Джон Франклин и его команда из 129 человек отправились в конце 1840−х годов в путь на двух кораблях — «Терроре» и «Эребусе». Из этого путешествия так никто и не вернулся. В 1847 году корабли попали в ледовый плен рядом с островом Короля Вильгельма, и все члены команды погибли. Канадские исследователи уже не первый год ведут поиски затонувших кораблей и, как недавно сообщал Infox.ru, возможно, сейчас напали на след «Террора».
Однако изучение этой легендарной экспедиции ведется не только на местности, но и в лабораториях. В 1990−х годах в Университете Макмастера проводились анализы костей одного члена команды Франклина, чьи останки удалось найти в Арктике. В тканях погибшего моряка ученые обнаружили высокое содержание свинца. Тогда у специалистов возникло подозрение, что свинец попал в пищу, а потом и в организм человека из швов запаянных консервных банок. По другой теории свинец попал в питьевую воду, которая подавалась в разные помещения корабля через специальный трубопровод. Возможно, свинцовое отравление ослабило здоровье всех членов экипажа, что усугубило их и так тяжелое положение в арктических льдах.
Консервную банку из-под супа, которая должна была подтвердить или опровергнуть одну из теорий, оставил в 1852 году на острове Дилей член одной из спасательных миссий, посланных на поиски «Эребуса» и «Террора». Ученые полагают, что продовольственные запасы английских спасательных кораблей «Резолют» (англ. «непоколебимый») под командованием Генри Келлета и «Интрепид» (англ. «бесстрашный») под командованием Фрэнсиса Макклинтока ничем не отличались от тех, что получила экспедиция Франклина. Если это так, то теория о предрешенности печального исхода путешествия подтверждается.
Исследователи определили содержание свинца в банке и в остатках супа с помощью метода рентгеновской флуоресценции (такие анализы проводятся только в двух лабораториях Канады). «Расчеты показали, что уровень содержания свинца значительно превышает норму. Этот тест проводится довольно быстро. Сначала мы обнаружили свинец в супе, поэтому были почти уверены, что увидим такое же содержание свинца и в запаечном шве», — рассказала профессор Фиона МакНейл (Fiona McNeill) из Университета Макмастера.
Медицинский физик Дэвид Четтл (David Chettle) отметил, что результаты теста еще не окончательные. Однако он добавил, что на данный момент сложно представить какие-либо другие способы отравления свинцом, кроме как через запаечные швы консервных банок. «Единственное, в чем мы на данный момент не уверены, так это с какой скоростью свинец из швов попадал в пищу», — подвел итог Четтл.
Антропологи и другие специалисты Университета Макмастера собираются продолжить исследование. Они хотят сделать похожий суп и запаять его в консервные банки так же, как это делалось в викторианскую эпоху. Эти современные консервные банки будут постепенно открываться, так что за следующий год ученые надеются уже точно сказать, сколько именно свинца попадало в еду путешественников XIX века за определенные промежутки времени и как быстро пищевые консервы стали ядовитыми.
В 1847 году, не получив сведений из похода, адмиралтейство стало готовить спасательные экспедиции.
Джейн настаивала, чтобы спасатели пошли к устью реки Больших Рыб. И
ошибка адмиралтейства состоит в том, что оно назначило целых три
экспедиции - в Берингов пролив, в устье Макензи и к проливу Ланкастер,
но не вняло предчувствию вдовы.
Когда спасатели отплыли к месту назначения, всем показалось, что они
подготовлены плохо и наспех, и едва прозвучала критика в адрес
адмиралтейства, сразу же стали готовить следующую спасательную
экспедицию. В январе 1848 года в Берингов пролив отплыл на "Плавере"
капитан Мур. В марте из Канады отправился пеший отряд спасателей Джона
Ричардсона и доктора Джона Рея. В мае на "Энтерпрайзе" и
"Инвестигейтере" к проливу Ланкастер отплыл Джеймс Кларк Росс. С ним
Джейн послала письмо супругу: "Любовь моя, если ты получишь это
письмо, пусть облегчит оно твои страдания".
