Продолжая разбирать "фамильные драгоценности", нашла 2 пары интересных серег в отличном состоянии.Смело пишу "редкость",т.к. в этом статусе серьги "Елочки" недолго провисели на одном из аукционных сайтов.Вторую пару (см. ниже)найти в инете вообще не удалось. Представляют коллекционный интерес,как артефакты своего времени.
"Наступившая в конце 1950-х «оттепель», принесла с собой отмену негласного (а иногда и вполне гласного) неодобрения женских украшений. В большой степени ослабло и стремление к всеобщему единообразию"(Е.С. Юрова. Блеск и нищета бижутерии. Москва, 2016 г.)
Начало этим изменениям было положение Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Оно поставило перед художниками задачу - найти новые формы зданий, использовать современные материалы и достижения техники, освободиться от художественной подражательности стилям прошлого, которая укоренилась в больших и малых формах.
Под лозунгом “Искусство в быт” на смену вычурным формам “сталинского ампира” пришли простые и ясные геометрические формы.
На рубеже 50-60-х годов начались изменения и в ювелирном искусстве. На смену старым образцам пришли новые, демократичные модели украшений. Художники создавали красоту при помощи металла, стекла или эмали. Малосерийные украшения пользовались большим спросом. Организованы цеха по изготовлению авторских серий ювелирных украшений из мельхиора.Преобладают асимметричные формы и геометрическая условность узоров, получившие распространение в декоративном искусстве начала 60-х годов.
Появились вещи простые и лаконичные по форме. Многое в них было необычно: геометрическая ясность силуэта, цельность пластин металла, не нарушенного дробным ажуром,яркие эмали.
Подобные изделия входили в ассортимент Ленинградского ювелирно-часового завода (клеймо «ЛЮ»)Ленинградская бижутерия отличалась высоким качеством и необычайно широким ассортиментом. Декор включает и модный «абстрактный» орнамент, и стилизованные растительные элементы, и фольклорные мотивы.
Иллюстрация из книги Е.С. Юровой "Блеск и нищета бижутерии.Повседневные украшения в России и СССР"
Наиболее значимый вклад в разработку нового стиля недорогих украшений внесла Вера Георгиевна Поволоцкая. – заслуженный художник России,главный художник Ленинградской ювелирной фабрики .В. Г. Поволоцкая - в ювелирном мире имя значимое. Ее произведения находятся в собрании многих музеев страны - Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля.
Работы В.Г,Поволоцкой https://www.instagram.com/p/CDjST6DJ1zS/
Вероятно, часть изделий Ленинградской ювелирной фабрики делалась на экспорт, поскольку некоторые из них, кроме обычного клейма, имели клеймо «сделано в СССР». Вот оно на моих "найденышах"
Клеймо ЛЮ2 М (редкий вариант написания клейма в две строчки).ЛЮ (Ленинградская ювелирная фабрика) .М-мельхиор, цифра 2-1962 год
А у них,оказалось,есть и близкая родственница
Фото отсюда https://auction.ru/offer/brosh_bolshaja_elka_elochki_emal_sssr_leningrad-i5547419306.html
"Брошь «елочки». Металл, эмаль. Клеймо «ЛЮ2 М», «Сделано в СССР». 6,5x3,2. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1962"
А вот и вторая пара раритетных серег.Более изящные,с подвижными подвесками. Мельхиор,эмали.1962 год
Тоже с гордым клеймом "Сделано в СССР"
И если бы они ушли на экспорт (для чего и ставилось клеймо), то ничуть не испортили бы обложки 1962-63 г.г. ни французского "ELLE", ни немецкого "BURDA"