая интонация называется резонансной. Её воздействие зависит от исторического периода и социальных условий, потому что они определяют состояние человека в среде обитания, а следовательно и уровень восприятия информации его подсознанием. Этот уровень в ходе исторического развития повышается, а следовательно, резонансная интонация постоянно видоизменяется. Важно отметить, что резонансное воздействие ещё не означает высокое качество музыки - его создают все компоненты музыкально-поэтической интонации - мелодия, ритм, гармония.
По кн.: В. Дашкевич. Теория интонации
Продолжение следует...