Через год, не получив положительных результатов, адмиралтейство
объявило, что любое судно, которое сможет оказать помощь пропавшей
экспедиции, получит в награду 20 тысяч фунтов стерлингов. Однако в мае
1849 года оно отказалось продать леди Франклин два лихтера, которые
Джейн за свой счет хотела отправить на поиски в район устья реки
Больших Рыб. В июне она отправилась на Оркнейские, а затем на
Шетландские острова.
В ноябре вернулись ни с чем в Англию Ричардсон и Росс. Доктор Рей
остался продолжать поиски. Росс же нашел только "исключительно тяжелые
ледовые условия". В самом деле, и на севере и на юге района (где и
застряли суда Франклина) в те годы сложилась тяжелая ледовая
обстановка. Однако адмиралтейство, не внимая Джейн Франклин,
рассказывавшей о своих беседах с мужем перед его отъездом, продолжало
посылать корабли на поиски Франклина глубоко на север, в то время как
на юге оставался один только Рей. "Энтерпрайз" во главе с капитаном
Коллинсоном и "Инвестигейтер" под командой Мак-Клура отправились к
острову Мелвилл, чтобы обследовать его. В апреле суда "Леди Франклин"
и "София" направились в пролив Веллингтон. Экспедицию возглавлял
капитан Пенни. К острову Банкса отошли "Феликс" и "Мэри". Эту
экспедицию финансировала Компания Гудзонова залива, а возглавлял
73-летний Джон Росс! Экспедиция была организована и
Североамериканскими Штатами (вышла из Нью-Йорка в мае). В мае же
экспедиция, возглавляемая капитаном Остином, отправилась из Англии на
четырех судах, чтобы пройти на запад от пролива Ланкастер и оттуда
выслать санные поисковые группы к острову Мелвилл и к мысу Уолкер. 12
судов отправились на поиски, которые охватывали практически весь
Север! Но, к сожалению, только там, где погибла экспедиция Франклина,
не было никого.
А Джейн в своих обращениях к адмиралтейству продолжала настаивать на том, что следует искать в устье реки Больших
Рыб, потому что, зажатый льдами, Франклин покинул суда и отправился к
устью пешком. Так оно и было! Невероятно, до чего же верным может быть
интуитивное прозрение женщины. Любящей женщины! И это не все: леди
Франклин заявляла, что именно там можно будет что-то узнать от
эскимосов.
Она купила 90-тонное судно "Принс-Альберт" и оснастила его для
арктического похода, который возглавил Чарлз Форсайт. Судно вышло из
Абердина 5 июня 1850 года. Капитан Форсайт не имел опыта плавания в
Арктике, а доктор Сноу, прибывший из Канады, был вовсе не доктором, а
авантюристом, правда, искренне желавшим найти Франклина. Попав в
тяжелую ледовую обстановку, вместо того чтобы искать пути на юг,
Форсайт, уже руководимый "доктором" Сноу, стал пробиваться на север,
где собралось уже девять экспедиционных кораблей, - наверно,
беспрецедентный случай в истории!
Чтобы не возвращаться с пустыми руками, "спасатели" решили доплыть
хоть куда-нибудь. Мимо острова Бичи Форсайт провел "Принс-Альберта" в
восточный сектор пролива Веллингтон. "Потолкавшись" в общей сутолоке
еще немного, Форсайт и Сноу нашли кусок выцветшего брезента и
обглоданные бараньи и говяжьи кости, а также кусок каната длиной 44
фута. В этот же вечер они развернулись, а первого октября были уже на
родине.
Однако через неделю после отплытия "Принс-Альберта" на острове Бичи
были обнаружены следы первой зимовки Франклина! К сожалению, в гурии
(пирамиде из банок, камней и т.д., обозначавшей стоянку) не было
найдено указаний на то, куда отправились "Эребус" и "Террор" далее.
Безрезультатно закончился и 1851 год.
В июне экспедицией руководил упорный канадец Уильям Кеннеди, человек
долга, причем веривший в успех предприятия. Врача на "Принс-Альберт"
Джейн теперь тоже подобрала настоящего... Но и "настоящие" вернулись ни с чем: Кеннеди не
дошел 150 миль до места гибели Франклина, руководствуясь не картами, а
своими ощущениями при взгляде на окружающий пейзаж. Собираясь отплыть
в Англию, Кеннеди был настигнут новой экспедицией адмиралтейства. Одно
из судов - "Норд-Стар" - встретило "Принс-Альберта", и капитан передал
Кеннеди записку от леди Джейн, в которой ему предписывалось...
присоединиться к судам этой новой экспедиции, идущей на север! Видимо,
всякое терпение кончается, и Джейн Франклин устала быть
последовательной. Однако большинство команды "Принс-Альберта"
отказалось продолжать поиски, и 7 октября 1852 года "Принс-Альберт"
пришвартовался в Абердинском порту.
Вдова Франклина купила другое судно - "Изабеллу". В апреле 1853 года
под командованием Кеннеди "Изабелла" отправляется к берегам Сибири, а
адмиралтейство в то же самое время отправило на Север последнее судно
с предписанием сэру Белчеру ПРЕКРАТИТЬ ПОИСКИ: с 1845 года прошло
слишком много лет, чтобы надеяться на то, что кто-то из команды
Франклина остался жив, потому незачем было подвергать опасности еще
жизни многих. Леди Франклин получила уведомление от адмиралтейства,
что если Франклин до 31 марта 1854 года не будет найден, то имена всех
офицеров и матросов "Эребуса" и "Террора" будут вычеркнуты из списков
адмиралтейства.
В ответ Джейн Франклин, уже несколько лет носившая траур, сняла траур
и отказалась хлопотать о вдовьей пенсии!
Через 21 день после того, как решение адмиралтейства вступило в силу,
доктор Рей, занимавшийся нанесением на карту последних неоткрытых
участков Северо-Западного прохода, встретил эскимоса по имени
Инукпужиюк, У которого висела на шее золотая лента с фуражки
английского моряка... 16-17 мая Рей купил у этого и других эскимосов серебряные ложку и вилку с инициалами Френсиса Ричарда Мойры
Крозье. Правда, не зная об этом, Рей решил, что это вещи Мак-Клура, о
котором вот уже несколько лет, с 1850 года, не было вестей.
В дело вступил живой эскимосский "телефон"! Большая группа эскимосов
пришла к Рею для торговли: они принесли орден, принадлежавший
Франклину, и серебряную пластинку с его именем. А еще - 23 вилки и
ложки с "Эребуса" и "Террора", скальпель, нож, куски золотой цепочки,
части футляра от золотых часов, компас и лоскут фланелевой рубашки. А
самое важное - они рассказали Рею историю пребывания каблуков (белых
людей) на острове Кикерктак (остров Короля Вильгельма). С этих событий
и началось раскрытие тайны пропавшей экспедиции Франклина. Тем не
менее вот уже полтора века не могут найти могилу самого сэра Джона
Франклина, исчезла большая жестяная коробка, в которой хранился
судовой журнал, нет четкой картины, раскрывающей причину массовой
гибели людей в то время, когда, даже не имея возможности плыть, они
могли пешком переместиться в устье реки Больших Рыб и проделать
обратный путь по реке, вдоль берегов которой достаточно возможностей
выжить. Найденные и обследованные гурии в четырех точках, где
останавливалась редеющая группа первопроходцев, не содержали самого
главного - судовых документов. Хотя в одном гурии найдена капсула
(почему-то не запечатанная), а в ней - листок с записями. Первая
сделана в мае 1847 года и дает координаты первой зимовки на острове
Бичи. А также дальше: "Поднялись проливом Веллингтон до 77-го градуса
северной широты и вернулись вдоль западного берега острова Корнуоллис.
Сэр Джон Франклин командует экспедицией. Все благополучно. 27 мая,
понедельник, 1847 год. Отряд, состоящий из двух офицеров и шести
матросов, сошел с судна. Гм. Гор, лейтенант. Ч.В. Де-Во, штурман".
Вторая запись относилась уже к апрелю 1848 года. В ней говорилось о том, что
корабли попали в ледовый плен еще 12 сентября 1846 года, 22 апреля
1848 года 105 человек во главе с капитаном Ф.М. Крозье покинули
корабли, а 26 числа "выходят к Рыбьей реке Бака". Сообщалось о смерти
Джона Франклина 11 июня 1847 года и смерти Гора (без указания даты).
Судя по тому, что возле гурия были разбросаны самые необходимые,
особенно для моряков, вещи, можно было догадаться, что люди были
сильно истощены и поэтому оставили их.
Находку сделал Хобсон из экспедиции Мак-Клинтока, организованной
вдовой Франклина после того, как адмиралтейство отказалось от
дальнейших поисков в 1857 году. Кроме того, обнаружили шлюпку, которую
тащили на санях франклиновцы, возвращавшиеся на корабль из бухты
Террор. В шлюпке было два скелета, возле одного из них вдоль бортов
стояло по ружью, у каждого один ствол был заряжен, лежало 5 пар часов,
15 серебряных ложек, 11 серебряных вилок, из них 8 - с гербом
Франклина. Человек на носу шлюпки умер первым, а тот, что на корме,
был готов к обороне, но скончался от истощения.
Самое главное: чуть западнее мыса Глэдмен МакКлинток обнаружил скелет
молодого человека, который потом, при тщательной экспертизе найденных
в плохом состоянии документов, оказался Гарри Пегларом, моряком с
"Террора". А это означало, что хоть один человек из экспедиции
Франклина, но прошел Северо-Западным проходом! Цель экспедиции Джона
Франклина была все же достигнута.
В 1860 году энтузиаст-полярник Чарлз-Френсис Холл предпринял
самостоятельные поиски, позже он совершил еще несколько путешествий на
Север, в результате чего... разочаровался в эскимосах! Холл умер в
1871 году при попытке покорить Северный полюс.
Американец Фредерик Шватка на судне "Иоутен" направился на поиски документов Франклина, но попытка была безуспешной.
Экспедиция Руала Амундсена 1903 года, имеющая уже иные цели, все же
проделала ту работу, которой пренебрегли предшественники: похоронила
все останки, которые удалось обнаружить.
В 1930 году для поисков могилы Франклина и тайника с документами
канадское правительство организовало воздушную экспедицию,
закончившуюся ничем. Канадские вооруженные силы предпринимали попытку
и в 1967 году... Безре зул ьтатно.
История, начавшаяся знаком (флаг, укрывший сонного сэра Джона
Франклина), таким же мистическим знаком и завершается, причем, если
знак на протяжении полутора столетий продолжает появляться вновь и
вновь, возможно, она бесконечна, как легенда о "Летучем Голландце". В
апреле 1851 года бриг "Реновэйшен" под командой капитана Коварда
вблизи от Ньюфаундленда заметил льдину с впаянными в нее двумя
парусниками - предположительно "Эребусом" и "Террором". Однако,
вопреки морским правилам, Ковард не приказал обследовать корабли, чему
первый офицер Симпсон подчинился. Провели расследование, и даже
состоялся суд над капитаном, но патента он не лишился и был оправдан,
хотя морской суд и выразил ему презрение при вынесении оправдательного
приговора. Дело в том, что в момент встречи с парусником у Коварда
была высокая температура, и он действительно мог принять неправильное
решение.
Через пятьдесят лет, в 1907 году, французский пароход заметил льдину с
вмерзшим в нее парусником старого типа.
Событие 1851 года явно противоречит рассказам эскимосов о том, что
один парусник утонул у них на глазах, раздавленный льдами, а второй те
же льды выбросил на берег. Событие 1907 года противоречит этим рассказам наполовину.
Может быть, воды смыли "Террор" до 1851 года и он действительно кочует
по Атлантике?
В любом случае история пропавшей экспедиции Франклина является ярким
примером героизма, любви и верности. А вот о том, что же произошло на
острове Короля Вильгельма (Кикерктаке) на самом деле, мы, наверное,
никогда не узнаем.